Педагогический
университет «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ТРЕНИНГА В ШКОЛЕ
Учебный план курса
№ газеты |
Учебный материал |
33 |
Лекция № 1.
Психологический тренинг и его мифология |
35 |
Лекция № 2. Тренинг в
системе методов практической психологии |
37 |
Лекция № 3. Сущность
тренинговых методов
Контрольная работа № 1 (срок выполнения — до 15
ноября 2004 г.) |
39 |
Лекция № 4.
Тренинговые методы работы с прошлыми событиями |
41 |
Лекция № 5.
Тренинговые методы работы со «случающимися»
событиями
Контрольная работа № 2 (срок выполнения — до 15
декабря 2004 г.) |
43 |
Лекция № 6. Тренинговые
методы работы с конструируемыми событиями |
45 |
Лекция № 7. Организационные
аспекты реализации тренинговых методов |
47 |
Лекция № 8. Примеры
тренинговых методов и упражнений |
Итоговая
работа. Итоговая работа должна представлять
собой программу тренинговых занятий, созданную в
соответствии с предложенной в лекциях формой, и
содержать по крайней мере одно занятие, подробно
описанное и снабженное комментариями
относительно использованных методов. Должна
присутствовать справка из образовательного
учреждения, подтверждающая факт проведения
указанного тренинга. Итоговые работы,
сопровождаемые справками из учебного заведения
(актами о внедрении), должны быть отправлены в
Педагогический университет не позднее 28 февраля
2005 г. |
Лекция пятая.
ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ
СО «СЛУЧАЮЩИМИСЯ» СОБЫТИЯМИ
К числу тренинговых методов работы с теми
событиями, которые «случаются» на тренинге,
можно отнести следующие:
метод концентрации присутствия (активизация
происходящего события в психологическом
пространстве);
метод групповой рефлексии (активизация
происходящего события в пространстве дискурса);
метод построения диспозиций (активизация
происходящего события в пространстве физической
реальности).
Все эти методы направлены на то, чтобы в процессе
тренинговой работы разворачивались события,
которые оказались бы неожиданными для членов
группы (поскольку они этих событий еще никогда не
проживали) и значимыми для их изменений.
МЕТОД КОНЦЕНТРАЦИИ ПРИСУТСТВИЯ
Реализуя этот метод, тренер
стремится заострить внимание участников на том,
что с ними происходит в настоящую минуту. Самым
распространенным приемом является
использование особого рода вопросов, которые
можно назвать вопросами на осознавание.
Вот несколько примеров: «Что ты сейчас
чувствуешь? О чем ты сейчас думаешь? Какие
ощущения возникли у тебя в теле? Где именно они
сосредоточены?» Другим приемом является
фиксация (констатация) тренером того, что он
наблюдает: «Сейчас ты произнес, что Роман тебя
раздражает... Ты опустил глаза... Твоя правая рука
сжимает подлокотник кресла...» и т.п. Такие
довольно простые техники порой оказывают
ошеломляюще сильное воздействие на участников,
давая им возможность глубоко пережить и
прочувствовать событие, происходящее в его
психологическом пространстве «здесь и теперь».
Сходный эффект могут иметь некоторые упражнения
телесно-ориентированной терапии, а также задания
на самоанализ. В последнем случае речь идет,
например, о таких приемах, как предложение дать
свободное самоописание или сосредоточиться на
своих ощущениях и фиксировать их мысленно.
Общим свойством приемов и технологий в рамках
указанного метода является проживание
участниками тренинга внутри себя события, не
принесенного из прошлого, а происходящего в
настоящем. При этом событие не выносится в
пространство дискурса (такое вынесение может в
дальнейшем произойти — тогда потребуется другой
метод, — а может и не произойти).
Фредерик Перлз, основатель гештальт-терапии,
писал по этому поводу (1993, с. 42): «Актуальное
находится всегда в настоящем времени. То, что
случилось в прошлом, было актуально тогда, а то,
что случится в будущем, будет актуально, когда
оно случится. То же, что актуально теперь, — и
таким образом все, что вы можете осознавать, —
должно быть в настоящем. Следовательно, если мы
хотим развить чувство актуальности, нам
необходимо подчеркивание таких слов, как
«сейчас» и в «этот момент».
Точно так же то, что актуально для вас, должно
быть там, где вы находитесь. Отсюда подчеркивание
таких слов, как «здесь». Вы не можете в данный
момент пережить непосредственно какое-либо
событие, если оно происходит за пределами ваших
рецепторов. Вы, конечно, можете вообразить его
себе, но этот процесс «воображения» будет
происходить там, где вы есть.
