История Никиты
Никита пришел к нам в центр в
возрасте пяти лет. Он был тогда очень тревожным,
напряженным, истощаемым ребенком: 5–10 минут в
одной комнате с педагогом — и крик, протест,
попытки убежать к бабушке. Никита уходил от
общения, любил подолгу смотреть в окно, крутить
веревочку перед глазами. Речью сам не
пользовался, на обращенную к нему речь со стороны
родителей откликался иногда, выполняя лишь
простые просьбы-задания. Никите ранее был
поставлен диагноз: туберозный склероз в
сочетании с аутичными чертами в поведении.
НАМЕТИТЬ ПРОСТРАНСТВО
Общаться с ним вначале было очень трудно:
взгляд мальчика, не задерживаясь, скользил по
людям, предметам, тактильного контакта Никита
избегал. Сначала я просто ходила за ним следом.
Никиту приводят на занятие. Он перемещается по
комнате, а я — за ним.
После домашней обстановки ребенок оказывался в
новом пространстве. Здесь, в этом новом
пространстве, есть ДРУГОЙ — некто тенью
следующий за ним по пятам. Моя задача, как
педагога, на этом этапе — пытаться создавать
разные ситуации, в которых ребенку было бы
комфортно. И ждать. Терпеливо ждать, когда между
мной и Никитой возникнет нечто, похожее на
доверие.
Это была трудная задача. Никита перемещается по
комнате хаотично и с виду бесцельно. Но эта
комната, ее предметы, обстановка чем-то
заинтересовывают его. Точнее, насыщают. У
процесса насыщения есть предел, до которого ни в
коем случае нельзя доводить дело. Пресыщение
чревато срывом. Срыв нужно предупредить. Как? Тут
вряд ли есть формальные показатели. Лечебный
педагог должен ощущать близость ребенка к
пределу интуитивно. И интуитивно искать выход из
положения.
Он будто бы на поверхности: если ребенку надоело
в этом помещении, надо, чтобы он переместился в
другое. Нужно как-то позвать Никиту в другую
комнату. Но на зов в обычном смысле слова он не
реагирует. За руку брать себя не позволяет.
Поэтому я просто пытаюсь наметить другое
пространство и как-то просигналить: там есть
что-то интересное. К примеру, открываю дверь в
ванную и начинаю пускать мыльные пузыри. Или
выхожу в коридор и играю на флейте. Это и есть
«зов», связанный с новыми звуками, новыми
формами, новыми движениями.
Вот ребенок переходит в другую комнату. Подходит
к окошку. Я пристраиваюсь рядом и говорю — будто
бы сама себе: «Что там, за окошком?» Я не жду ни
ответа, ни какой-нибудь определенной реакции.
Просто фиксирую, как проявляет себя мальчик в
данном случае. И проявляет ли. Малейшее ответное
«движение» — достижение.
В каждом случае с новым ребенком контакт между
ним и лечебным педагогом возникает по-своему.
Педагог старается «двигаться» навстречу
ребенку. Ребенок каким-то образом «выходит» из
круга своей замкнутости, изнутри самого себя, и
тоже «движется» навстречу педагогу. И в какой-то
момент — через несколько часов, или через неделю,
или через два-три месяца — между ребенком и
взрослым выстраивается тонкий и хрупкий мостик
доверия. По нему, по этому мостику, взрослый может
добраться до малыша: заглянуть ему в глаза,
погладить по плечу, а потом — поиграть. Это
невозможные раньше игры — посадить его на
колени, чтобы он «скакал», покатать на мяче,
предложить ему возиться в воде, в песке, мять
глину...
НА ОСТРОВКЕ...
С этого момента — когда возникает доверие
— занятия с Никитой приобретают некоторую
структуру. До этого я внимательно наблюдала за
мальчиком, пытаясь уловить, понять, угадать, что
может ему нравиться, что доставляет
удовольствие, а что напрягает, каких ситуаций
Никита избегает.
Если правильно угадаешь путь к этому островку
приятия, на нем можно закрепиться и все время
расширять этот островок, как совместные
владения. Никите, например, нравилась вода.
Значит, выбираться в мир надо «по воде»,
привязывая к ней всевозможные действия и виды
деятельности.
