Как создать развивающий климат в
группе?
Принципы поведения руководителя,
педагога, психолога
(по В.Б. Ольшанскому)
• Открытость, непринужденность общения. Никому
не нравится, когда хитрят, обманывают, пытаются
на чем-то «поймать». Легче, когда можно не
взвешивать каждое слово. Однако такт во взаимном
общении необходим. Вседозволенность может
принести только вред.
• Понимание, способность войти в положение
другого. Это вовсе не требует одобрения
любого поступка. Но безучастное, безразличное
отношение к человеку, подчеркивание социальной
дистанции вызывают подозрительность и недоверие.
• Гласность. Неравенство в
межличностных отношениях неизбежно. Однако одно
дело, если оно основано на положении в
административной иерархии, на «силовых»
различиях, и совсем другое — на известных
каждому нравственных качествах, компетентности
и деловом вкладе человека.
• Отказ от оценки личности. Анализ фактов.
Иногда оценка необходима, но лучше объяснить
человеку последствия его поступка для других
людей и для него лично, чем просто навесить ярлык
прогульщика. Если двоечник прекрасно ответил
урок, ему поставят «3», оценивая личность, и «5»,
если исходят из фактов.
• Не приказ, а ориентация на проблему.
Если человек лишь исполняет чужое решение, а с
его мнением не считаются, он не станет принимать
на себя ответственность за результат.
• Сослагательность, а не категоричность,
скорее предположение, чем директива.
Излишняя строгость унижает человека,
продуцирует недовольство, обрывает обратную
связь руководителя с подчиненными. |