Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2004


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ОДИН ЗА ВСЕХ, ВСЕ ЗА ОДНОГО

В воспитательной работе с подростками важную роль играет формирование из обычной учебной группы сплоченного коллектива, или, как теперь принято называть, команды. Для чего это необходимо? Прежде чем поговорить об этом, важно определить, что же мы будем называть командой. Команда — это группа людей, объединенных общей целью, имеющих высокий уровень доверия и эффективного взаимодействия, нацеленных на общий результат.

ЗАВИСИТ ОТ ЗАДАЧИ

Итак, какие плюсы может нам дать формирование из класса команды? Во-первых, в классе возникает благоприятная атмосфера, которая способствует, кроме прочего, и повышению мотивации к учебной деятельности. Ведь нелегко эффективно трудиться там, где царит враждебная, эмоционально неблагоприятная обстановка. Во-вторых, у учеников появляется доверие друг к другу, желание поддержать товарища. Кроме того, психологически здоровая личность должна быть способна на ответственные шаги, а ответственность — это фундамент, на котором держится команда. Следовательно, и такое важное качество воспитывается в команде.
В любой группе ее члены занимают те или иные ролевые позиции. В разобщенных классах очень часто происходит навешивание «ярлыков», и ребята ведут себя в соответствии с ними. Если педагог начинает работать над формированием команды, то происходит расширение ролевого поведенческого диапазона учащихся. Они смогут стать не только исполнителями, но и, если это необходимо, занять лидерскую позицию или позицию критика.
В эффективно действующей команде роль каждого зависит от той задачи, которую решает команда в целом. Таким образом, благодаря команде ученики повышают свою личностную гибкость, и их социализация проходит успешнее.

ЭТАПЫ ЗРЕЛОСТИ

Любая группа, прежде чем стать командой, проходит определенные этапы. Сначала это «рабочая группа» — то есть как раз тот класс, с которым прицельно не работали на командообразование.
Следующий этап — «псевдокоманда». Он характеризуется обострением конфликтов, возникновением споров и противоречий. Это связано с тем, что ученики лучше узнают друг друга, появляются различные точки зрения на решение конкретной задачи. Помимо этого, конфликты возникают в связи с тем, что кто-то более ответственно относится к командным делам, кто-то — нет, кто-то действительно отдает всю душу, а кто-то пренебрежительно относится к необходимым делам. На этом этапе негативные эмоции возникают еще и потому, что в группе не отрегулированы правила взаимодействия. Этот этап является очень важным в жизни команды. Если он не пройден, то конфликты могут принять латентную (скрытую) форму, и в итоге группа никогда не станет командой. Именно благодаря этому этапу группа начинает понимать тот факт, что необходимо менять атмосферу и начать взаимодействовать по-другому.
Этап «потенциальная команда» характеризуется тем, что члены группы пытаются найти пути эффективного взаимодействия. Начинают формулироваться правила совместной работы и общения, эмоциональная атмосфера улучшается и стабилизируется.
И наконец, «зрелая команда» — это и есть настоящее, полноценно и эффективно действующее объединение людей, где преобладающим эмоциональным фоном является поддержка и взаимовыручка. На данном этапе команду отличают умение четко перераспределять обязанности, работать на общую цель, где каждый в ответе за ее достижение, умение гибко и мобильно перестраиваться в соответствии с новыми обстоятельствами.
Чтобы группа стала командой, необходимо пройти все эти этапы. В реальности они могут занять годы, технология же создания команды предполагает форсированное прохождение этих этапов в тренингово-игровом режиме.

УПРАЖНЕНИЯ НА «КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ»

Итак, класс уже является рабочей группой, в которой существуют определенные групповые процессы, есть лидеры, есть исполнители, есть «звезды», есть «изгои», но, чтобы начать тренинг на командообразование, необходимо провести блок на более близкое знакомство с обязательным включением игр на снятие тактильного барьера.
Следующая задача педагога состоит в том, чтобы включить несложные упражнения на взаимодействие с обязательным обсуждением того, что удалось группе, а что не удалось. Благодаря этой работе педагог сможет акцентировать внимание учеников на взаимоотношениях и взаимодействии между ребятами, выявить те проблемные зоны, которые существуют в классе, и мотивировать школьников на участие в тренинге командообразования.

