В
образовательной системе, в ее задачах и методах,
которыми эти задачи решаются, как в
увеличительном стекле отражаются все уродливые
черты и все реальные ценности общественной
жизни.
Слово «технология» стало любимым словом
теоретиков образования. Оно наилучшим образом
демонстрирует перспективную направленность
вектора обучения. Оно свидетельствует:
образование овладело набором приемов, при помощи
которых можно довольно успешно формировать
определенные функциональные качества ребенка и
в результате достичь ПОЛЕЗНОГО РЕЗУЛЬТАТА —
получить на выходе взрослого, обладающего
набором полезных для государства умений.
При этом государство в лице образовательных
институтов хотело бы быть расчетливым,
рациональным и экономичным, а потому зависимость
формирования полезных умений от субъективного
фактора должна быть сведена к минимуму. Чем более
совершенна технологическая система, тем в
большей степени учитель с его настроениями,
пристрастиями, болезнями, семейными невзгодами
становится для нее второстепенным элементом.
На знамени поступательного движения современных
педагогических технологий, подстегиваемых
компьютеризацией жизни, можно было бы в качестве
лозунга написать слова А. Гастева, казавшиеся
раньше безумными: «Мы стоим за механизацию
воспитания и противопоставляем ее
неорганизованному воспитанию, которое ввергает
в обращение огромное количество ненужного
материала... мы берем для воздействия на человека
только ограниченное, рассчитанное количество
самого необходимого материала, а не тот огромный
эмпиризм, который является мусором, засоряющим и
разлагающим активность воспитанника. <...>
Идеалом нашего замысла является то, чтобы
устранить всякое непосредственное субъективное
воздействие ...педагога».
Конечно, компьютеры пока есть не везде, и учителя
как работали себе, так и работают — кричат,
ставят двойки и с тревогой ждут дня зарплаты.
Безусловно, речь идет лишь о тенденции: школа
хочет быть ориентированной как можно более
прагматично. Чем солиднее учреждение, чем более
«популярно» среди родителей, тем раньше
начинается в его стенах дифференциация детей, их
специализация. И тем уже спектр воспитательных
задач, которые эта школа может решить.
Но где-то на краю образовательной системы живет
нечто совершенно непрактичное с точки зрения
разума, совершенно необъяснимое и
иррациональное. Там действуют силы, не желающие
ориентироваться на РЕЗУЛЬТАТ в привычном смысле
слова. Точнее, имеющие довольно странное
представление о том, что же является результатом
педагогической работы. Этакая маргинальная
педагогика с характером заповедной странности.
Или святости.
Марина АРОМШТАМ
|