Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2004


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИСТОВКА

Как создать развивающий климат в группе?

Принципы поведения руководителя, педагога, психолога
(по В.Б. Ольшанскому)

Открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда хитрят, обманывают, пытаются на чем-то «поймать». Легче, когда можно не взвешивать каждое слово. Однако такт во взаимном общении необходим. Вседозволенность может принести только вред.
Понимание, способность войти в положение другого. Это вовсе не требует одобрения любого поступка. Но безучастное, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывают подозрительность и недоверие.
Гласность. Неравенство в межличностных отношениях неизбежно. Однако одно дело, если оно основано на положении в административной иерархии, на «силовых» различиях, и совсем другое — на известных каждому нравственных качествах, компетентности и деловом вкладе человека.
Отказ от оценки личности. Анализ фактов. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить человеку последствия его поступка для других людей и для него лично, чем просто навесить ярлык прогульщика. Если двоечник прекрасно ответил урок, ему поставят «3», оценивая личность, и «5», если исходят из фактов.
Не приказ, а ориентация на проблему. Если человек лишь исполняет чужое решение, а с его мнением не считаются, он не станет принимать на себя ответственность за результат.
Сослагательность, а не категоричность, скорее предположение, чем директива. Излишняя строгость унижает человека, продуцирует недовольство, обрывает обратную связь руководителя с подчиненными.