УЧИМСЯ СОТРУДНИЧАТЬ
Игры на развитие групповой сплоченности
Часто ребята, которые учатся в одном классе в
течение нескольких лет, довольно мало знают друг
о друге: кто чем увлекается, кто что любит. А ведь
узнать что-то о человеке — значит проявить к нему
внимание; сравнить его интересы со своими —
значит задуматься о разнообразии людей;
попробовать принять чужие, пусть даже странные
интересы — значит проявить терпимость. Эти игры
можно использовать для создания атмосферы
доверия и уважения.
«Визитная карточка»
С этой
игры можно начать работу с новым классом. В то же
время ее можно повторить несколько раз в течение
года, так как она требует от участников быть
внимательными к словам друг друга и запоминать,
кто что сказал.
Играющие садятся в круг и, передавая друг другу
какой-нибудь маленький предмет, рассказывают о
себе. Рассказывают не просто так, а по
специальной схеме.
Первый играющий называет свое имя. («Меня зовут
Вася».)
Второй тоже представляется и добавляет какую-нибудь
информацию о себе, например – сколько ему лет. («Меня
зовут Таня, мне одиннадцать лет».)
Третий говорит, как его зовут, сколько ему лет и
еще что-то о себе, например – чем он любит
заниматься в свободное время. («Меня зовут Сева,
мне двенадцать лет, я люблю кататься на роликах».)
Четвертый должен рассказать о себе по двум
первым пунктам (имя, возраст), как-то
прокомментировать третий пункт и добавить еще
что-нибудь новое («Я — Андрей, мне одиннадцать
лет и три месяца, я на роликах кататься не умею,
зато очень люблю свою собаку») и т.д.
При обсуждении игры можно спросить ребят, что
требовалось тем, кто вступил в игру в самом конце,
и предложить поговорить о том, как правильно
слушать собеседника.
«Все — некоторые —только я»
В круг ставятся стулья — на один меньше числа
играющих. Все садятся на них, а водящий
становится в центр круга. Водящий называет какой-нибудь
признак, общий для всех ребят, сидящих в кругу,
подходящий только к некоторым из них или к одному
человеку. Тотчас все, кто считает, что названное
относится к нему, встают, добегают до центра
круга, а затем стремятся занять любой свободный
стул (но не свой). Точно так же поступает и водящий,
однако в центр круга ему бежать не надо, он и так
там стоит.
Можно начать игру, приведя ребятам примеры
разных признаков: «Все, кто пришел сегодня в
школу; все, кто любит поболтать; все, у кого в косе
красная лента». Водящий может использовать эту
игру, выбирая признаки, которые помогут ему
больше узнать об одноклассниках, например: «Все,
кто хочет пойти в поход» или «Все, кто любит
сериал «Вавилон-5»». В то же время у ведущего
должно остаться право накладывать вето на вопрос,
который может стать оскорбительным для кого-то.
В качестве домашнего задания предложить ребятам
выбрать несколько признаков, относящихся к
каждой категории, а затем использовать их в игре
на следующих уроках.
«Охота за сокровищем»
Для каждого из участников игры понадобится
вот такая карточка:
с |
Имя |
Сходство |
Различие |
1 |
с |
с |
с |
2 |
с |
с |
с |
3 |
с |
с |
с |
... |
с |
с |
с |
10 |
с |
с |
с |
Участники игры свободно двигаются по
классу и беседуют друг с другом. Задача играющего
— найти одно сходство и одно различие с каждым, с
кем он поговорит. Чем больше людей он опросит и
чем интереснее будут сходства и различия, тем
лучше.
Перед началом игры ведущий может привести
примеры сходств и различий (и я, и он живем в одном
доме, но у меня есть собака, а у него никто из
животных не живет; и она, и я хотим стать
фотомоделями, но я люблю миндальные пирожные, а
она — мороженое).
Игры на развитие безусловного доверия и
эмпатии
Эти игры помогают ребятам научиться доверять
друг другу, чувствовать настроение другого
человека, терпимее относиться к нему.
«Прогулка с компасом»
Ребята делятся на пары. В каждой паре один
человек «турист» (ведомый), а второй — «компас» (ведущий).
«Турист» закрывает (или ему завязывают) глаза, а
«компас» становится сзади него и кладет ему руки
на плечи. Задача «туриста» — передвигаться по
классу (можно расставить стулья, как на полосе
препятствий), задача «компаса» — направлять его
движение.
«Корабли и скалы»
Половина играющих — «корабли», половина —
«скалы». «Скалы» рассаживаются на полу,
«корабли» закрывают глаза и хаотично двигаются
по комнате. При приближении «корабля» «скала»
издает шипящий звук, с которым «волны
накатываются на камень». Цель «скал» — не
допустить «кораблекрушения». Потом играющие
меняются ролями.
«Лабиринт»
Эту игру лучше проводить на классном часе
или после уроков — на нее требуется достаточно
много времени. Из стульев и веревок строится
некое подобие лабиринта: на площадке 10x10 м
хаотично расставляются стулья, между ними на
разной высоте натягиваются веревки с таким
расчетом, чтобы некоторые можно было переступить,
а под некоторые — подлезть. На стульях можно
разложить какие-нибудь маленькие предметы или
открытки.