Вот мы с Никитой приходим в «мокрую» комнату
(комната с ванной и всем, что может пригодиться
для игры с водой). Никите нравится опускать руки в
воду, нравятся брызги. Вода из душа льется ему на
ладони. А еще — на ладони педагога, и на игрушки
вокруг ванночки. Это новая игровая ситуация.
Сейчас она распространяется не только на ладони
Никиты, но и на игрушки, на педагога. Они
«допущены» в эмоциональное поле мальчика. И это
уже много. Мне тоже нравится, когда водяные
брызги попадают мне на ладони. Мы заражаем друг
друга своим отношением к воде, и у нас впервые
возникает разделенное переживание.
От игры с водой можно перейти к рисованию на
поверхности ванны. Ванна была наполнена водой. А
потом водичка уходит, исчезает. Но тут вдруг
появляются краски. Они красиво расплываются на
поверхности мокрой ванны. Ребенок смотрит на это
зрелище, и видно: он захвачен происходящим. Это
новое ощущение. Теперь у нас с ним есть еще одно любимое
занятие — «распускать» краски на дне мокрой
ванны. И чтобы перейти к нему, требуется все
меньше времени на простую игру с брызгами.
У таких детей, как Никита, часто бывают проблемы с
чувствительностью. Любые прикосновения их
раздражают. Часто дети избегают что-либо брать в
руки, возникает препятствие в овладении какой бы
то ни было ручной деятельностью. Такие дети,
естественно, не рисуют и не пишут, прикосновение
к рукам может вызвать бурный протест, так как
ладони — чувствительная область.
Но вот капельки падают Никите на ладошку, и это не
вызывает отторжения. Ведь все происходит в игре,
внутри атмосферы доверия. Никита принял эту
ситуацию в целом, и потому он уже не может
испытать негативного чувства, когда на кончик
мизинца попадает не только водичка, но и капля
краски. От этой окрашенной капли на мизинце всего
один шаг до окрашенной ладошки. А окрашенная
ладошка может делать отпечатки. Это значит, что в
наши игры включаются руки. Оставить отпечаток,
цветной след на стенке ванны — это уже шаг к
ручной деятельности. Это огромный сдвиг.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Итак, я фиксирую наше достижение: Никита
начинает использовать свои руки в игре. Но пока
на очень малом пространстве. Теперь наша задача
— это пространство расширить. Раньше мы
расширяли «подвластное» мальчику пространство
за счет того, что ходили из помещения в помещение.
Теперь нужно другое. Нужно как-то переместиться
из ванночки на бумагу.
Говорить Никите: «А ну-ка, садись! Давай
порисуем!» — совершенно бессмысленно.
Я пристраиваю стол к ванной. Вплотную. Мы играем
все в те же отпечатки. При этом я что-то
рассказываю. Что-то очень простенькое, но
сюжетное. Например: «Ехал Никита по дорожке»
(отпечаток на стене в ванночке, другой отпечаток);
«Ехал-ехал — и до леса доехал!» (мой отпечаток
перемещается на мокрую бумагу, лежащую на столе).
Я повторяю свой рассказ и движения. Никита «заражается»
от меня «перемещением» ладошки — с мокрой стенки
ванной на мокрую бумагу на столе. Его отпечатки
появляются на бумаге.
Бумага открывает новые возможности. След краски
на бумаге очень красивый. Сначала мы рисуем
пальцами — размазываем краску в разные стороны
— и с удовольствием разглядываем следы,
оставляемые на бумаге. Я говорю, что это не просто
следы, а дороги. Разбегающиеся в разные стороны
дороги. В какой-то момент я беру в руки кисточку и
снова рисую дороги. Но уже не пальцами, а кистью.
Никите я ничего не говорю. Хотя на столе его
поджидает кисточка. Никита не сразу обращает на
нее внимание. Но у меня получается так красиво!
Ему тоже так хочется. И он берет кисточку в руки.
Без команды, без предупреждения. Как-то так сам. В
«случившийся» момент времени.
Скоро рисование красками становится его
пристрастием. У детей, похожих на Никиту, так
часто бывает: сначала они избегают какой-то
деятельности, а потом чувство активного
неприятия сменяется противоположным —
пристрастием.
