БИБЛИОГРАФИЯ
Исследования леворукости
в России начались в двадцатые годы прошлого века.
Одна из первых статей на эту тему — «Детская
леворукость и проблема воспитания левой руки»
доктора А.А. Капустина (Русская клиника. 1924. № 3). В
ней он описывает результаты неврологического
обследования детей. Среди тех, кто прошел
обследование, оказалось 0,7% левшей, и у
большинства из них были отмечены нарушения в
развитии. Приговор, вынесенный доктором
Капустиным левшам, был суров: «Дети-левши в своем
большинстве являются дегенератами, отягченными
грубыми клеймами вырождения и слабо одаренными».
Этот прогноз не оправдался...
Вот список книг, посвященных проблемам левшества
и появившихся в фондах библиотеки
им. К.Д.Ушинского за последние три года.
Безруких М.М. Проблемные дети /
М.М. Безруких; Ун-т Рос. акад. образования. –
М.: Изд-во УРАО, 2000. 312 с.
В содерж.: Часть I: Леворукий ребенок в школе и
дома. С. 5–259.
Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А.,
Безруких М.М. Психофизиология ребенка:
Психофизиологические основы детской валеологии:
Учеб. пособие / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер,
М.М. Безруких. –
М.: ВЛАДОС, 2000. – 143, [1] с. – Библиогр. в конце кн.
Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и
дома / М.М. Безруких. – Екатеринбург: Литур, 2001.
– 315, [2] с.: ил. – (учимся играя).
Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь
для занятий с детьми: Метод. рекомендации /
М.М. Безруких. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 63, [1] с.:
ил. – (Готовимся к школе).
Безруких М.М. Прописи: Для первоклассников
с трудностями обучения письму и леворуких детей /
М.М. Безруких. – М.: Ювента, 2001. – 79 с.: ил.
Каранацкая Л.А. Теоретические и
практические проблемы леворукости: Учеб.-метод.
пособие / ДВГМА им. адм. Г.И. Невельского. –
Владивосток, 2001. – 32 с. – Библиогр.: с. 29–31.
Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и
дома / М.М. Безруких. 2-е изд., перераб. –
Екатеринбург: У-фактория, 2003. – 299 с.: ил. –
(Психология детства: Практикум).
Степанов С.С. Популярная психологическая
энциклопедия // Степанов С.С. – М.: Изд-во ЭКСМО,
2003. – 640 с.: ил.
В содерж.: Леворукость. – С. 347–354.
Николаева Е.Н. Связь одаренности с
леворукостью: миф и реальность: [По данным
исслед.] / Е.Н. Николаева // Одаренный ребенок. –
М.: Институт гуманитарного образования, 2003. № 4. С.
6–13. – Библиогр. в конце ст.
Парадокс Эйнштейна
Альберт
Эйнштейн, по мнению Вяч. Иванова, был человеком
ярко выраженного правополушарного типа. Судя по
его биографии, в наше время он считался бы
ребенком с диагнозом ЗПР и учился бы в
коррекционном классе. Принадлежа к культуре,
которую принято называть «левополушарной», мы в
качестве главного критерия оценки развития
выдвигаем критерий речевого развития. Как раз
здесь у Эйнштейна и было слабое место. Он поздно
научился говорить и отличался плохо развитой
речью. Обучаясь в школе, маленький Альберт
продолжал использовать словечки «детского»
языка типа «баба» вместо «бабушка» и «киса»
вместо «кошка». И уж конечно, не владел оборотами
«исходя из вышесказанного» или «сделаем
соответствующий вывод». Много позднее, уже
будучи физиком с мировым именем, он высказывался
на тот счет, что задержка в усвоении словаря
взрослых помогла началу его научных размышлений.
К тому возрасту, когда он с опозданием стал
пользоваться немецкими словами «время» и
«пространство», он уже понимал: никто из взрослых
как следует не знает, что эти слова значат. Слова,
пишет Вяч. Иванов, всегда играли для Эйнштейна
подсобную роль, если не мешали ему. Его мышление
протекало в несловесных правополушарных
образах. Недаром он был отличным музыкантом.
Цит. по книге Вяч. Иванова
«Нечет и чет.
Асимметрия мозга и динамика знаковых систем». |