ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
|
Л.М. Костина
СПб.: Речь, 2003
|
Книга Л.М. Костиной
почему-то анонсируется издателями как «первое
отечественное практическое пособие». Явная
спорность этого утверждения сразу же
настраивает на критический лад, но я решила
отнестись к этому изданию как можно менее
предвзято. Тем более что очень импонировала
тематика и тот подход, который избрала автор для
ее раскрытия.
В книге представлены результаты
исследовательской работы по коррекции детской
тревожности на раннем этапе развития.
Привлекает, что автор не пошла по накатанной
дорожке компиляции известных методов и приемов
игровой терапии с тревожными детьми, а,
критически переработав имеющийся отечественный
и зарубежный опыт, представила собственный
взгляд на эту проблему.
Для своего исследования Л.М. Костина выбрала
дошкольный возраст, как наименее изученный в
плане формирования и коррекции тревожности. При
этом она поставила конкретную практическую
задачу — выявить влияние ранней тревожности на
дальнейшее развитие личности ребенка – и
получила доказательства эффективности
коррекционной работы по снятию тревожности
методами игровой терапии в условиях дошкольных
учреждений.
В книге освещены как теоретические, так и
прикладные аспекты проблемы детской тревожности
и методов игровой терапии. Первая глава
представляет собой подробный обзор
отечественных и зарубежных исследований данной
проблемы. Функциональный подход к тревожности,
представленный в обзоре, позволяет рассмотреть
ее как системное свойство, проявляющееся на трех
уровнях активности человека: социальном,
психологическом и психофизиологическом. С этих
позиций подробно рассматриваются природа и
генезис детской тревожности.
С конкретными направлениями психокоррекционной
работы читатели знакомятся во второй главе, где
автор, после краткого обзора основных
направлений современной игровой терапии,
подробно останавливается на двух из них:
недирективной и директивной.
Наиболее близкий отечественным психологам метод
директивной терапии (где взрослый выступает в
роли организатора) представлен более четко.
Здесь автор даже приводит конкретные, подробно
расписанные программы по коррекции тревожности,
которые могут использовать в своей работе не
только психологи, но и воспитатели и педагоги.
Сложнее обстоит дело с недирективной терапией
(которая включает в себя терапию отношений). Она
представлена как «целенаправленная
терапевтическая система, центром которой
является ребенок как самостоятельная личность,
способная к саморазвитию». К сожалению, попытка
методически описать подобную работу не удалась в
силу ее сложности и специфики: она требует
специальной подготовки в области терапии
отношений и детского психоанализа.
Несмотря на это, описание терапевтического
процесса, а также анализ результатов работы
наглядно демонстрируют эффективность коррекции
детской тревожности методами игровой терапии.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|