Для психоанализа привычно (например, в
интерпретации снов) говорить о настоящем как
включающем недавнее прошлое, скажем, последние 24
часа. Но здесь, когда мы говорим о настоящем, мы
будем иметь в виду непосредственное настоящее,
здесь-и-теперь: время протяженности вашего
внимания, время, которое есть «сейчас».
Одним из простых приемов внутри метода
концентрации присутствия является упражнение
«Самоанализ».
Каждый из участников, сидящих в кругу, получает
лист бумаги и делит его на четыре части. Дается
следующая инструкция: «Дайте 10 ответов на
вопрос: «Кто я такой?» Сделайте это быстро,
записывая свои ответы точно в той форме, в какой
они сразу приходят в голову. Запишите их в первый
столбик. Во второй столбик запишите ответы на тот
же вопрос, но так, как, по вашему мнению,
отозвались бы о вас ваши близкие (выберите
кого-то конкретно). В третий столбик запишите
ответы на тот же вопрос так, как, по вашему мнению,
отозвался бы о вас участник группы, сидящий слева
от вас. Теперь сложите листок так, чтобы не были
видны ваши записи, и передайте соседу слева.
Получив лист, в оставшемся пустом столбике
запишите 10 ответов на вопрос: «Кто такой — тот
человек, который дал вам этот лист?»
Дальнейшая работа может происходить уже в других
пространствах: в пространстве дискурса в форме
обсуждения (угадывания) или в физическом
пространстве — через телесные прикосновения к
авторам описаний.
МЕТОД ГРУППОВОЙ РЕФЛЕКСИИ
Этот метод является в полном смысле центральным
не только в группе методов работы со
«случающимися» событиями, но вообще среди
методов тренинга. Обычно групповую рефлексию
рассматривают как заключительный этап самых
разнообразных тренинговых техник, но в
действительности она выступает в качестве
отдельного и исключительно важного метода.
Групповую рефлексию можно определить как
совместное обсуждение и анализ событий,
происходящих в группе, с целью стимуляции
групповых и индивидуальных процессов. При этом
групповая рефлексия может происходить по поводу
событий, случившихся как в психологическом
пространстве участников, так и в пространстве
физической реальности. В то же время в результате
применения этого метода происходят события в
пространстве дискурса, в котором этот метод и
осуществляется, и эти события также становятся
предметом обсуждения. Анализ индивидуальных
переживаний усиливает сплоченность группы и
одновременно облегчает самораскрытие
участников.
Групповая рефлексия может проходить в форме
дискуссий разного типа, например, в форме
неструктурированной (нерегламентированной)
дискуссии, в которой тренер пассивен, темы
выбираются самими участниками, время дискуссии
формально не ограничивается.
С точки зрения содержания групповой рефлексии
этот метод может быть представлен в виде,
например, дискуссии интеракционного типа,
материалом которой служат структура и
содержание взаимоотношений между участниками
группы.
В ходе групповой рефлексии участники группы
развивают умения воспринимать, понимать и
оценивать других людей, самих себя, свою группу.
Они получают вербальную и невербальную
информацию о том, как их воспринимают другие
люди, насколько точно их собственное
самовосприятие. Они приобретают умение
глубокого самоанализа, а также смысловой и
безоценочной интерпретации себя и других людей.
Важнейшее
значение при этом приобретает реализуемая в
процессе групповой рефлексии многосторонняя
обратная связь. Этого вопроса мы уже касались
выше.
Существует огромное количество разнообразных
классификаций групповых дискуссий (по-видимому,
это связано с тем фактом, что подавляющее
большинство специалистов относят дискуссию к
важнейшим тренинговым методам). Вот только
несколько вариантов.
Дискуссии могут различаться:
• по цели: 1) информационные (нацеленные на
сбор информации); 2) конфронтационные (нацеленные
на формулировку противоположных точек зрения); 3)
императивные (нацеленные на достижение общего
согласия) (Г.В. Быков);
• по результативности: 1) конструктивные и 2)
неконструктивные (В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева);
• по ведущей детерминанте: 1) вызванные
противоречивой природой изучаемого объекта;
2) вызванные несовершенством старых и новых
знаний (Б.М. Кедров);
• по уровню организации: 1) структурированные
(с заранее запланированной темой и отведенным
временем и порядком проведения); 2)
неструктурированные (развивающиеся спонтанно и
формально не ограниченные по времени).
По последнему критерию еще выделяют: 1) дискуссии
с явным лидером; 2) дискуссии без лидера;
3) дискуссии с переменным лидерством.