Играющие делятся на пары. Один из них должен
пройти с завязанными глазами по лабиринту,
собирая лежащие на стульях предметы, а второй
будет руководить его действиями. Делать это
можно с помощью словесных инструкций,
подсказывая, куда повернуться, что переступить
или откуда взять предмет. Ведущий засекает время,
которое требуется каждой паре для выполнения
задания. Побеждает пара, справившаяся с заданием
быстрее всего.
«Ветер в ивах»
Эта игра предназначена для более старших
ребят, уже более или менее доверяющих друг другу.
Семь-восемь человек образуют тесный круг,
соприкасаясь плечами. Водящий становится в
центре круга, закрывает глаза и падает вперед или
назад, задача играющих — не просто подхватить
человека, но и осторожно передавать его из рук в
руки по кругу.
Проводя игру, учитель должен быть уверен, что все
ребята адекватно оценивают степень опасности
падения.
«Рефлексия»
Играющие разбиваются на пары. Игра будет
проходить в несколько раундов (пять или семь),
победитель в каждом раунде получает одно очко.
По сигналу ведущего играющие хором начинают
произносить по слогам «са-мо-...». Последним
слогом может быть «лет», «кат», «вар», «свал»,
«суд», «гон». Задача первого игрока, назовем его
«подстраивающимся», — понять, почувствовать
своего партнера и произнести последний слог,
одинаковый с ним. Задача второго игрока,
«ускользающего», — произнести отличающийся слог.
Обратите внимание игроков, что произносить
последний слог они должны строго одновременно,
ориентируясь на анализ тактики игры партнера, а
не на звук, вырвавшийся из его уст.
«Робот»
Играющие разбиваются на пары. Один человек в
паре — «робот», второй — «оператор». «Робот»
может делать только то, что говорит ему
«оператор», глаза у него закрыты. Вместе пара
должна, например, взять какой-то предмет и
переложить в другое место. Затем играющие
меняются ролями.
«Гусеница»
Нам понадобятся несколько воздушных шаров
— столько же, сколько играющих. Ребята
становятся в колонну в затылок друг другу,
положив руки на плечи впередистоящим. Воздушные
шарики зажимаются между животами задних и
спинами передних игроков. Дотрагиваться до
шариков, поправлять их — нельзя. Передний игрок
держит свой шарик на вытянутых руках. Цель игры —
пройти таким образом по некому заданному
маршруту. На пути можно поставить стулья,
натянуть веревки, положить какие-то предметы на
пол.
Удастся ли группе выполнить задание, не уронив
шарики? Как ребята координировали свои действия?
Рискнул ли кто-то взять на себя роль лидера,
руководителя движения? Что требуется от каждого,
чтобы удачи добились все?
«Зеркало»
Играющие разбиваются на пары и становятся
или садятся друг напротив друга. Первый в паре —
«человек», второй — «зеркало». «Человек»
начинает медленно и плавно двигать руками, а
«зеркало» старается как можно точнее повторить
его движения, «слиться» с ним. «Зеркало» может
почувствовать ритм дыхания «человека» и
синхронизировать с ним свое дыхание.
Через несколько минут ведущий предлагает
«зеркалу» и «человеку» поменяться ролями.
В конце упражнения можно попросить ребят
рассказать о своих ощущениях в разных ролях.
Какая роль была легче — «зеркала» или «человека»?
Почему? Что нужно для того, чтобы быть хорошим
«зеркалом»?
«Опаздывающее зеркало»
Когда ребята освоятся в роли «зеркал» и
упражнение станет для них достаточно легким,
игру можно усложнить. «Человек» начинает
двигаться, а «зеркало» повторяет его движения,
опаздывая на один или два такта. Этот вариант
потребует от «зеркала» гораздо больше внимания и
собранности.
«Трио»
Трое играющих становятся плечом к плечу.
Первый человек ставит левую ногу в картонную
коробку (или на лист бумаги). В ту же коробку
ставит правую ногу второй играющий, свою левую
ногу он ставит в другую коробку, и туда же ставит
правую ногу третий человек. Задача игроков —
пройти всем вместе некоторое расстояние. Потом к
ним может присоединиться четвертый человек,
пятый. Сколько человек смогут ходить вместе?
«Несколько мячей»
Для этой игры понадобятся несколько
небольших мячиков или мягких игрушек. Играющие
достаточно свободно становятся в круг. Задача —
перекидывать мячик или игрушку от одного
человека к другому так, чтобы он побывал в руках у
каждого игрока только один раз. Как только
играющие запомнили порядок перебрасывания,
ведущий вводит в игру второй мячик. Теперь по
кругу идут два мяча. Если ребятам удается
поддерживать ритм и не сбиваться, в игру вводится
третий мяч. Со сколькими мячами удастся играть
вашей группе?
Игры подбирала
Светлана ДЬЯЧКОВА,
Молодежный центр
прав человека
и правовой культуры,
г. Москва
|