«Неразумные» странные мысли
Новорожденного младенца отец
приносил в лесху,
где заседали старейшины.
Ребенка внимательно осматривали,
и если находили больным и хилым,
то отправляли к Апогетам
(обрыв на горном хребте Тайгет)
и там оставляли умирать...
Все, что смогла создать Спарта, —
это сильная армия...
Энциклопедия для детей, ст.
«Спарта»
— Сын, привет! Как доклад?
— Не очень...
— Что ты имеешь в виду?
— Не стали они меня слушать!
— Но ведь ты так интересно рассказываешь!
— Ну да. Я как сказал, что в Спарте
больных детей со скалы сбрасывали,
так они и пристали: «Что, прямо маленьких?
И они умирали? И их не жалели? А их мамы?»
И так весь урок... Мам, мне эта Спарта
тоже не нравится!.. Дурацкая какая-то.
Из дневника матери
Есть некоторое
представление о результате профессионального
труда. Усилия плотника, кондитера, уборщицы,
инженера, крестьянина — налицо. Зримы, подлежат
оценке усилия поэта, художника и актера. Усилия
врача тоже всегда ощутимы. Результат труда людей
разных профессий планируем и достижим во времени
и в пространстве.
А результат труда педагога? Он должен был бы
угадываться в ребенке, который вырастает, вырос.
«Короля Матиуша» Януша
Корчака я прочитала довольно поздно, лет в
тринадцать. Я была уже настолько взрослой, что
поняла почти все. Эта книга могла бы стать для
меня любимой, если бы не послесловие. Легенда о
смерти Корчака потрясла меня настолько, что
затмила переживание художественного текста.
В день рождения брат подарил мне корчаковскую
фотографию. Я повесила ее над кроватью и с тех пор
без нее не жила.
Но мне невероятно трудно было читать книги
Корчака: я не осмеливалась над ними думать. Любые
размышления предполагают некоторую долю
критицизма, сомнения в правоте автора. А Корчак
БЫЛ ПРАВ НАВСЕГДА. Потому что погиб вместе с
детьми.
И еще меня постоянно преследовала мысль: в чем
результат его педагогического труда? Конечно,
остались книги. Но это — наследие
Корчака-писателя. А результатом педагогического
труда должен быть человек!
То есть труд великого педагога Корчака НЕ ИМЕЛ
РЕЗУЛЬТАТА! Единственный смысл его
воспитательской деятельности, который с
циничной кротостью подарила ему Смерть, — это то,
что он смог разделить судьбу детей...
Книги остались, а детей — нет. И не было ничего
рационального в том, чтобы рассказывать
маленьким смертникам по дороге в концлагерь
сказки. Никакой «общественной» полезности.
Кэмпхилл — английская
деревня. Здесь в искусственных семьях живут
умственно отсталые дети.
Марианна — старожил. Живет в Кэмпхилле уже
тридцать лет. У нее нет своих детей. Она стала
«мамой» для десятков даунов с отвислыми щеками и
остановившимся взглядом, с вечно текущей изо рта
слюной и с непослушными пальцами. Чтобы эти
пальцы могли пользоваться ложкой и тем более
ручкой, нужен труд многих лет. Для большей части
воспитанников Марианны двадцать слов — предел
овладения человеческой речью. Однако, говорит
она с гордостью, некоторые обучаются этим словам
на двух языках — на материнском и на английском
(население деревни многонационально).
Каждое воскресенье детей водят в церковь. Слово
«церковь» знают почти все. Обитатели деревни
наряжаются, детей тоже одевают в красивую одежду.
Это еженедельный праздник. У многих
воспитанников глаза сияют. Во время службы они
кивают в такт песнопениям, повторяют слова
молитв. Но есть и нечувствительные к внешним
проявлениям жизни. Рядом с такими сидят
воспитатели, держат за руку, поднимают со скамьи,
когда полагается. А потом священник идет по рядам
— медленно, чтобы каждого подержать за руку,
заглянуть в глаза. Он говорит: «Бог — с тобой!»
Ударение необычное. На втором слове.
Мы пошли посмотреть, каких кукол для кукольного
театра она делает. У них хороший кукольный театр.
Животные у Марианны получаются как настоящие.
Так и должно быть. Животным нельзя придавать позы
людей. Ведь Человек — нечто совершенно особое.
Дети должны это знать. Им этого, конечно, не
объяснить. Но показать можно — через сказку.
Детям все время показывают спектакли. И оркестр у
них тоже есть. И гончарная мастерская...