«Перестройки»

Подростки встают в шеренгу и в полной тишине должны перестроиться по определенным признакам: по первой букве имени, по дням и месяцам рождения, по длине первой фаланги указательного пальца и т.д. Это упражнение на время — все необходимо сделать в течение 1 минуты. После выполнения педагог проверяет правильность построения.
В анализе важно уделить внимание тому, что помогло участникам выполнить упражнение и какие недостатки были заметны во взаимодействии между участниками.

«Творческое задание»

В двух микрогруппах ученики отвечают на вопрос: «Что ценного я могу привнести в нашу группу?» Затем каждая микрогруппа представляет в творческой форме остальным свои возможности.
После выполнения этого задания также необходимо проанализировать процесс обсуждения и взаимодействия учеников в ходе подготовки к творческому выступлению. Важно, чтобы ребята поделились впечатлениями и эмоциями, которые у них вызвала совместная работа, что помогало, а что мешало эффективному взаимодействию.
Следующий этап работы может быть связан с проведением провокационных упражнений, которые вскрывают проблемы внутри класса.

«Пазл»

Инструкция: «Вам необходимо всем вместе собрать в полной тишине пазл. Перед тем как начнете работать, вы можете обсудить ваше взаимодействие, как именно вы будете собирать пазл».
Выполнение этого упражнение может длиться 1,5–2 часа, и не всегда пазл может быть собран. Ведущему не стоит тратить на это упражнение более двух часов. Анализ этого упражнения также должен быть построен по принципу прояснения того, как ученики взаимодействовали друг с другом, насколько это было эффективным, все ли ребята участвовали в работе.
Надо иметь в виду, что после этого упражнения у ребят может появиться агрессия, направленная как друг на друга, так и на ведущего, который жестко отслеживал выполнение правил. Для того чтобы снять эту агрессию, ведущему нужно инициировать обсуждение того, что происходило, что чувствовали ребята, почему возникло напряжение. Очень важно, чтобы ребята говорили об этом. Однако необходимо строго отслеживать корректность высказываний подростков, при необходимости переформулировать их мысли и сразу делать выводы о качестве и результативности работы. При этом ведущий должен говорить не от себя лично, а только транслировать то, что сказали ребята. Если подростки не сумели собрать пазл, то анализ этого упражнения можно закончить высказываниями каждого участника о том, как в следующий раз лучше взаимодействовать в команде.
После того как подростки увидели сложности во взаимодействии и каждый участник тренинга поставил перед собой цель — сделать все для улучшения работы команды, можно переходить к упражнениям, которые помогут начать работать над выявленными «проблемными зонами» команды.

«Перестройка на стульях»

Упражнение работает на эффективное взаимодействие и доверие в группе. Задача группы: расположившись в шеренгу на стульях, с закрытыми глазами перестроиться по определенным признакам: на первую букву фамилии, по названиям станций метро, около которых живут ребята, по числу пуговиц на одежде и т.д. Когда группа выполнит задание, можно предложить ей сделать его на время, а потом стимулировать группу на улучшение его. Очень важно обращать внимание группы перед тем как она начинает, готовы ли участники, все ли вопросы обсуждены. Очень важно страховать группу. Должно быть, как минимум, два человека, которые помогут ведущему в подстраховке. Перед началом выполнения упражнения подростки должны снять обувь. В анализе упражнения необходимо затронуть тему поддержки друг друга, эффективной коммуникации, следует акцентировать внимание на том, что можно улучшить и хотел ли бы класс сделать упражнение быстрее и старательнее.

«Свечка-шеренга»

Упражнение направлено на формирование более тонкого чувствования подростками друг друга. Необходима зажженная свечка. Подростки встают в шеренгу и очень быстро передают свечку друг другу, при этом тот, кто передал свечку, бежит в конец шеренги. Таким образом, шеренга должна переместиться от начала на 40–50 метров. Если свечка погаснет, то команда начинает все сначала. Это упражнение можно сделать несколько раз, поставив задачу перед подростками улучшить время выполнения задания.

Если перед психологом стоит задача объединения класса, который находится в кризисе или составлен из ребят, учившихся в разных классах, то программу на командообразование имеет смысл проводить в течение 16 часов. Мы посоветовали бы первое занятие проводить непрерывно в течение трех часов.

Марианна ТАТАРНИКОВА,
психолог,
ст. преподаватель МПГУ