В процессе дискуссии взаимопонимание участников
является основополагающим условием ее
продуктивности. Великие китайские философы были
великими психологами. Приведенный ниже афоризм
Чжуан-Цзы стоит многих томов рассуждений о
понимании людьми друг друга: «Ловушка нужна для
ловли зайцев. Поймав зайца, забывают про ловушку.
Слова нужны, чтобы поймать мысли: когда мысль
поймана, про слова забывают. Как бы мне найти
человека, забывшего про слова, — и поговорить с
ним!»
В тренинговой группе, как правило, используется
безоценочная обратная связь, то есть такое
сообщение, исходящее от участников, которое
отражает прежде всего чувства, переживаемые
человеком при восприятии поведения другого.
Например: «Когда я вижу, как ты обращаешься к
Сергею, мне становится стыдно и обидно». Никаких
«ярлыков» и никаких утверждений типа «Знаешь,
Вова, ты человек недалекий» не допускается.
Под обратной связью в общении понимается процесс
и результат получения информации о состояниях
партнера по общению и о его восприятии поведения
субъекта. В широком смысле механизм обратной
связи рассматривается как одна из важнейших
особенностей функционирования психики.
В узком смысле обратная связь обычно понимается
как те сообщения, которые получает субъект от
объекта (или другого субъекта) в ответ на его
воздействия и которые используются субъектом
для корректировки дальнейшего взаимодействия с
этим объектом (субъектом). В тренинге под
обратной связью имеют в виду механизм
взаимопонимания, заключающийся в получении
информации о том, какое воздействие участник
оказал на других и какое впечатление о нем
сложилось у его партнеров по общению, и
корректировки стратегии дальнейших
коммуникаций.
Именно обратная связь выступает важнейшим
механизмом формирования диспозиционных умений
— способности занимать определенную диспозицию
по отношению к ситуации на основе имеющейся
системы субъективных отношений.
В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс
получить искреннюю, безоценочную обратную связь.
Бывает, что мнений и суждений о себе и на работе и
дома человек наслушался уже вдосталь. Но
суждения эти, категоричные, явно оценочные,
предвзятые, пристрастные, не могут быть приняты
— срабатывает защитный психологический
механизм отрицания.
Случаются ситуации, когда в обыденной жизни
человек просто не имеет возможности услышать
хоть какое-то мнение о себе — нет рядом людей,
которым можно полностью довериться. Нет близких,
способных на полную искренность. Да и
небезопасно это — не всегда и близкие нас щадят.
В тренинговой группе создается ситуация,
позволяющая увидеть свое отражение в глазах
других людей, отлично понимающих сущность твоих
переживаний, поскольку сами они переживают почти
то же самое. Каждый может выступить «зеркалом»,
дающим отражение. Наверное, среди этих «зеркал»
есть и «кривые». Но возможность смотреться в
целую галерею живых зеркал является, по-видимому,
самым важным преимуществом групповой
психологической работы, не достижимым никаким
другим способом.
В тренинговой группе могут быть высказаны разные
мнения, и тут уж человек сам может решать, с какой
обратной связью согласиться, а какую отвергнуть.
Взаимодействие в группе в пространстве дискурса
часто создает эмоциональное напряжение, которое
помогает прояснить психологические проблемы
каждого. Создавая дополнительные трудности для
тренера, психологическое напряжение в группе
может (и должно) играть конструктивную роль,
подпитывать энергетику групповых процессов.
Задача тренера — не дать напряжению выйти из-под
контроля и полностью разрушить отношения в
группе. Продуктивные конфликты помогают
прояснить отношения между людьми, научить их
выражать подлинные чувства, способствуют
нахождению неординарных способов
взаимодействия, создают динамику группового
развития.
МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ДИСПОЗИЦИЙ
В число техник, относящихся к этому методу,
входит значительная часть ролевых игр, а также
упражнения, в которых моделируется система
отношений, сложившихся между участниками группы,
такие, например, как «Скульптура группы» или
различные социометрические процедуры,
реализуемые в активной двигательной форме.
Все эти техники позволяют организовать
разворачивание тренинговых событий в ситуации
«здесь и теперь» в пространстве физической
реальности того помещения (или помещений), где
проводится тренинг.
Группа способна отразить общество в миниатюре, а
значит, делает очевидными такие скрытые факторы,
как давление партнеров, социальное влияние и
конформизм. По сути дела, в процессе реализации
метода построения диспозиций в группе
моделируется система взаимоотношений и
взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а
это дает участникам возможность увидеть и
прожить в «концентрированном» виде такие
события, сущность которых неочевидна в житейских
ситуациях.
