Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХИАТРИЯ


Ю.Г. Демьянов
М.: Сфера, 2004

В наш просвещенный век психологию с психиатрией продолжают путать только самые дремучие обыватели. Но на смену вредной иллюзии о тождестве этих отраслей пришла не менее вредная: по мнению многих, психиатры призваны лечить больных, психологи — здоровых. Тем более что и здоровых, то есть не нуждающихся в лечении, в наше бурное время якобы уже и не встретишь. Так что психиатрам достаются лишь самые острые случаи, психологам — все остальные.
Как ни странно, такая иллюзия устраивает и некоторых психологов. Миф о массовом душевном неблагополучии сулит им богатую клиентуру. Психиатры к таким притязаниям относятся скептически — ведь им хорошо известна разница между здоровьем и болезнью, и в экспансии самозваных «коллег» они совсем не заинтересованы. Объективно не заинтересованы в этом и сами психологи. Ведь лечение как таковое выходит за рамки их компетенции. Поэтому — хотя бы в целях профессионального самоопределения — наши отчасти родственные отрасли следовало бы почетче разграничить, дабы профессионалы обеих отраслей ясно представляли себе границы собственной компетенции. И тут психиатры имеют преимущество, так как в границах своей компетенции они давно определились. И психологам достаточно прислушаться к их мнению, чтобы определиться в своих.
Этой цели и служит новая книга Ю.Г. Демьянова, изданная в серии «Библиотека практического психолога». Казалось бы, книги этой серии должны представлять собой практические руководства, инструкции к непосредственным действиям. Но из сказанного выше становится очевидным, что книга по психиатрии для психологов инструкций содержать не может — она призвана выполнить информационную, просветительскую роль. Причем обширный обзор психиатрических знаний для этих целей вряд ли годится — достаточно компактного, емкого свода основных положений. Именно такова эта книга, требующая для вдумчивого чтения не более пары часов. И можно посоветовать коллегам-психологам не полениться найти это время. Ведь в их повседневной практике нередки случаи, вызывающие подозрения в патологии. Что делать с этими подозрениями — становится намного понятнее по прочтении данной книги.
Важным ее достоинством, которое особенно оценят школьные психологи, является рассмотрение проблем душевной патологии в возрастном аспекте, причем не только применительно к детскому возрасту. Последнее по-своему ценно, ибо «спятившая» мамочка или «выжившая из ума» бабушка — персонажи в школьной практике, увы, нередкие. Знакомство с данной книгой позволяет психологу освободиться от обывательских представлений о душевном нездоровье и по-настоящему профессионально построить свои отношения с теми, кому он действительно может помочь, а также с теми, кого впору лечить.
Рейнгольд Нибур писал: «Господи! Дай мне душевный покой переносить то, что я не могу изменить, дай мне силы изменять то, что я могу, и дай мудрость — отличать одно от другого». Столь же высоким штилем можно сказать, что применительно к душевной патологии книга такой мудрости как раз и учит. А насчет того, чего мы не можем изменить... Так ведь на это, к счастью, есть психиатры!

Сергей СТЕПАНОВ