Очень важно, чтобы все занятия сопровождались
некоторым эмоциональным фоном и словесным
комментарием к тому, что происходит. Это могут
быть песни, стихи, сказки или просто эмоционально
окрашенная речь педагога по поводу того, что
происходит. Ребенок словно подпитывается в этом
эмоциональном поле. Оно помогает ему пребывать
«здесь и теперь», быть включенным во внешние
обстоятельства. Тогда пробуждается его внимание,
он начинает прислушиваться к партнеру по игре и
смотреть, что происходит в результате его
действий.
Мы с Никитой рисуем сказку «Теремок». Сначала это
происходит непроизвольно. Я вожу кистью, а он
смотрит. Потом я предлагаю Никите держаться за
кончик моей кисти, и его рука движется вместе с
моей. Сказку мы рисуем не в буквальном смысле, в
виде конкретных образов. Мы изображаем ее цветом,
движениями и звуками.
Макаем кисть в зеленую краску. Кисточка легко
прикладывается к листу. Это лягушка скачет:
прыг-прыг-прыг. А вот волк идет: на листе
появляется коричневая дорожка. И каждый персонаж
стучится в двери теремка. Звук мы изображаем
постукиванием кисточки: тук, тук, тук. В
результате мы осваиваем точечные мазки и
движения кисти слева направо.
При этом я внимательно слежу, что происходит с
ребенком: как меняются его эмоции, успевает ли он
переживать движения. Для педагога всегда
существует риск самому увлечься картинкой.
Наступает момент, когда я могу подвести
некоторые итоги: мы освоили произвольные
действия с эмоциональным комментарием и можем
потихонечку перебираться в новое пространство. В
маленький кабинет, напоминающий кабинет
дефектолога. Здесь есть стол и пособия...
«СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ»
Структура нашего занятия усложняется.
Теперь появляется начало занятия. Мы с Никитой
садимся напротив друг друга, здороваемся,
рассказываем стихи, поем песенки,
сопровождающиеся движениями. То есть я произношу
тексты и показываю движения. А Никита заражается
моими эмоциями и начинает движениям подражать:
хлопает по коленке, в ладошки; поднимает ручки
вверх. Затем мы переходим за стол и выясняем, что
сегодня будет происходить на занятии.
Сказочные сюжеты постепенно отходят на задний
план. Теперь мы рисуем истории про Никиту. Он
этому очень радуется.
Я рисую мальчика — Никиту, а он внимательно
следит за моими движениями: «Вот Никита. А вот у
Никиты мячик. Это ворота. Давай мы с тобой сейчас
гол забьем». В занятиях становится все меньше
эмоций и все больше отвлеченных заданий, которые
надо выполнить.
Включаем в свое «содержательное рисование»
пластилин. Например, выясняем, во что Никита одет.
Я рисую контурного мальчика. А затем мы берем
кусочки пластилина. Нужно «закрасить»
пластилином курточку, штанишки. Это новый вид
ручной деятельности. Следующий сюжетный ход:
начинается дождь. Никита уже способен
самостоятельно нарисовать вертикальные линии,
изображающие дождь. Как и горизонтальные
дорожки, и нечто, что требует круговых линий
(колеса, мяч).
После рисования мы играем в лото или в мозаику.
Это качественно новый этап в наших занятиях. «Вот
Никита идет гулять. Он живет в этом домике. Какие
тут красивые камушки! Давай построим из них
дорожку, по которой Никита пойдет гулять». И
Никита выкладывает из мозаики дорожку — вслед за
мной. Пока его еще надо подталкивать к решению
задачи.
Когда по взгляду Никиты я понимаю, что он устал,
мы переключаемся на двигательные или приятные
сенсорные упражнения (качаемся, играем с водой, с
крупой, рассыпанной по тазикам) — чтобы
восстановить силы. Я ввожу в обиход понятие
«перемена».
Так Никита готовится к занятиям в группе и с
дефектологом.
На групповых и дефектологических занятиях будут
отрабатываться навыки для подготовки к школе,
будут даваться задания для развития
познавательной сферы и ручной деятельности. Это
будут уже занятия с четкими правилами,
направленными на регуляцию поведения (сидеть за
партой во время урока, выполнять задания учителя,
учиться ждать и т.д.).
А пока — у нас «перемена». Мы садимся на качели.
Но не просто качаемся. Такую ситуацию хорошо
использовать для звукоподражания, для того,
чтобы побуждать ребенка произносить звуки. Я
отпускаю качели: «У-ух! Полетели!» А в следующий
раз чуть-чуть придерживаю, чтобы Никита успел
подхватить: «Ух!»