В группе участники могут идентифицировать себя с
другими, сыграть роль другого для лучшего
понимания его и себя и для знакомства с новыми
эффективными способами поведения. В результате
идентификации, то есть отождествления себя с
другим человеком, сознательного уподобления
себя ему, возникают эмоциональная связь,
сопереживание, эмпатия. Не вызывает сомнения
важность этих переживаний в плане содействия
личностному росту и развитию самосознания.
Идентификация, являющаяся, как известно, одним из
механизмов стихийного развития личности,
становится в группе надежной опорой
происходящих с людьми изменений.
То, что сразу бросается в глаза даже самому
неопытному участнику группы, — родственная
связь между многими тренинговыми процедурами и
детскими играми. Их объединяет не только форма
(инструкции тренера, правила, соревновательный
характер, непредсказуемость итога, приоритет
процесса над результатом и т.д.), но — что важнее
— глубинный духовный смысл творческого
проживания, порождающего новый опыт
происходящего события.
Игра создает новую модель мира, приемлемую для ее
участников. В рамках этой модели задается новая
воображаемая ситуация, часто изменяется не
только семантика привычных понятий и действий,
но и их смыслы, «спрессовывается» время, до краев
наполняясь интеллектуальными и эмоциональными
событиями.
К особенностям игры относится также ее
эвристичность, дух творчества, пронизывающий все
разворачивающиеся действия. Ведь результат игры
изначально непредсказуем, имеет вероятностный
характер, что и придает каждой игре
привлекательную неповторимость знакомого по
эмоциональному эффекту, но невоспроизводимого в
точности события.
Чтобы возник и начал жить новый игровой мир,
должны совпасть векторы устремлений, желаний,
творческих возможностей играющих людей. На
развитие мира игры действуют и другие факторы:
владение игроками техникой игры, их понимание
своего места в реальном и игровом мире, отношение
окружающих к личности и к самой игре, культурная
ситуация в целом, влияющая на положение игры и
игровых сообществ.
Кто из нас не помнит из своего детства магическую
формулу: «А давайте поиграем...» – после которой
скамейка возле подъезда вдруг мгновенно
превращалась в пиратский фрегат, низкорослые
заросли кустов непостижимым образом приобретали
очертания крепостных стен, а лохматый Петька с
восьмого этажа, поглаживая очевидную для него и
для нас бороду, водил эфесом несуществующей
шпаги по морской карте. Любой взрослый не раз с
ироничной улыбкой наблюдал игру «в войну», в ходе
которой звучали реплики: «Та-та-та! Ты убит! Я в
тебя расстрелял всю обойму!», «А я из последних
сил в тебя гранату кинул!», «А я ее поймал и назад
кинул!».
Ни один из играющих не оспаривает права другого
домыслить и разрешить возникшую игровую
ситуацию тем или иным, пусть даже
малоправдоподобным, способом, лишь бы
происходящее не противоречило основным
положениям и установкам игры. «Сыграем в
«Пятнашки»?» — предлагает инициативный отрок
скучающей компании сверстников. «Давай! Классная
игра!» — оживленно отзывается юная поросль. Они
уже знают, что «классная», но ведь еще понятия не
имеют, как именно сейчас она будет
разворачиваться!
Игра в психологическом тренинге выполняет две
самые важные функции: диагностическую и
развивающую.
Диагностическая функция игры определяется тем,
что она обладает большей предсказательностью,
прогностичностью, чем любая другая человеческая
деятельность, во-первых, потому что человек ведет
себя в игре «по максимуму» (физические силы,
интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по
себе — особое «поле самовыражения», в котором
человек наиболее естественен, искренен, открыт.
Развивающая функция ролевой игры определяется
тем очевидным фактом, что значение игры для
раскрытия сущностных сил человека переоценить
попросту невозможно.
Недаром Й. Хейзинга в своей знаменитой книге «Homo
ludens» («Человек играющий») позволяет себе не
скрывать пафос по поводу сакрального значения
игры: «Бытие игры всякий час подтверждает,
причем в самом высшем смысле, супралогический
характер нашего положения во Вселенной... Мы
играем, и мы знаем, что мы играем, значит, мы более
чем просто разумные существа, ибо игра есть
занятие внеразумное» (Й. Хейзинга, 1992, с. 13).
Среди ролевых игр, относящихся к методу
построения диспозиций, следует назвать
игры-проживания, игры-драмы, творческие игры,
спонтанно-импровизационные игры.
Понятия игр-проживаний и игр-драм были
предложены коллективом специалистов под
руководством М.Р. Битяновой.
