ЖИЗНЬ СОБЫТИЯМИ ПОЛНА
Третья, заключительная статья цикла
о сущности понятия «субъект» и
связанных с ним категорий (см. № 38,
40/2004)
Кто может наполнить
каждое мгновение
глубоким содержанием,
тот бесконечно
продлевает свою жизнь.
Изольда Курц
СИНДРОМ
ПАПЫ КАРЛО
Многие люди искренне полагают, что
«внешнее» первично по отношению к человеку. И
поэтому из ребенка, как из пластилина, нужно
что-то «вылепить», его, как пустую стеклянную
банку, нужно чем-то «наполнить», в его голову, как
в ячейку камеры хранения, необходимо нечто
«вложить». Можно сказать, что у некоторых
взрослых встречается «синдром папы Карло»:
ребенок неосознанно уподобляется ими полену, из
которого они планируют «выстругать» удобную для
себя игрушку.
А ведь сам Алексей Толстой — автор бессмертного
Буратино, очевидно, прекрасно понимал нелепость
таких убеждений. Во всяком случае, фабула
«Золотого ключика» их напрочь опровергает:
достаточно вспомнить, как быстро — еще и не
перестав быть поленом — Буратино начал наглядно
демонстрировать несоответствие ожиданиям
своего создателя и свое стремление стать
самостоятельным субъектом.
Итак, если исходить из понимания человека как
субъекта, то нужно признать идею о первичности
внешнего для формирования важнейших качеств
человека принципиально неверной. Поведение
любого человека — это активность, направленная
на реализацию самой главной человеческой
потребности: потребности быть субъектом.
Эта потребность определяет нацеленность на
создание своего экологического мира, по
отношению к которому человек будет
«лежащим-в-основе». Иными словами, человек
стремится освоить, «обжить» ту среду, в которой
он оказался, сделать ее своим Домом, несущим во
всем его «отпечаток». В общем, «сделать мир
своим». Это стремление сделать мир своим
является действительно ведущей потребностью,
поскольку оно «стоит за», лежит в основе всех
остальных потребностей человека.
Публикация статьи произведена при поддержке многопрофильной клиники "Ниармедик" в Москве. Терапевт, маммолог, кардиолог, гастроэнтеролог, акушер-гинеколог. Все виды диагностики, справки, экстренная и плановая помощь на дому, профилактические осмотры, забор анализов. Квалифицированные специалисты, надёжная и эффективная медицинская помощь, современное диагностическое оборудование. Запись к гинекологу и другим врачам по ссылке: https://med-cb.ru/.
Принципиально важно, что человек стремится стать
субъектом вовсе не потому, что этого требует
окружающий мир. И не потому, что его субъектность
старательно формируют взрослые. Просто такова
его человеческая сущность: не будучи субъектом
своего экологического мира, он не может быть
подлинно Человеком.
Следовательно, субъектность нельзя создать
путем специальных внешних воздействий. Ее можно
пробудить, позвать. И прав был древнегреческий
историк, сказавший: «Ученик не сосуд, который
надо заполнить, а факел, который можно зажечь».
ПРИТЧА О КРЕСТЕ
Можно привести такую аналогию.
Когда ребенок совсем маленький, мама, как
правило, старается накормить его полезными, с ее
точки зрения, продуктами. А он — очень часто —
сопротивляется, отворачивается, выплевывает.
Даже если удается заставить его проглотить
навязанную еду, никто не гарантирует, что
организм ее удержит и примет.
Ученые провели эксперимент: у нескольких детей
была возможность выбирать из довольно большого
количества пищевых продуктов и есть тогда и
столько, когда и сколько захочется. Так вот:
оказалось, что дети употребили ровно столько
пищи, сколько по нормативам им полагалось.
Включая оптимальное количество витаминов и
минеральных веществ.
Ведь всем известно, что потребность в пище — одна
из самых важных физиологических потребностей!
Зачем же ее специально формировать?
Так же обстоит дело и с потребностью быть
субъектом. Эта потребность уже изначально есть в
человеке. И взрослые могут лишь способствовать
(или мешать) развиться субъектности. Задача
психолога при работе с детьми заключается в
создании условий, при которых все три стороны
субъектности (представления, отношения, умения)
получили бы максимальное развитие. Что это
значит?
Это значит, что ребенок (подросток, юноша) сумел
расширить представления о мире и о самом себе,
выработал позитивное (принимающее) отношение к
миру, другим людям и к себе и сформировал умения
реализовывать эти представления и отношения в
жизни.
Становление субъектности у каждого человека
происходит своим собственным путем в
соответствии с законом взаимодополнительности
человека и мира. У кого-то этот путь оказывается
длинным и извилистым, у кого-то он прям и
очевиден. Идея взаимодополнительности человека
с миром может быть замечательно
проиллюстрирована старой притчей о кресте.
Решил как-то один человек, что у него слишком
тяжелая судьба. И обратился он к Господу Богу с
такой просьбой: «Спаситель, мой крест слишком
тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых
я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты
заменить мой крест на более легкий?» И сказал Бог:
«Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов
— выбери себе тот, который тебе самому
понравится». Пришел человек в хранилище и стал
подбирать себе крест: он примерял на себя все
кресты и все ему казались слишком тяжелыми.