Раз в месяц — родительский день. Приезжают
родители — туда, где их горе, их стыд скрыты от
посторонних глаз и где их ребенку хорошо. При
расставании дети будут плакать: они любят маму,
они не хотят, чтобы мама уезжала. А воспитатели
будут рассказывать об успехах детей, о том, чему
они научились. Воспитатели хотят, чтобы мамы тоже
любили детей. Так же, как любят они, воспитатели.
Я спрашиваю:
— Марианна, как это возможно? Как возможно любить
их таких — да еще так сильно и преданно?
Марианна не понимает: что имеется в виду? Это же
дети, Бог дал им жизнь. Разве душа виновата, что у
нее такое тело?..
Вместе со студентами
московского вальдорфского семинара я играю в
спектаклях. Один спектакль — для детей
микрорайона. Другой — в онкологическом
отделении детской больницы. Дети лысенькие после
«химии», на колясках, в масках и в трубках.
У нас на курсе были мужчины. И они после спектакля
смотрели в пол. А девушки плакали, не стесняясь.
Для многих наших зрителей мы со своими сказками
были последним ярким впечатлением жизни. Через
неделю — на другом спектакле — их места уже
занимали другие...
Никакой целесообразности в этой деятельности не
было. Никакого полезного результата. «Пустая»
трата сил и нервов. Все равно они умирали... Но
Наташа, больничный педагог (вот уж
нерациональная должность!), приглашала нас снова
и снова. Она была из прихода Александра Меня и
считала, что это очень важно — правильно
проводить ребенка, так и не ставшего «полезным»
членом общества.
Среди психологов и
педагогов встречаются странные, «неразумные»
люди, готовые работать без надежды на результат.
Правда, сами они так не считают. Как говорила
Марианна, душа воспитывающего тоже
воспитывается. В них реализуется та тайная
«заповедная странность», в существовании
которой общество чаще всего стесняется
признаться, но которая все-таки, к счастью, есть.
Стесняется, потому что эта странность совершенно
избыточна по отношению к господствующему
рационализму и с практической точки зрения
бесполезна. Она называется разными словами —
гуманизм, духовность, человечность (как видовое
отличие).
Но именно от нее, от этой «периферийной»
педагогики, единственным принципом которой
является «благоговение перед жизнью», исходят
мощнейшие импульсы, заставляющие общество
встряхнуться и задуматься: что такое «ребенок»?
Чего же все-таки надо хотеть от него и для него?
И вот что удивительно: там, где «поражение не
отличается от победы», рождаются замечательные
идеи, способные в течение долгих последующих лет
питать создателей педагогических технологий.
Опыт Марии Монтессори вылился в промышленное
создание пособий для интеллектуального развития
детей. Но начинала-то она с детей умственно
отсталых! Корчак, работая с детьми-изгоями, с
детьми, лишенными прошлого и будущего, создал
законодательную систему демократического
общежития. Он пытался научить детей искать себе
защиты у Закона. И это ни с чем не сравнимый опыт
воспитания правового сознания ребенка. А
методики занятий ручным трудом, практикуемые в
Кэмпхилле? А способы развития сенсорики,
вызревшие в результате долгой и кропотливейшей
работы психолого-педагогической команды
Загорского интерната для слепоглухонемых?
Но главным результатом влияния «периферийной»
педагогики на общественное сознание является
постепенно вызревающая внутри него мысль: чем
больше мы узнаем о детстве, тем более загадочным
представляется нам этот период жизни человека,
во многом определяющий его дальнейшую судьбу. А
законы развития ребенка не так просты и
однозначны, как хотелось бы рационалистам
шестидесятых или девяностых годов.
Блестящие сиюминутные результаты
педагогической политики взрослых в отношении
маленьких детей могут парадоксальным образом
обернуться в отдаленном будущем печальными
последствиями. У этих последствий самые
различные имена: бездуховность, утилитарность
мировоззрения, трудности социализации, неумение
строить семейную жизнь...
Другое дело, насколько это действительно заботит
общество и насколько этому обществу важны не
отдельные функции человека, а он сам в целом,
когда социальная активность, социальная
полезность, социальная адаптивность тесно
связаны с состоянием внутреннего человеческого
мира.
Зрелое общество осознает противоположность
действующих внутри него различных тенденций и
пытается избежать однозначности суждений и
акцентов. Оно предъявляет к образованию гораздо
более сложные, более тонкие и потому менее
определенные требования, связанные с
гуманитарными ценностями. Такое общество
гораздо меньше склонно «использовать» и
конструировать ребенка.
Оно учится его оберегать. Оно учится оберегать
себя в лице ребенка.
Марина АРОМШТАМ
|