Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2004

Во время встречи с Платоном
тиран Дионисий спросил:
— Скажи, Платон, в чем, по-твоему, задача правителя?
— В том, чтобы делать
из подданных хороших людей.
— А быть тираном, по-твоему,
не требует храбрости?
— Ничуть! — воскликнул Платон. — Тиран самый трусливый
на свете человек. Он дрожит даже при виде бритвы в руках своего цирюльника.

Филипп Македонский так возгордился своими успехами,
что вынужден был спасаться
придуманным им же средством:
назначил особого раба,
чтобы тот каждое утро
трижды кричал ему такие слова:
— Помни, что ты человек!
Помни, что ты человек!
Помни, что ты человек!

Из античных «анекдотов»

Некий менеджер поучал будущих начальников: «Каждый сотрудник, входящий в ваш кабинет, приводит в собой толпу «обезьян» — большие и маленькие проблемы, которые он хочет с вами обсудить. В действительности он хочет только одного: пересадить «обезьян» со своих плеч на ваши, чтобы вместо него мучились вы. Остерегайтесь этого! Следите за тем, чтобы входящий получал всех своих «обезьян» назад. Или вас прельщает роль служителя обезьянника?»
С появлением психолога школьная администрация обнаружила, что именно на его плечи очень удобно спихивать чужих «обезьян» — и учительских, и своих собственных. Этому «замечательному» открытию во многом способствовал обширный и неопределенный функционал психолога... и лукавая вера в беспредельные силы психологической науки.
Школьный психолог, как правило, в учреждении ОДИН, но представляет собой всю психологию в целом и поэтому должен отдуваться за могущество целой психологии.
Выход из этой ситуации есть, хотя и не слишком надежный и совсем не быстродействующий. Необходимо внедрять в школу особый слой культуры — психологической культуры управления. Как это делать — вопрос отдельный. И, возможно, читатели смогут поделиться и с нами, и с коллегами своим опытом на этом поприще.
Мы же будем рассказывать о том, что, собственно, составляет основу этой культуры.

Марина АРОМШТАМ