Никита не пользуется речью. Только пропевает
отдельные гласные. За это я и цепляюсь, использую
в игре те звуки, которые произносит Никита. Это
могут быть еще и рифмовки: «Ой-да, ой-да, ой-да, ух!
Аж захватывает дух!»
В РОЛИ БУФЕРА
В какой-то момент я принимаю решение: Никита
готов посещать групповые занятия. На занятия мы
будем ходить с ним вместе. К группе надо
привыкнуть. Мы начнем ходить к детям, которые
занимаются вместе уже полгода, с сентября месяца.
Никите надо научиться вести себя среди других
детей.
Сначала мы приходим к детям во время переменки и
на физкультурные занятия. Посещение этих занятий
ограничено 10 минутами. Даже десять минут на уроке
в группе Никита выдерживает с трудом — начинает
громко кричать, и нам приходится уходить. Через
месяц такой «прививки» время посещения
увеличивается до 15 минут. Затем он оказывается в
состоянии высидеть урок.
На занятии я играла роль подпорки и буфера. Дети,
похожие на Никиту, всегда напряжены в период
адаптации к группе. Они ведь никогда раньше не
были в организованной среде. Ему хочется встать,
а нужно еще посидеть. Ему хочется схватить и
бросить мячик, а надо ждать очереди. То есть
требуются волевые усилия, к которым ребенок не
приучен. Поэтому необходим взрослый, которому он
доверяет, который сможет приучить ребенка к
групповым правилам, ослабить стресс в незнакомой
ситуации. Когда ему страшно или он чувствует
неуверенность, можно схватиться за меня,
уцепиться за руку. Я дублирую слова и объяснения
педагога, обращаясь именно к Никите. Так он лучше
воспринимает инструкцию. Помогаю ему справиться
со своими желаниями: «Подожди немного. Сейчас ты
тоже сможешь бросить мячик», «Мы еще немного
посидим, а потом скажем всем «До свидания!».
Но постепенно Никита обретает
самостоятельность. Я могу оставлять его в группе
во время физкультуры. Потом — на уроке музыки.
Музыка задает ритмически организованную среду.
Никите нравится петь, и он заражается
эмоциональной ситуацией музыкального занятия.
На следующий год Никита пойдет в группу
подготовки к школе (здесь же, в центре). Он будет
приходить на занятия два раза в неделю по три
часа. Музыка и физкультура ему уже знакомы.
Добавятся урок по формированию бытовых навыков,
урок-сказка (просмотр кукольного спектакля),
ручной труд и урок за партой.
В ОКРУЖЕНИИ ДЕТЕЙ
Усилия педагогов направлены на то, чтобы
научить ребенка работать в группе, в окружении
других детей. В первую очередь речь идет о
необходимости сдерживать свои желания, эмоции и
о подчинении групповым правилам. Без этого
навыка ребенок не будет по- настоящему готов к
школьной жизни.
Большую сложность для наших воспитанников
представляет психолого-медико-педагогическая
комиссия (ПМПК). Для наших детей это настоящее
испытание. Им сложно проявить себя в незнакомой
среде. Вся процедура оборачивается
психологической травмой для ребенка и родителей
и не дает членам комиссии возможности составить
правильное представление о ребенке.
Процедура диагностики детей с особенностями
развития должна быть организована совсем
по-другому. Не ребенка нужно приводить на
комиссию, а хорошо было бы, чтобы члены комиссии
сами приезжали на занятия. Либо члены комиссии
должны быть готовы сначала просмотреть
видеоматериал о занятиях ребенка, а потом
понаблюдать за самим ребенком, то есть сама
процедура обследования должна носить
неформальный характер. Как много времени надо
было Никите, чтобы выстроить доверительные
отношения с педагогом, так и для верной оценки
уровня возможностей ребенка нужна не одна
встреча, а хотя бы две-три.
У нас есть опыт взаимодействия с педагогами
одной из школ, куда отправляются наши дети. Если
педагоги не жалеют времени на поездки в центр,
они учатся принимать и понимать наших
воспитанников. А мы готовы рассказать про них
все, что знаем, познакомить с приемами работы,
действенными в каждом конкретном случае.
Рассказала Елена МОРЖИНА,
Центр лечебной педагогики, г. Москва
|