По их мнению, игра-проживание позволяет создать
условия для совместного и одновременно
индивидуального, личного освоения некоторого
придуманного пространства, построения в его
рамках межличностных отношений, создания и
осмысления ценностей личного существования в
данной ситуации. Таким пространством может
стать, например, необитаемый остров. Сущностью
игры-драмы является погружение участников в
ситуацию, в которой за коллизиями сюжета и
изысками антуража возникает необходимость
самоопределения каждого участника и совершение
личного выбора. В результате такого выбора
человек оказывается в ситуации символического
проживания выбранного пути. Становятся
очевидными все потери и обретения, все
последствия выбора, за которые каждый должен
нести полную ответственность. Иначе говоря, игра
предоставляет возможность совершать игровые
выборы, за которыми стоят выборы
ценностно-смысловые, и осознавать систему своих
жизненных ценностей.
Творческие игры связаны с необходимостью
проявить креативность и находчивость, свой явный
и скрытый потенциал в ситуации, неожиданно
предложенной тренером. Тренер, например, может
попросить участников за двадцать минут
поставить балет на определенную тему или
спектакль по сказке, которую нужно тут же
сочинить. Спонтанно-импровизационные игры схожи
с предыдущим видом игр. Но в отличие от
творческих игр они проводятся без всякой
предварительной подготовки и используются
тогда, когда возникают неожиданные проблемы,
требующие немедленного разрешения. Роли при этом
могут не распределяться, а попросту
захватываться.
Игры в рамках этого метода позволяют каждому
участнику тренинга найти способ объединения
эмоционального и рационального компонентов «Я»,
примирить тенденцию «Я» к самоутверждению через
расширение границ своего влияния и тенденцию
следовать социальным ограничениям. Благодаря
этому явлению в игре идет соотнесение «Я» и
«других», намечается понимание зависимости от
партнеров по игре. Ценность своего «Я» начинает
сочетаться с ценностью «других».
В заключение лекции о методах работы с событиями,
«случающимися» на тренинге, хочется вспомнить
одну старую хасидскую историю о раввине, в
которой говорится о самом важном условии
успешности решения возникающих перед людьми
проблем.
Однажды раввин вел с Господом разговор о Рае и
Аде. «Я покажу тебе Ад» — с этими словами Господь
ввел раввина в комнату, полную истощенных,
отчаявшихся людей, сидящих вокруг большого
круглого стола. В центре стола стоял дымящийся
горшок с тушеным мясом, такой огромный, что с
лихвой хватило бы каждому. Мясо источало такой
восхитительный аромат, что рот у раввина
наполнился слюной. Тем не менее никто не
прикасался к еде. Каждый из окружающих стол
едоков держал в руке ложку с очень длинной ручкой
— достаточно длинной, чтобы дотянуться до горшка
и набрать полную ложку мяса, но слишком длинной,
чтобы ею можно было положить мясо в рот. Раввин
понял, что страдания этих людей и в самом деле
ужасны.
«А теперь я покажу тебе Рай», — сказал Господь, и
они вошли в другую комнату, точную копию первой —
тот же большой круглый стол, тот же гигантский
горшок мяса, те же ложки с длинными ручками.
Однако здесь царила атмосфера веселья: все были
сытыми, упитанными и розовощекими. Раввин в
замешательстве посмотрел на Господа. «Все очень
просто, — объяснил Господь. — Требуется лишь
определенный навык. Дело в том, что люди в этой
комнате научились кормить друг друга!»
ЛИТЕРАТУРА
1. Вачков И.В. Основы технологии группового
тренинга. Психотехники: Учебное пособие. —
М.: Ось-89, 2000.
2. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир
тренинга. Методологические основы субъектного
подхода к групповой работе. — СПб.: Речь, 2004.
3. Никандров В.В. Антитренинг, или Контуры
нравственных и теоретических основ
психотренинга. — СПб.: Речь, 2003.
4. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные
истории и психотерапия. – М.: Прогресс, 1992.
5. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания
(практикум по гештальт-терапии). — М.: Гиль-Эстель,
1993.
6. Практикум по психологическим играм с
детьми и подростками / Под общ. ред. М.Р.
Битяновой. — СПб.: Питер, 2003.
7. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. —
М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Раскройте содержание понятия «метод
концентрации присутствия» в тренинге. Приведите
примеры конкретного воплощения этого метода.
2. Раскройте содержание понятия «метод групповой
рефлексии» в тренинге. Приведите примеры
конкретного воплощения этого метода.
3. Раскройте содержание понятия «метод
построения диспозиций» в тренинге. Приведите
примеры конкретного воплощения этого метода. |