КТО ЗДЕСЬ ОХОТНИК, КТО — ДОБЫЧА?
Самым трудным для любого
из нас является общение с агрессивно настроенным
собеседником. Часто эту «амбразуру» приходится
прикрывать именно психологу. Он, как специалист
по конструктивному взаимодействию, должен быть
готов к самым напряженным вариантам общения не
только с детьми, но и с учителями и родителями.
О том, как грамотно вести себя в ситуации
эмоционально напряженного общения, рассказывает
практикующий психолог, директор центра
практической психологии «Катарсис», заведующая
кафедрой практической психологии и менеджмента
Государственной академии инноваций,
кандидат психологических наук
Галина САРТАН
Что может
сдержать агрессивно настроенного человека?
Уверенность в себе его партнера по общению,
причем не показная, а настоящая. Как только
агрессивный человек почувствует, что его
собеседник ощущает неуверенность в своих силах,
у него удваивается энергия агрессии. Любая
слабость вызывает усиление гнева со стороны
нападающего, она как бы подпитывает его.
Но ведь
не всегда удается в такой ситуации сохранять
хладнокровие. Как этого все-таки добиться?
Когда на вас нападает разгневанный человек,
прежде всего нужно перестать бояться и защищать
себя. Ведь нападают не на вас лично, а на какую-то
неприятную ситуацию, слова, поступок. Нападают, в
конце концов, на самого себя. Нельзя забывать и о
том, что нападение может быть защитной реакцией.
Я бы порекомендовала не воспринимать партнера по
общению, находящегося в состоянии гнева, как
своего врага, поскольку в этом случае мы начинаем
обороняться, тем самым только провоцируя
агрессию.
Главное — уйти от чувства вины за то, что ты стал
объектом нападения. Очень полезно подумать, с чем
же связана агрессия, определить мотив подобного
поведения. Определение мотивации того или иного
поступка, причины эмоциональной реакции другого
человека — главная задача психолога.
Желательно оценить всю ситуацию с позиции
наблюдателя. Ведь любой человек, демонстрирующий
агрессивное поведение, имеет и свои
положительные качества. Их надо постараться
разглядеть.
На мой взгляд, любой контакт с агрессивным
человеком полезен для психолога.
Это
интересно! А почему?
Во-первых, работа по нормализации эмоционально
насыщенного общения может способствовать
повышению профессионализма. Справившись с
агрессией другого человека, вы будете
чувствовать себя более компетентным. Во-вторых,
вам предоставляется возможность увидеть
человека в самых полярных его проявлениях. А в
состоянии гнева человек раскрывается намного
больше, чем тогда, когда он себя контролирует.
Специалисты кадровых агентств, например, считают
за благо вызвать агрессию у того, кто нанимается
на работу, чтобы оценить его поведенческие
реакции в различных эмоциональных состояниях.
Это является своеобразным диагностическим
методом, который предоставляет психологу очень
много информации о партнере по общению.
Кроме того, агрессивное проявление дает
возможность получить дополнительную информацию
о том, что происходит вокруг. Человек, вышедший из
себя, непроизвольно расскажет о происходящем
все, что он знает. Анализ полученной в ходе
подобного наблюдения информации дает психологу
возможность поразмыслить об истинных причинах
агрессии собеседника и мотивации его поступков.
А это, в свою очередь, укажет стратегию
дальнейшего общения с этим человеком.
Какова же
эта стратегия?
Агрессивного человека надо прежде всего очень
внимательно выслушать. Причем делать это (как я
уже говорила) с позиции стороннего наблюдателя.
Об этом надо постоянно помнить любому
специалисту и на первых порах приучать себя в
процессе работы находиться именно в этой
позиции. Если вы оцениваете ситуацию с позиции
наблюдателя, то вам легче анализировать ее и
руководить процессом.
Профессионал никогда не должен вовлекаться в
конфликтную ситуацию. Все, что от него требуется
на первом этапе взаимодействия, — просто
выслушать человека, постараться понять его и
дать возможность выговориться. Это способствует
снятию агрессии.
При этом психолог может использовать приемы
активного слушания: поддакивать, кивать головой,
задавать уточняющие вопросы (необидные для
собеседника), всем своим видом показывая, что
собеседник ему интересен, как и любой другой
человек. Ему интересна та ситуация, которая
вызвала гнев, и он готов в ней разобраться.
Ни в коем случае нельзя нападать на агрессивно
настроенного человека как на неправого,
поскольку любое возражение или оспаривание
аргументов приводит к тому, что человек начинает
защищаться и таким образом проявлять еще большую
агрессию.
Даже если
психолог категорически не согласен с оппонентом?
Дело в том, что в эмоционально-стрессовом
состоянии человек зажимается, ощущает
внутреннее напряжение. И пока он не успокоится,
не расслабится, никакие логические доводы им не
будут восприниматься из-за защитного барьера
эмоций. Любая информация, пусть даже самая
разумная, будет проходить через фильтры его
отрицания.
Поэтому первое, что должен сказать психолог,
выслушав собеседника: «Да! Да, я с вами согласен!»
