«Глухая
инструкция»
«Детектор
ошибок» «Исправь
ошибки» Для подобных заданий можно использовать и специально приготовленные тексты, и письменные работы самого ребенка. После этих вводных реплик обратимся к некоторым циклам упражнений, доказавших свою очевидную эффективность и профилактическую ценность в процессе формирования различных аспектов и уровней произвольной саморегуляции детей. Причинно-следственные отношения.
|
первый — метель — январь — зима — июль — почка — цыпленок — лето — дождь — завтрак — седьмой — 1998 — молния — гусеница — и т.д. |
Если решение позволяет предложить несколько ответов (например, за словом «первый» может следовать слово «второй», а может — «десятый»), подробно обсудите их все, а потом выберите вместе с ребенком наиболее точный.
«Составление
рассказа по картинке или серии картинок»
Перед ребенком выкладывается картинка с
понятным сюжетом или серия картинок в правильной
смысловой последовательности, которые отражают
определенное развертывающееся событие. Ему необходимо
воспроизвести заданный сюжет. Если он не может
самостоятельно рассказать историю по данным
картинкам, предложите ему ответить на вопросы к
ним.
На следующем этапе важно намеренно нарушить
заданный порядок картинок. Цель — наглядная
демонстрация того, что изменение порядка
картинок (событий) коренным образом все меняет
(вплоть до полного абсурда) сюжет.
«Прослушай
и перескажи»
Прослушивание (прочтение) рассказов с
последующим пересказом и беседой о смысле
воспринятого.
На следующем этапе можно перейти к работе над
пониманием пословиц и поговорок, морали басен,
идиоматических выражений и т.п.
«Ранжирование»
Объясните ребенку, что такое ранжирование, и
попросите его проранжировать по определенному (в
каждом случае своему) принципу: несколько цифр
или чисел, букв, палочек разной длины, более и
менее жестких предметов; понятий:
горох—абрикос—арбуз—апельсин—вишня;
пчела—воробей—бабочка—страус—сорока;
зуб—рука—шея—бровь—нога;
молчать—говорить—кричать—шептать и т.п.
Чем больше такого рода загадок вы придумаете, чем
больше принципов ранжирования (по форме, фактуре,
оттенкам цвета, величине, скорости, плавности и
т.д.) и причинно-следственных связей наглядно (!)
покажете ребенку, тем быстрее он забудет о своих
проблемах в контактах с людьми и в учебе.
«Вставь
пропущенное слово»
Предложите ребенку поразмыслить (с опорой на
верхний ряд слов), по какому принципу
составляется слово в скобках, и разгадать
пропущенное слово в нижнем ряду.
БАГОР (РОСА) ТЕСАК ГАРАЖ (...) ТАБАК (ответ: жаба) |
ВОСК (СОХА) ФРАХТ СКОТ(...) ФРОНТ (ответ: окно) |
ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ КОСЯК (...) МИРАЖ (ответ: кожа) |
КАНВА (ВНУК) УЛИКА ХОЛСТ (...) ОЛЕНЬ (ответ: слон) |
«Продолжи
ряд чисел»
Даны ряды чисел. Отметьте особенность
(закономерность) составления каждого ряда и
продолжите его, назвав (записав) подряд несколько
чисел.
6 9 12 15 18 21 5 10 15 20 25 30 3 7 11 15 19 23 16 12 15 11 14 10 |
(24 27 30 33) (35 40 45 50) (35 40 45 50) (13 9 12 8) и т.д. |
«Найди
три числа»
Напиши три следующих числа в каждом ряду:
2 4 6 8 2 5 8 11 8 12 16 20 |
(10 12 14) (14 17 20) (24 28 32) |
1 4 7 10 21 17 13 4 9 16 |
(13 16 19) (9 5 1) (25 36 49) и т.д. |
Многозначность и иерархия понятий.
Обобщающая функция слова
Прекрасной «зарядкой» для мозга здесь является подбор аналогий, метафор, синонимов и антонимов и т.п. Понятно, что вначале такие занятия должны выполняться исключительно в наглядном плане. Мы же рассмотрим более сложные варианты, но идеология от этого не меняется.
«Закончи
предложение»
Ребенку предлагается список незаконченных
предложений.
Инструкция: «Продолжи предложение, выбрав
наиболее подходящее слово».
• У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды,
корень).
• У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния,
пряжка).
• У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава,
пуговицы).
• У картины всегда есть... (художник, рама,
подпись).
В младшем возрасте это упражнение, естественно,
следует выполнять, стоя перед конкретным деревом
или картиной, разглядывая и щупая конкретное
платье (кастрюлю, куклу, ананас).
«Классификация
по зрительному образцу»
Для данного упражнения можно использовать
детское лото.
Разложите картинки на столе и предложите ребенку
выбрать все картинки, подходящие к заданной.
Например, к яблоку ребенок должен будет
подобрать все картинки, на которых изображены
фрукты (ягоды и овощи — в зависимости от задания).
Затем попросите ребенка назвать каждую картинку;
обсудите с ним, почему он сделал такой выбор, чем
схожи и чем отличаются эти предметы.
