CОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ
|
Ю.А. Клейберг
М.: ТЦ Сфера, 2004
|
Какое бы благоприятное
впечатление ни производила школа и какими бы
благополучными ни казались дети, педагоги
наверняка вспомнят случаи, когда подростки
своими выходками заставляли их всерьез
задуматься о смене профессии. В то же время
трудности подросткового возраста всем нам
хорошо известны не понаслышке. Что это — норма
или патология, с ними стоит считаться или,
наоборот, оказывать сопротивление? В данной
книге по социальной психологии отклоняющегося
поведения вы не найдете готовых ответов на эти
сложные вопросы. Но ее стоит прочитать, чтобы
разобраться, что такое «девиантное поведение» и
«социальная норма», какие существуют модели
девиантного поведения и его клинические формы,
влияет ли на него окружающая среда и т.д. Так,
например, автор обращает внимание на снижение
значимости таких общественных институтов, как
школа и семья, что оказывает негативное влияние
на формирование личности подростка.
Не вызывает сомнения, что книга заинтересует
всех тех, кто ежедневно в силу профессиональной
специфики общается с подростками и потому
нуждается в подобных сведениях.
Данное издание представляет собой учебное
пособие по курсу «Психология девиантного
(отклоняющегося) поведения». Автор поставил
перед собой задачу обобщить накопленный
зарубежными и отечественными психологами
материал по обсуждаемой проблеме. Однако здесь
представлена не только теория, но и описаны
конкретно-психологические особенности
девиантного поведения. В частности, дается
характеристика таких типов отклоняющегося
поведения, как бродяжничество, страхи, вандализм,
черный юмор и т.д. Правда, не совсем понятно, зачем
на страницах учебного (!) издания приводить
образцы черного юмора.
Автор не ограничивается описанием особенностей
отклоняющегося поведения, а предлагает
программу его коррекции.
Социально-психологическая помощь имеет два
ведущих направления: предупреждение, или
профилактика, и преодоление, или собственно
коррекция. Последнее требует специальной
подготовки.
Самостоятельный интерес представляют
приложения, в которые вошли методики диагностики
предрасположенности к отклоняющемуся поведению,
изучения личности дезадаптированного подростка,
склонности к риску и т.д., а также карта
комплексного психологического обследования
ребенка и программа наблюдений.
Несмотря на то что автор не претендует на
исчерпывающее освещение проблемы
отклоняющегося поведения и даже, более того, —
указывает на противоречивые подходы и точки
зрения, книга производит впечатление
фундаментального издания, что делает ее чтение
серьезным, требующим специального внимания
делом. Однако хочется надеяться, что это не
отпугнет потенциальных читателей-практиков.
Марина СТЕПАНОВА
|