Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ
ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 


А.Р. Лурия
Под ред.
Ж.М. Глозман,
Д.А. Леонтьева,
Е.Г. Радковской
М.: Смысл, 2003

Эта книга, безусловно, заслуживает того, чтобы занять свое место в личной библиотеке психолога-профессионала.
Как всегда, читая А.Р. Лурия, поражаешься широте его мышления. Составители сборника так распределили тексты, что при чтении возникает ощущение собственного присутствия в творческой лаборатории Александра Романовича. Будто являешься свидетелем того, как молодой, талантливый ученый ищет свой путь в науке, как этот путь становится все более определенным, но от этого не менее увлекательным.
Лурия — психоаналитик, Лурия — экспериментатор, Лурия — основатель культурно-исторической психологии, Лурия — клиницист, Лурия — лингвист, наконец, Лурия — философ. Таковы этапы жизненного пути замечательного ученого, которые разворачиваются на глазах у читателей.
Очень важная, на наш взгляд, характеристика всех этих ипостасей — их реальность. Психика в работах Александра Романовича — это всегда что-то вполне осязаемое, объективируемое, измеряемое. Измеряемое не из праздного любопытства, а из желания понять и помочь. Поэтому описания экспериментальных работ, выводов, обобщений и новых гипотез так плотно переплетаются друг с другом. Во всем видна личность ученого, по крупицам собирающего знание, интересующегося всем, что имеет хоть какое-нибудь отношение к предмету исследования.
Представляет интерес приведенная без купюр в приложении сборника работа 19-летнего Лурия «Принципы реальной психологии». Пусть еще наивная, эта программа-максимум так или иначе осуществлялась на протяжении всей жизни ученого. Апогей творчества А.Р.Лурия — работа над созданием нейропсихологии — знаменует правоту высказанных в студенческие годы идей о психологии как клинике для здоровых. Подтверждение этому — выход нейропсихологической диагностики и коррекции из стен неврологической клиники и ее широкое распространение в психолого-педагогической практике.
Отдельное место в сборнике занимают воспоминания о 20-х годах и о совместной работе с Л.С.Выготским. С высоты возраста и опыта Лурия иронизирует над собой, становясь тенью своего друга и учителя. Здесь нет ложной скромности: известно, как Александр Романович относился к Выготскому, как, создавая нейропсихологию, он воплощал их общие идеи учения о высших психических функциях.
В заключение хочется отметить, с какой тщательностью и любовью подготовлено это издание. На фоне огромного количества психологической литературы, плохо подготовленной и отредактированной (что, к сожалению, происходит сейчас, например, с множеством изданий Выготского), нечасто встретишь книгу, содержащую необходимые историографические пояснения и списки публикаций по хронологии и алфавиту.
Еще раз с большим удовольствием рекомендую эту хорошую книгу последователям и коллегам Александра Романовича — психологам и врачам.

Вячеслав КОНОВАЛОВ