ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
НАСЛЕДИЕ:
ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ
ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
|
А.Р. Лурия
Под ред.
Ж.М. Глозман,
Д.А. Леонтьева,
Е.Г. Радковской
М.: Смысл, 2003
|
Эта книга, безусловно,
заслуживает того, чтобы занять свое место в
личной библиотеке психолога-профессионала.
Как всегда, читая А.Р. Лурия, поражаешься широте
его мышления. Составители сборника так
распределили тексты, что при чтении возникает
ощущение собственного присутствия в творческой
лаборатории Александра Романовича. Будто
являешься свидетелем того, как молодой,
талантливый ученый ищет свой путь в науке, как
этот путь становится все более определенным, но
от этого не менее увлекательным.
Лурия — психоаналитик, Лурия — экспериментатор,
Лурия — основатель культурно-исторической
психологии, Лурия — клиницист, Лурия — лингвист,
наконец, Лурия — философ. Таковы этапы
жизненного пути замечательного ученого, которые
разворачиваются на глазах у читателей.
Очень важная, на наш взгляд, характеристика всех
этих ипостасей — их реальность. Психика в
работах Александра Романовича — это всегда
что-то вполне осязаемое, объективируемое,
измеряемое. Измеряемое не из праздного
любопытства, а из желания понять и помочь.
Поэтому описания экспериментальных работ,
выводов, обобщений и новых гипотез так плотно
переплетаются друг с другом. Во всем видна
личность ученого, по крупицам собирающего
знание, интересующегося всем, что имеет хоть
какое-нибудь отношение к предмету исследования.
Представляет интерес приведенная без купюр в
приложении сборника работа 19-летнего Лурия
«Принципы реальной психологии». Пусть еще
наивная, эта программа-максимум так или иначе
осуществлялась на протяжении всей жизни ученого.
Апогей творчества А.Р.Лурия — работа над
созданием нейропсихологии — знаменует правоту
высказанных в студенческие годы идей о
психологии как клинике для здоровых.
Подтверждение этому — выход
нейропсихологической диагностики и коррекции из
стен неврологической клиники и ее широкое
распространение в психолого-педагогической
практике.
Отдельное место в сборнике занимают
воспоминания о 20-х годах и о совместной работе с
Л.С.Выготским. С высоты возраста и опыта Лурия
иронизирует над собой, становясь тенью своего
друга и учителя. Здесь нет ложной скромности:
известно, как Александр Романович относился к
Выготскому, как, создавая нейропсихологию, он
воплощал их общие идеи учения о высших
психических функциях.
В заключение хочется отметить, с какой
тщательностью и любовью подготовлено это
издание. На фоне огромного количества
психологической литературы, плохо
подготовленной и отредактированной (что, к
сожалению, происходит сейчас, например, с
множеством изданий Выготского), нечасто
встретишь книгу, содержащую необходимые
историографические пояснения и списки
публикаций по хронологии и алфавиту.
Еще раз с большим удовольствием рекомендую эту
хорошую книгу последователям и коллегам
Александра Романовича — психологам и врачам.
Вячеслав КОНОВАЛОВ
|