Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2004


ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК

ДАР БОГОВ,
или
ВСЕ ДЕТИ ТАЛАНТЛИВЫ

Школьные проблемы одаренных детей

Когда задумывалась эта статья, мои дети спросили: «Почему психологи обычно пишут про каких-то девочек и мальчиков, а о собственных детях — ни слова?» А старший сын, который в прошлом году, учась в 10-м классе, стал лауреатом в области физики на конкурсе научно-исследовательских работ школьников Москвы, добавил: «Лучше напиши, как меня не хотели брать в 1-й класс районной школы и назвали умственно отсталым».
По первому пункту мои дети ошиблись. Психологи очень любят писать про своих детей. И, следуя традиции, заложенной Н.Н.Ладыгиной-Котс, которая растила своего ребенка вместе с детенышем шимпанзе и написала про это замечательную книгу, В.С. Мухиной, отразившей в своих книгах этапы взросления сыновей-близнецов, я давно вставляю в различные отчеты и статьи истории собственных детей.
Что же касается поступления в школу — это правда. И беда не в том, что педагог не смог за 20 минут в сложном по развитию дошкольнике, не желающем читать левше, страдающем дисграфией (как выяснилось немного позже), распознать интеллектуальный потенциал. И даже не в том, что вердикт: «В гимназию вам пробовать поступать и не стоило, он не сможет учиться даже у нас. Ребенок умственно отсталый» — был высказан в присутствии самого ребенка. Беда в том, что мы все очень подвержены влиянию ярлыков. И ярлык «умственно отсталый» точно так же, как и ярлык «одаренный», брошенные вскользь, могут, в одном случае, сломать веру родителей в собственного ребенка или, в другом, породить завышенные требования к успехам ребенка вне зависимости от его реальных возможностей. И, как следствие, — сломать жизнь маленького человека.

ПРАВО НА ЗАЩИТУ

Однако в последнее время стало очень модно пользоваться ярлыком «одаренный ребенок» даже тогда, когда для этого нет достаточных оснований. То, что этим грешат родители, — понятно. И отношение к такому «диагнозу» может быть снисходительное. Когда же это исходит от психолога, это уже вердикт, на который будут ориентироваться все другие специалисты и родители. Мне приходилось встречаться даже с такими ситуациями, когда ребенка, имеющего проблемы (это могут быть различные проблемы — в поведении, общении или успеваемости), школьный психолог называл одаренным, «чтобы от него отстали», то есть ослабили педагогический прессинг или же не принимали по отношению к нему административных мер. Не буду комментировать правомерность подобной «защиты» и ее возможные последствия. Приведу пример.
Боря С. с трудом осваивал школьную программу. В комфортной ситуации («мягкий», нетребовательный учитель, невысокий темп) все было хорошо. Но стоило педагогу повысить голос или возрастала учебная нагрузка, ребенок «деревенел». При этом Боря быстро переутомлялся, не мог спокойно сидеть за партой и тем самым мешал другим детям. Психологическое обследование показало, что ребенок, при нормальном уровне интеллектуального развития, имеет ряд личностных проблем (очень высокая тревожность, ряд ярко выраженных страхов, связанных со школой).
Желая защитить ребенка, психолог дал заключение о его одаренности. Оно выглядело примерно так: «Ваш ребенок одаренный, но ему нужно время, чтобы его способности раскрылись». Вроде бы невинная фраза превратила дальнейшую школьную жизнь Бори в кошмар. Родители обвинили педагогов в невнимательном и нетерпимом отношении к их ребенку и в дальнейшем отказывались от психолого-педагогической помощи, уповая лишь на время. А педагоги, со своей стороны, изо всех сил старались опровергнуть психологическое заключение. Ребенок на долгое время оказался в центре конфликта.
Ответ на вопрос: какие же должны быть основания, чтобы ребенок мог считаться одаренным, — не такой простой, как кажется.

КАКОВА ПРИРОДА?

