Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №38/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

БИБЛИОГРАФИЯ

Исследования леворукости в России начались в двадцатые годы прошлого века. Одна из первых статей на эту тему — «Детская леворукость и проблема воспитания левой руки» доктора А.А. Капустина (Русская клиника. 1924. № 3). В ней он описывает результаты неврологического обследования детей. Среди тех, кто прошел обследование, оказалось 0,7% левшей, и у большинства из них были отмечены нарушения в развитии. Приговор, вынесенный доктором Капустиным левшам, был суров: «Дети-левши в своем большинстве являются дегенератами, отягченными грубыми клеймами вырождения и слабо одаренными». Этот прогноз не оправдался...
Вот список книг, посвященных проблемам левшества и появившихся в фондах библиотеки
им. К.Д.Ушинского за последние три года.

Безруких М.М. Проблемные дети / М.М. Безруких; Ун-т Рос. акад. образования. –
М.: Изд-во УРАО, 2000. 312 с.
В содерж.: Часть I: Леворукий ребенок в школе и дома. С. 5–259.
Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. –
М.: ВЛАДОС, 2000. – 143, [1] с. – Библиогр. в конце кн.
Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома / М.М. Безруких. – Екатеринбург: Литур, 2001. – 315, [2] с.: ил. – (учимся играя).
Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми: Метод. рекомендации / М.М. Безруких. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 63, [1] с.: ил. – (Готовимся к школе).
Безруких М.М. Прописи: Для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей / М.М. Безруких. – М.: Ювента, 2001. – 79 с.: ил.
Каранацкая Л.А. Теоретические и практические проблемы леворукости: Учеб.-метод. пособие / ДВГМА им. адм. Г.И. Невельского. – Владивосток, 2001. – 32 с. – Библиогр.: с. 29–31.
Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома / М.М. Безруких. 2-е изд., перераб. – Екатеринбург: У-фактория, 2003. – 299 с.: ил. – (Психология детства: Практикум).
Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия // Степанов С.С. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. – 640 с.: ил.
В содерж.: Леворукость. – С. 347–354.
Николаева Е.Н. Связь одаренности с леворукостью: миф и реальность: [По данным исслед.] / Е.Н. Николаева // Одаренный ребенок. – М.: Институт гуманитарного образования, 2003. № 4. С. 6–13. – Библиогр. в конце ст.

Парадокс Эйнштейна

Альберт Эйнштейн, по мнению Вяч. Иванова, был человеком ярко выраженного правополушарного типа. Судя по его биографии, в наше время он считался бы ребенком с диагнозом ЗПР и учился бы в коррекционном классе. Принадлежа к культуре, которую принято называть «левополушарной», мы в качестве главного критерия оценки развития выдвигаем критерий речевого развития. Как раз здесь у Эйнштейна и было слабое место. Он поздно научился говорить и отличался плохо развитой речью. Обучаясь в школе, маленький Альберт продолжал использовать словечки «детского» языка типа «баба» вместо «бабушка» и «киса» вместо «кошка». И уж конечно, не владел оборотами «исходя из вышесказанного» или «сделаем соответствующий вывод». Много позднее, уже будучи физиком с мировым именем, он высказывался на тот счет, что задержка в усвоении словаря взрослых помогла началу его научных размышлений. К тому возрасту, когда он с опозданием стал пользоваться немецкими словами «время» и «пространство», он уже понимал: никто из взрослых как следует не знает, что эти слова значат. Слова, пишет Вяч. Иванов, всегда играли для Эйнштейна подсобную роль, если не мешали ему. Его мышление протекало в несловесных правополушарных образах. Недаром он был отличным музыкантом.

Цит. по книге Вяч. Иванова «Нечет и чет.
Асимметрия мозга и динамика знаковых систем».