Перемеряя все кресты, заметил он у самого выхода
крест, который показался ему легче других, и
сказал Господу: «Позволь мне взять этот». И Бог
сказал: «Так ведь это и есть твой собственный
крест, который ты оставил в дверях, чтобы
примерить остальные».
Потребность стать субъектом есть у всех. Ведь это
то же самое, что потребность стать человеком. Но,
к сожалению, как не все становятся настоящими
людьми, так не все превращаются в подлинных
субъектов — творцов собственного
экологического мира.
Рутина бытия не
занимает сознания. Только изменяющееся в мире
становится фактом сознания. Тенденция к
«вынесению за скобки» констант и удержанию
переменных является, по-видимому,
фундаментальным свойством живого сознания. (Ю.М. Жуков,
2004, с. 163) |
ДОСТУП К ПРОШЛОМУ
Из чего состоит наша жизнь? Что вообще мы
называем жизнью?
Прежде чем попытаться ответить на этот непростой
вопрос, немного порассуждаем. Десять лет почти
каждый день (за исключением выходных, праздников
и каникул) среднестатистический учащийся
одиннадцатого класса выходил из дома и
отправлялся по привычному маршруту в школу. Он
делал это уже, наверное, более двух тысяч раз.
Может ли он вспомнить все эти дни? Нет, конечно! Но
почему? Да потому, что большинство этих дней не
оставили глубоких следов в его памяти. Они были
обычными, рутинными, похожими один на другой. Но
наверняка он готов рассказать о таких днях,
которые помнятся очень хорошо, несмотря на то что
порой они уже очень отдалены от дня сегодняшнего.
Ведь были и яркие уроки, потрясшие воображение, и
бурные переживания, и незабываемые встречи...
В воспоминаниях, дающих доступ к прошлому нашего
экологического мира, присутствуют только события
— иными словами, только то, что было достаточно
важным, значимым для нас.
Именно события обеспечивают изменения в нашем
мире и в нас самих. Именно события делают жизнь
динамичной и насыщенной и позволяют нам
развиваться (а иногда и, увы, деградировать). Но
если нет событий, то нет и изменений. Получается,
что для расширения наших возможностей нужно,
чтобы происходили события. То есть, если мы хотим
развить свою субъектность, мы должны превратить
нашу жизнь в цепь связанных между собой событий,
которые будут переживаться нами как целостность,
единство, неразрывность изменений, происходящих
в нас и в окружающем. Следовательно, событие —
это существенное для человека изменение его
экологического мира.
Как ошибочно мнение о том, что субъектность
формируется в результате внешних воздействий,
так заблуждением является и мысль о том, что
события с человеком «происходят», «случаются»
как следствие работы неких «внешних» факторов.
На самом-то деле человек порождает события!
УВИДЕТЬ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ
Психологу, работающему с детьми, непросто
донести до своих маленьких клиентов эти мысли. Но
может быть, и не стоит этого делать? Наверное,
куда важнее попытаться — в случае личного
принятия субъектной методологии — рискнуть
предъявить детям свою собственную субъектность.
Встреча с умным, глубоким и увлеченным человеком
(а именно таким, пожалуй, должен быть психолог),
встреча, которая станет событием для ребенка,
— это и есть важнейшее условие развития его
субъектности. Поэтому главное, что может сделать
психолог, помогающий ребенку, — это построить с
ним подлинные субъект-субъектные отношения. Ведь
только глядя в другого, мы оказываемся способны
увидеть отражение самих себя. И тогда у нас
возникает шанс изменить представление о себе в
мире, изменить отношения с людьми, научиться
действовать так, чтобы, соучаствуя в жизни других
людей, расширить свои возможности без ущерба
возможностям других. И строить наш совместный
экологический мир, следуя собственным путем.
Вместо полудремы на уроках, многочасового
ежедневного просмотра глуповатых телепередач,
бестолкового шатанья по улицам — увлекательные
дела, творчество, походы. И открытия — в людях, в
себе, в мире. Каждый день должен сам по себе стать
событием. Лишь тогда возможно глубокое личное
движение, лишь тогда возможны изменения во
внутреннем мире. В этом случае освоение
какой-либо деятельности будет сопровождаться
осознаванием роста своих возможностей. А ведь
возможность — это взаимодополнительность
свойств самого человека и предметов окружающего
мира. Следовательно, если в нашей жизни
происходят какие-то важные события, то
изменяются наши свойства, но изменяются и
свойства окружающего! Происходит единое, слитое
в одном процессе изменение человека и его мира.
И напоследок хотелось бы вспомнить одну
суфийскую притчу о лавке возможностей, смысл
которой, как мне кажется, очень созвучен тому, что
было сказано выше.
Однажды человеку приснился сон, будто он идет
по городу и заходит в торговую лавку. Он долго
ходит среди экзотических заморских овощей и
фруктов. Там есть весьма странные и необычные
плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что
он ранее видел. Одни привлекают его своими
невероятными красками, другие манят
предвкушением райского аромата, третьи —
изысканными звуками, доносящимися из сердцевины
фрукта. И, конечно же, каждый выбирает себе то, что
ему по душе. И часто оказывается, что именно это
ему и необходимо. Но как только человек берет в
руки какой-нибудь фрукт, он исчезает, оставляя на
ладони крохотное семечко. Немало удивленный,
покупатель решил схитрить и подошел к хозяину
лавки:
— Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, — сказал
он и показал на полку.
Однако хозяин ответил ему:
— Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами...
|