До сих пор нет общего представления о природе одаренности, но есть альтернативные подходы.
Первый: все дети талантливы. Или: каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и правом каждого на развитие своих способностей. Однако за этим подходом размывается специфика понятия «одаренность». Акцент перемещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методов их развития. Тогда нелепой выглядит задача выявления одаренных детей. Почему же в таком случае даже те, кто блистал в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант?
Второй подход заключается в тезисе, что одаренность — это дар «свыше» единицам, избранным. Если верить этому, то становится актуальной проблема поиска, выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности.
И вообще — можно ли стать одаренным?
Данная статья не ставит перед собой задачу раскрыть абсолютную истину. Да и современное состояние психологической науки и практики этого не позволяет сделать. Но интерес в обществе, возникший на рубеже веков по отношению к одаренным детям как будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой зависит дальнейшее развитие страны, делает необходимым широкое обсуждение этого вопроса, связанного с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые у одаренных детей могут возникнуть.
Все это становится возможным только при наличии единого научно обоснованного представления о том, что такое феномен одаренности, и в частности детской одаренности. Чем, например, одаренный ребенок отличается от способного, имеющего так называемую «высокую норму»? Каковы виды одаренности и какими методами они могут выявляться? В чем сила и ограничения конкретных диагностических методик? Какова природа проблем, возникающих у одаренных детей, всегда ли они являются следствием одаренности и как помочь ребенку их преодолеть?

ДОСТОИНСТВО КОНЦЕПЦИИ

В 1997 г. в рамках программы «Одаренные дети» вышел сборник статей «Основные современные концепции творчества и одаренности», который знакомит читателя с наиболее фундаментальными и популярными, «работающими» сегодня концепциями творчества и одаренности. Достаточно назвать имена таких всем известных авторов, как А.В.Брушлинский, О.М.Дьяченко, Н.С.Лейтес, В.Д.Шадриков из России, Р.Стернберг, Дж.Рензулли из США, Эд.де Боно из Англии, Р.Милгрем из Израиля, К.Хеллер из Германии. Вводная статья Д.Б.Богоявленской должна помочь читателю сориентироваться в этом сложном материале, так как каждая концепция самодостаточна и убедительна в своей логике (иначе она не была бы научной и не смогла бы стать популярной), но многие из них несовместимы.
Достоинство «Рабочей концепции одаренности», опубликованной в 1998 г., заключается прежде всего в том, что вместо выбора альтернативы практик имеет дело с единой позицией, единой теоретической базой для решения ключевых проблем одаренности. Она отражает результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также опыт (как позитивный, так и негативный) работы с одаренными детьми. В частности, она аккумулировала непосредственный опыт работы ряда ее авторов. Авторский коллектив, в который вошли ведущие отечественные специалисты в области психологии творчества и одаренности, ставил цели как раскрытия понятия одаренности на основе теоретических положений отечественной психологии, так и определения основных принципов в решении задач выявления, обучения и развития одаренных детей.
Представление об одаренности, изложенное в данной концепции, в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал.
Такой подход делает приоритетной задачу воспитания одаренного ребенка. Этим определяется и гуманистическая направленность концепции, в которой особое внимание уделено бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающему понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность.

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

К сожалению, в одной только Томской области (по данным И.Н. Тоболкиной и О.В. Шушпановой) 79% опрошенных работников школ с «Рабочей концепцией» не знакомы или знакомы частично, с классификацией видов одаренности не знакомы 47%, с принципами и методами выявления одаренности — 60,5%, испытывают потребность в методах выявления одаренности 87%. Более 50% практиков имеют только поверхностные представления о том, с какими проблемами сталкиваются одаренные дети. Поэтому конкретная работа с одаренным ребенком на местах подчас базируется лишь на эмпирическом опыте конкретного специалиста и на многочисленных мифах об одаренности, бытующих в массовом сознании.
Одним из таких распространенных мифов является мнение, что одаренный ребенок — это трудный ребенок. Считается, что их боятся учителя, ими озадачены родители, к ним недоброжелательно присматриваются одноклассники.
Однако если по отношению ко всем обычным детям – при возникновении у них трудностей в учебе, поведении, общении – педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то принципиально иначе обстоит дело с одаренными.
Налет фатализма (таков дар) определяет глобальную стратегию работы с ними лишь через поиск форм организации их обучения: отдельные классы, специальные школы, индивидуальные программы. Однако чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание, что одаренность – это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь это проблема становления его личности.
За проблемами в поведении, общении и обучении, сопровождающими феномен детской одаренности, стоят различные факторы. Это может быть следствием: нарушений в онтогенетическом развитии — запаздывания или инверсии (нарушения последовательности) в прохождении определенных генетических программ, функциональной незрелости в развитии высших психических функций (ВПФ), а также неадекватного проживания возрастных этапов и несформированности познавательной мотивации.

(Продолжение следует)

Марина БОГОЯВЛЕНСКАЯ,
психолог