Это называется «косвенное согласие». Даже если
вы не принимаете то, что говорит собеседник,
внешне это не должно проявляться.
И только после того как вы увидите, что человек
начинает успокаиваться, после косвенного
согласия с ним, вы говорите: «Но! Давайте
посмотрим на ситуацию с другой стороны».
Существуют ли специальные приемы, чтобы быстро
успокоить человека?
В принципе, все, что я перечислила, способствует
этому: согласие с человеком, внимательное его
выслушивание, уточняющие вопросы. Никакие
специальные приемы релаксации я бы в этом момент
проводить не стала. Многие люди, почувствовав,
что в ситуации гнева или стресса с ним начинают
общаться «профессионально», еще больше
распаляются.
Нужно всегда исходить из того, что человек в
определенной ситуации имеет право проявить гнев.
Может быть, ему в данный момент нужен этот выброс
эмоций, чтобы с ним не случился сердечный
приступ. Или он таким образом отчаянно пытается
добиться чего-то такого, чего он раньше (при всей
своей терпеливости) не добивался. Наверное, все
люди в какой-то момент своей жизни «доходили до
точки», когда, только накричав на собеседника,
могли ему что-то доказать.
В любом случае, если человек в состоянии агрессии
начинает осознавать, что рядом есть кто-то, кто
понимает и принимает его, его агрессия пропадает.
Можно использовать такой простой прием, как
перемена места. Я бы порекомендовала человеку,
подвергающемуся агрессии, прежде всего изменить
позу и расположение в пространстве: встать,
отойти в сторону, подвинуть стул. Любое такое
движение непроизвольно снимет часть агрессии
собеседника.
Как
дальше строить взаимодействие с разгневанным
человеком? Ведь при общении с педагогом или
родителем психологу надо решать вполне
определенные задачи.
После того как агрессивно настроенный человек
успокоился, он в состоянии воспринимать
логические доводы. На этом этапе психолог должен
дать ему возможность посмотреть на сложившуюся
ситуацию с позиций разных ее участников, как бы
препарируя ее и показывая, что она не столь уж
однозначна.
Анализируя вместе с психологом различные точки
зрения, человек получает более полную картину
того, что произошло, и на основании этого может
сам сделать вывод, как вести себя дальше. Я бы
рекомендовала проводить анализ ситуации, не
убеждая в чем-то собеседника, а давая ему
возможность поразмышлять самому.
Для этого можно задавать наводящие вопросы: «Как
вы думаете, в каком состоянии находится ребенок
после того как вы накричали на него?», «Часто ли
вы таким образом с ним общаетесь?», «Как он обычно
реагирует на это?», «Что происходит потом?», «Что
чувствуете вы сами после такого общения?»,
«Возникает ли у вас чувство вины?», «Что вы при
этом делаете?», «Если и в дальнейшем такое будет
повторяться, то к чему это может привести?»,
«Какой стиль взаимодействия с ребенком
выработается у вас и чему вы научите его в
общении с другими людьми?».
Проводя такую беседу, вы ничего не утверждаете,
не навязываете свое мнение, не учите, как
правильно себя вести, а просто даете человеку
информацию для размышления. Тем самым вы
незаметно подводите его к тому, чтобы он сам
задумался над сложившейся ситуацией и сделал для
себя определенные выводы.
А выводы, к которым человек приходит
самостоятельно, являются более личностно
значимыми, чем те, которые ему пытаются навязать
извне.
Иногда даже можно прервать общение с человеком
на этапе раздумий, дав ему возможность
самостоятельно принять решение. Если же человек
готов к дальнейшему разговору, то можно
поинтересоваться у него: «Что лучше предпринять
в этой ситуации, чтобы эффективно разрешить ее?»
А если
собеседник полностью уверен в своей правоте?
Здесь я бы не стала делать поспешных выводов.
Ведь человек может демонстрировать уверенность
в правоте своих слов в ситуации эмоционально
напряженного общения только потому, что хочет
отстоять право быть лидером во взаимодействии с
вами. Но потом, наедине с собой, он (подумав над
вашими вопросами и еще раз прожив конфликтную
ситуацию) может кардинально изменить свое
мнение.
Дайте такому человеку возможность быть лидером в
общении с вами, позвольте ему в этот момент
отстоять свою правоту. Но предоставьте ему также
и возможность как следует поразмыслить над
вашими вопросами.
Не надо надеяться, что человек быстро изменится.
Могут пройти месяцы, а иногда и годы, прежде чем
он осознает необходимость изменить свое
поведение. И вы не бог, чтобы сразу, за время одной
встречи, изменить человека. Но в ваших силах
показать ему широкий арсенал стратегий
поведения, которыми он может воспользоваться в
дальнейшем.
Именно такую работу с агрессивно настроенным
человеком можно считать профессиональной. При
этом психолог должен постоянно учиться,
используя любую, пусть самую неприятную и
агрессивную ситуацию для того, чтобы повышать
свою профессиональную компетентность.
Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА
|