Во время встречи с Платоном
тиран Дионисий спросил:
— Скажи, Платон, в чем, по-твоему, задача
правителя?
— В том, чтобы делать
из подданных хороших людей.
— А быть тираном, по-твоему,
не требует храбрости?
— Ничуть! — воскликнул Платон. — Тиран самый
трусливый
на свете человек. Он дрожит даже при виде бритвы в
руках своего цирюльника.
Филипп Македонский так возгордился
своими успехами,
что вынужден был спасаться
придуманным им же средством:
назначил особого раба,
чтобы тот каждое утро
трижды кричал ему такие слова:
— Помни, что ты человек!
Помни, что ты человек!
Помни, что ты человек!
Из античных «анекдотов»
Некий менеджер поучал
будущих начальников: «Каждый сотрудник, входящий
в ваш кабинет, приводит в собой толпу «обезьян» —
большие и маленькие проблемы, которые он хочет с
вами обсудить. В действительности он хочет
только одного: пересадить «обезьян» со своих
плеч на ваши, чтобы вместо него мучились вы.
Остерегайтесь этого! Следите за тем, чтобы
входящий получал всех своих «обезьян» назад. Или
вас прельщает роль служителя обезьянника?»
С появлением психолога школьная администрация
обнаружила, что именно на его плечи очень удобно
спихивать чужих «обезьян» — и учительских, и
своих собственных. Этому «замечательному»
открытию во многом способствовал обширный и
неопределенный функционал психолога... и лукавая
вера в беспредельные силы психологической науки.
Школьный психолог, как правило, в учреждении
ОДИН, но представляет собой всю психологию в
целом и поэтому должен отдуваться за могущество
целой психологии.
Выход из этой ситуации есть, хотя и не слишком
надежный и совсем не быстродействующий.
Необходимо внедрять в школу особый слой культуры
— психологической культуры управления. Как это
делать — вопрос отдельный. И, возможно, читатели
смогут поделиться и с нами, и с коллегами своим
опытом на этом поприще.
Мы же будем рассказывать о том, что, собственно,
составляет основу этой культуры.
Марина АРОМШТАМ
|