Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2004


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ЖИЗНЬ СОБЫТИЯМИ ПОЛНА

Третья, заключительная статья цикла
о сущности понятия «субъект» и
связанных с ним категорий (см. № 38, 40/2004)

 

Кто может наполнить
каждое мгновение
глубоким содержанием,
тот бесконечно
продлевает свою жизнь.

Изольда Курц

 

СИНДРОМ ПАПЫ КАРЛО
Многие люди искренне полагают, что «внешнее» первично по отношению к человеку. И поэтому из ребенка, как из пластилина, нужно что-то «вылепить», его, как пустую стеклянную банку, нужно чем-то «наполнить», в его голову, как в ячейку камеры хранения, необходимо нечто «вложить». Можно сказать, что у некоторых взрослых встречается «синдром папы Карло»: ребенок неосознанно уподобляется ими полену, из которого они планируют «выстругать» удобную для себя игрушку.
А ведь сам Алексей Толстой — автор бессмертного Буратино, очевидно, прекрасно понимал нелепость таких убеждений. Во всяком случае, фабула «Золотого ключика» их напрочь опровергает: достаточно вспомнить, как быстро — еще и не перестав быть поленом — Буратино начал наглядно демонстрировать несоответствие ожиданиям своего создателя и свое стремление стать самостоятельным субъектом.
Итак, если исходить из понимания человека как субъекта, то нужно признать идею о первичности внешнего для формирования важнейших качеств человека принципиально неверной. Поведение любого человека — это активность, направленная на реализацию самой главной человеческой потребности: потребности быть субъектом. Эта потребность определяет нацеленность на создание своего экологического мира, по отношению к которому человек будет «лежащим-в-основе». Иными словами, человек стремится освоить, «обжить» ту среду, в которой он оказался, сделать ее своим Домом, несущим во всем его «отпечаток». В общем, «сделать мир своим». Это стремление сделать мир своим является действительно ведущей потребностью, поскольку оно «стоит за», лежит в основе всех остальных потребностей человека.

Публикация статьи произведена при поддержке многопрофильной клиники "Ниармедик" в Москве. Терапевт, маммолог, кардиолог, гастроэнтеролог, акушер-гинеколог. Все виды диагностики, справки, экстренная и плановая помощь на дому, профилактические осмотры, забор анализов. Квалифицированные специалисты, надёжная и эффективная медицинская помощь, современное диагностическое оборудование. Запись к гинекологу и другим врачам по ссылке: https://med-cb.ru/.

Принципиально важно, что человек стремится стать субъектом вовсе не потому, что этого требует окружающий мир. И не потому, что его субъектность старательно формируют взрослые. Просто такова его человеческая сущность: не будучи субъектом своего экологического мира, он не может быть подлинно Человеком.
Следовательно, субъектность нельзя создать путем специальных внешних воздействий. Ее можно пробудить, позвать. И прав был древнегреческий историк, сказавший: «Ученик не сосуд, который надо заполнить, а факел, который можно зажечь».

ПРИТЧА О КРЕСТЕ
Можно привести такую аналогию.
Когда ребенок совсем маленький, мама, как правило, старается накормить его полезными, с ее точки зрения, продуктами. А он — очень часто — сопротивляется, отворачивается, выплевывает. Даже если удается заставить его проглотить навязанную еду, никто не гарантирует, что организм ее удержит и примет.
Ученые провели эксперимент: у нескольких детей была возможность выбирать из довольно большого количества пищевых продуктов и есть тогда и столько, когда и сколько захочется. Так вот: оказалось, что дети употребили ровно столько пищи, сколько по нормативам им полагалось. Включая оптимальное количество витаминов и минеральных веществ.
Ведь всем известно, что потребность в пище — одна из самых важных физиологических потребностей! Зачем же ее специально формировать?
Так же обстоит дело и с потребностью быть субъектом. Эта потребность уже изначально есть в человеке. И взрослые могут лишь способствовать (или мешать) развиться субъектности. Задача психолога при работе с детьми заключается в создании условий, при которых все три стороны субъектности (представления, отношения, умения) получили бы максимальное развитие. Что это значит?
Это значит, что ребенок (подросток, юноша) сумел расширить представления о мире и о самом себе, выработал позитивное (принимающее) отношение к миру, другим людям и к себе и сформировал умения реализовывать эти представления и отношения в жизни.
Становление субъектности у каждого человека происходит своим собственным путем в соответствии с законом взаимодополнительности человека и мира. У кого-то этот путь оказывается длинным и извилистым, у кого-то он прям и очевиден. Идея взаимодополнительности человека с миром может быть замечательно проиллюстрирована старой притчей о кресте.
Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Господу Богу с такой просьбой: «Спаситель, мой крест слишком тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?» И сказал Бог: «Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов — выбери себе тот, который тебе самому понравится». Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты и все ему казались слишком тяжелыми. Перемеряя все кресты, заметил он у самого выхода крест, который показался ему легче других, и сказал Господу: «Позволь мне взять этот». И Бог сказал: «Так ведь это и есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, чтобы примерить остальные».
Потребность стать субъектом есть у всех. Ведь это то же самое, что потребность стать человеком. Но, к сожалению, как не все становятся настоящими людьми, так не все превращаются в подлинных субъектов — творцов собственного экологического мира.

