ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В ОБРАЗОВАНИИ
|
И.А. Баева
СПб.: СОЮЗ, 2002
|
Издание представляет
собой научную монографию, посвященную созданию
безопасной среды в школе. Автор рассматривает
построение учебного процесса с точки зрения
гуманистической парадигмы и предполагает
создание особых благоприятных условий для
ученика и учителя, способствующих наиболее
полному личностному развитию и того и другого.
Слово «безопасность» так часто встречается на
страницах этой книги, что вызывает
подсознательное отношение к современной школе
как к особо опасному месту. Особенно к той школе,
в которой не проводятся предлагаемые автором
мероприятия по изменению среды.
Вообще-то, школы бывают разные. Существуют и
такие, где находиться неприятно: репрессивные
методы руководители считают единственно
возможными, ученики боятся учителей, учителя —
администрацию. К сожалению, изменить ситуацию в
таких школах чрезвычайно трудно.
Преследуя благородные цели, автор считает
необходимым создать в учреждении психологически
комфортную обстановку, обучить участников
образовательного процесса регулировать свои
взаимоотношения, призвать к всеобщему
взаимопониманию и (так и хочется продолжить)
всеобщей любви. Хочется помечтать, что в каждой
школе найдется энтузиаст, который откроет всем
глаза на идеальные отношения между людьми и
поведет их, как пастырь, в новую жизнь. Наивно
предположим, что этим пастырем будет
педагог-психолог.
Методы налаживания взаимоотношений все те же:
тренинги конструктивного общения с учителями,
учениками и родителями; групповые дискуссии на
тему «Давайте жить дружно!» и т.п. Кроме того,
желающим улучшить школьный климат предлагается
вести тщательный мониторинг динамики
психологической комфортности, включающий в себя
различные анкеты для всех участников
образовательного процесса. Автором подробно
расписано: каким образом эту самую комфортность,
взаимопонимание и расположение к ближнему
замерять и анализировать.
И.А. Баева предлагает использовать критерий
«психологическая безопасность в школе» как
основной показатель эффективности деятельности
психологической службы. Допустим,
педагогу-психологу, желающему воспользоваться
рекомендациями данной книги, удалось убедить
директора школы в необходимости проведения
первичного обследования состояния
образовательной среды на предмет безопасности.
Проведя анализ, он получит ряд неприятных фактов,
в том числе и по рейтингу учителей (что является
наиболее конфликтным моментом в учреждении).
Далее предстоит огромная работа по
нивелированию этих неприятностей, с которой
справится далеко не каждый, особенно молодой
специалист. А предстоит еще измерение динамики
состояния...
В том случае, если психолог пользуется в школе
авторитетом и имеет приличный опыт работы, он
действительно сможет получить желаемую
позитивную динамику. Но нужно ли ему для этого
проводить столь объемное исследование?
Ирина КОНОВАЛОВА
|