Психологи, слава
Богу, не могут договориться между собой, что
такое личность. Сам вопрос звучит не вполне
корректно. Они не могут договориться и о том, что
собой представляет ядро личности. Этот вопрос
более корректен. Перебираются разные варианты:
иерархия мотивов, смысловые образования,
совокупность потребностей, творчество, свобода,
эмоции, поступки и т.д. и т.п. Так что пока
психологи не договорились между собой, что такое
личность, она может чувствовать себя в
относительной безопасности...
Я понимаю, что огорчаю психологов и педагогов,
сделавших личность своей профессией (несколько
лет назад я насчитал в планах Российской
академии образования много десятков тем,
посвященных личности), но все же не удержаться,
чтобы не привести отрезвляющий взгляд
Флоренского на возможность рационального, если
угодно, научного познания личности:
«...Дать же понятие личности невозможно, ибо тем-то
она и отличается от вещи, что, в
противоположность последней, подлежащей понятию
и поэтому «понятной», она «непонятна», выходит за
пределы всякого понятия, трансцендентна всякому
понятию. Можно лишь создать символ коренной
характеристики личности, или значок, слово, и, не
определяя его, ввести формально в систему других
слов, и распорядиться так, чтобы оно подлежало
общим операциям над символами, «как если бы» было
в самом деле знаком понятия. Что же касается до
содержания этого символа, то оно не может быть
рассудочным, но лишь непосредственно
переживаемым в опыте само-творчества, в
деятельностном само-построении личности, в
тождестве духовного познания».
Впрочем, психологам и педагогам, заботящимся о
личностно-ориентированном обучении, отчаиваться
не надо. Хотя Флоренский отвергает возможность
понятийного определения личности, он взамен
открывает подлинную онтологию личности,
онтологию личностных актов...
Владимир ЗИНЧЕНКО |