Рутина бытия не занимает сознания. Только изменяющееся в мире становится фактом сознания. Тенденция к «вынесению за скобки» констант и удержанию переменных является, по-видимому, фундаментальным свойством живого сознания.

(Ю.М. Жуков, 2004, с. 163)

ДОСТУП К ПРОШЛОМУ
Из чего состоит наша жизнь? Что вообще мы называем жизнью?
Прежде чем попытаться ответить на этот непростой вопрос, немного порассуждаем. Десять лет почти каждый день (за исключением выходных, праздников и каникул) среднестатистический учащийся одиннадцатого класса выходил из дома и отправлялся по привычному маршруту в школу. Он делал это уже, наверное, более двух тысяч раз. Может ли он вспомнить все эти дни? Нет, конечно! Но почему? Да потому, что большинство этих дней не оставили глубоких следов в его памяти. Они были обычными, рутинными, похожими один на другой. Но наверняка он готов рассказать о таких днях, которые помнятся очень хорошо, несмотря на то что порой они уже очень отдалены от дня сегодняшнего. Ведь были и яркие уроки, потрясшие воображение, и бурные переживания, и незабываемые встречи...
В воспоминаниях, дающих доступ к прошлому нашего экологического мира, присутствуют только события — иными словами, только то, что было достаточно важным, значимым для нас.
Именно события обеспечивают изменения в нашем мире и в нас самих. Именно события делают жизнь динамичной и насыщенной и позволяют нам развиваться (а иногда и, увы, деградировать). Но если нет событий, то нет и изменений. Получается, что для расширения наших возможностей нужно, чтобы происходили события. То есть, если мы хотим развить свою субъектность, мы должны превратить нашу жизнь в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться нами как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в нас и в окружающем. Следовательно, событие — это существенное для человека изменение его экологического мира.
Как ошибочно мнение о том, что субъектность формируется в результате внешних воздействий, так заблуждением является и мысль о том, что события с человеком «происходят», «случаются» как следствие работы неких «внешних» факторов. На самом-то деле человек порождает события!

УВИДЕТЬ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ
Психологу, работающему с детьми, непросто донести до своих маленьких клиентов эти мысли. Но может быть, и не стоит этого делать? Наверное, куда важнее попытаться — в случае личного принятия субъектной методологии — рискнуть предъявить детям свою собственную субъектность.
Встреча с умным, глубоким и увлеченным человеком (а именно таким, пожалуй, должен быть психолог), встреча, которая станет событием для ребенка, — это и есть важнейшее условие развития его субъектности. Поэтому главное, что может сделать психолог, помогающий ребенку, — это построить с ним подлинные субъект-субъектные отношения. Ведь только глядя в другого, мы оказываемся способны увидеть отражение самих себя. И тогда у нас возникает шанс изменить представление о себе в мире, изменить отношения с людьми, научиться действовать так, чтобы, соучаствуя в жизни других людей, расширить свои возможности без ущерба возможностям других. И строить наш совместный экологический мир, следуя собственным путем.
Вместо полудремы на уроках, многочасового ежедневного просмотра глуповатых телепередач, бестолкового шатанья по улицам — увлекательные дела, творчество, походы. И открытия — в людях, в себе, в мире. Каждый день должен сам по себе стать событием. Лишь тогда возможно глубокое личное движение, лишь тогда возможны изменения во внутреннем мире. В этом случае освоение какой-либо деятельности будет сопровождаться осознаванием роста своих возможностей. А ведь возможность — это взаимодополнительность свойств самого человека и предметов окружающего мира. Следовательно, если в нашей жизни происходят какие-то важные события, то изменяются наши свойства, но изменяются и свойства окружающего! Происходит единое, слитое в одном процессе изменение человека и его мира.
И напоследок хотелось бы вспомнить одну суфийскую притчу о лавке возможностей, смысл которой, как мне кажется, очень созвучен тому, что было сказано выше.
Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый выбирает себе то, что ему по душе. И часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только человек берет в руки какой-нибудь фрукт, он исчезает, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, покупатель решил схитрить и подошел к хозяину лавки:
— Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, — сказал он и показал на полку.
Однако хозяин ответил ему:
— Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами...

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук
www.vachkov.narod.ru
Е-mail: igorvachkov@mail.ru