Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2004


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

НА МОСТИКЕ ДОВЕРИЯ

Детей учат не моральные наставления, а стиль взаимодействия, образ поведения взрослого. Личность преподавателя (психолога, педагога) становится решающим фактором в воспитании у детей чувства уверенности в себе и социальной терпимости. Поэтому проблемы управления детской группой неразрывно связаны с проблемой доверия между детьми и взрослыми.
Доверие начинается с отношений «педагог—учащийся». Чтобы учащиеся доверяли учителю (любому другому взрослому), нужно дать понять им, что учитель (психолог) — такой же человек, как и они; нужно снабжать детей информацией не только относящейся к определенному предмету и роду занятий, но и по проблемам, касающимся жизни учащихся. Там, где возможно (хорошо бы каждый день), следует уделять несколько минут обсуждению с классом новостей, полученных через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение). Это поможет взглянуть на проблемы детей менее формально.
Взрослый, работающий с детьми (психолог или учитель), должен быть всегда готов обсуждать противоречия и конфликты, возникающие в классе. Необходимо подчеркивать, что любая проблема является принципиально разрешимой. Система работы с проблемой, возникшей в классе, может строиться по такому плану:
1. Взрослый формулирует для себя проблему, затрудняющую классную жизнь, признает для себя ее существование.
2. Взрослый обращается к детям, которых касается данный конфликт, с предложением вместе обсудить их поведение.
3. Взрослый описывает произошедшее. Затем просит очевидцев дать свое описание события. Нужно дать возможность высказаться по очереди всем присутствующим, не прерывая выступающих. Гневного или испытывающего острое чувство вины ребенка можно подбодрить, погладив его или обняв. Однако важно при описании событий разными очевидцами все-таки оставаться нейтральным.
4. Взрослый предлагает участникам конфликта обрисовать несколько возможных способов решения проблемы. Если дети затрудняются, предлагает эти решения сам, обосновывая их.
5. Важно подчеркнуть, что может существовать не одно справедливое решение, а несколько. Взрослый поощряет детей к обдумыванию физических и эмоциональных последствий каждого решения. При этом нужно опираться на предшествующий опыт детей.
6. Выбирается одно из решений, по которому можно прийти к общему согласию, и вырабатывается совместный план действий по его реализации.
Детям, оказавшимся в роли жертвы внутри конфликта, взрослые должны помогать. Особенно если конфликтная ситуация вызвана к жизни не личными качествами ребенка, а расовыми или националистическими предрассудками.

По материалам
Центра по правам человека, Женева