Можно выбирать любые картинки с предметами по
определенному заданному общему признаку,
например по форме (цвету, фактуре, температуре,
звучанию) или функциональному признаку.
«Разложи по
группам»
Ребенку предлагается некоторое количество
предметных изображений, которые он должен
разложить на обобщенные группы: например, грибы и
ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Ребенок
должен дать название каждой получившейся группе
и перечислить (назвать) все ее составляющие.
«Найди
сходство и различия»
Ребенку для анализа предлагаются пары предметов
(картинок, слов), в которых он должен отметить
общее и разное.
Например: соловей—воробей, лето—зима,
стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль,
заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и
т.д.
«От
частного к общему»
Объясните ребенку следующее: есть слова, которые
обозначают множество похожих предметов, явлений.
Эти слова являются общими понятиями. Например,
«фрукты». Этим словом можно назвать яблоки,
апельсины, груши и т.п.
Но есть слова, указывающие на меньшее число
похожих предметов, и они являются частными,
конкретными. Например, «яблоки». Этим словом
называются все яблоки (и большие, и маленькие,
зеленые, красные и др.).
А теперь попросите ребенка подобрать общие
понятия к частному. Можно в помощь ему сделать
набор карточек с соответствующими
изображениями. Понятно, что небесполезно
придумать аналогичные упражнения, но из серии
«От общего к частному».
«Чего
больше?»
Ребенок должен ответить на вопрос и обосновать
свой ответ: «Чего больше: берез или деревьев,
земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или
ландышей, китов или млекопитающих, слов или
существительных, квадратов или прямоугольников,
пирожных или сладостей?»
«Подбери
общее понятие»
Предложите ребенку дополнить ряд и назвать одним
словом следующие понятия:
яблоко, груша — | стул, шкаф — |
огурец, капуста — | ботинок, сапог — |
кукла, мячик — | чашка, тарелка — |
кошка, слон — | нога, рука — |
цветок, дерево — | окунь, щука — |
роза, одуванчик — | март, сентябрь — |
дуб, береза — | фонарь, лампа — |
дождь, снег — | день, ночь — |
озеро, море — | пчела, жук — |
«Классификация
предметов по обобщающему слову»
По заданному обобщенному понятию (например,
посуда, овощи, мебель, предметы, сделанные из
железа, и т.д.) ребенок должен выбрать из общего
набора картинок (реальных предметов) те, которые
будут соответствовать заданному понятию.
«Лишнее
слово»
Прочитав слова (рассмотрев набор картинок),
ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово
— лишнее? Почему?»
Тарелка, чашка, стол, чайник. Береза, осина, сосна, дуб. Диван, стол, кресло, дерево. Карандаш, мел, пенал, кукла. Землетрясение, тайфун, гора, смерч. Круг, треугольник, трапеция, квадрат. Запятая, точка, тире, союз. |
«Исключи
лишний признак»
Ребенку предлагается выделить признак, который
не подходит ко всем остальным, и назвать фактор,
бобщающий оставшиеся слова. Примеры:
Зимний, летний, осенний,
июньский, весенний. Красный, синий, красивый, желтый, серый. Деревянный, стеклянный, железный, ветхий, пластмассовый. Старый, высокий, молодой, пожилой, юный. Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный. |
«Многозначность
слов»
Сыграйте в игру «Посмотри, как интересно!».
Назвав любое слово (существительное,
прилагательное, глагол), посоревнуйтесь, кто
больше придумает ситуаций и предложений, в
которых «участвует» это слово. Например:
«летать» можно во сне, на самолете и на
дельтаплане; как птица (орел и стриж) и как снег
(лист); высоко, низко, стремительно и т.д.
«Омонимы»
Вспомните вместе с ребенком и вставьте вместо
точек в скобках слово, которое означало бы то же,
что и слова, стоящие вне скобок.
ТКАНЬ (...) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА (газ) РОДНИК
(...) РЫБА (...) ЖИВОТНОЕ (...) ЗАЛИВ (...) СКАМЬЯ (...) |
Подумайте, как много действий мы с вами
осуществляем автоматически. Если уж природа не
всегда стабилизирует у левшей этот уровень
психической жизни — этим придется заняться вам.
Конечно, опора на богатый арсенал внешних,
осознанных средств существенно увеличивает у
левшей число степеней свободы для достижения той
или иной цели.
Но тот же феномен свидетельствует о слабости их
адаптивных механизмов, изнашиваемости нервной
системы в целом — ведь все «пропускается через
голову»! Последствия мы и наблюдаем повсеместно
у левшей, в том числе и в детском возрасте: частые
эмоциональные и психосоматические срывы,
склонность к неврозоподобным проявлениям и
повышенная истощаемость.
Иными словами, их нейропсихологический статус
достаточно часто можно описать по формуле: «Нос
вытащил — хвост увяз...»
Анна СЕМЕНОВИЧ
Книга выйдет в издательстве
«Генезис»
в последнем квартале 2004 года.
Информацию о книге можно получить
по телефону: (095) 282 51 35