Николай ДИЛИГЕНСКИЙ
СЛОВО
сквозь безмолвие
Фрагменты из книги
ПРЕДИСЛОВИЕ
Позволю себе немного рассказать об авторе,
потому что знаю его уже более двадцати лет. В
начале своей профессиональной жизни я
познакомилась с маленьким мальчиком. Мне
объяснили, что это ребенок с аутизмом, что у него
большие трудности в установлении контакта с
другими людьми. Природа этих трудностей в то
время была совсем не ясна. Николка удивил меня
своим умным, серьезным и лукавым взглядом.
Казалось, что он все понимал, но ничего не делал,
не разговаривал, не общался, хотя иногда мог
легко произнести достаточно сложные слова.
Потом я узнала много таких «зачарованных» детей,
некоторым из них удалось помочь, и это отчасти
заслуга Николки: все это время он трудился вместе
с нами — с родителями и учителями; вместе с нами
пытался понять, что с ним происходит.
Часто в те годы, а иногда и сейчас, аутизм
объясняли тем, что такие дети просто не хотят
быть с другими людьми (нет потребности в общении)
и поэтому стремятся уйти в свой особый
внутренний мир. Именно благодаря Николке мы
тогда этому не поверили. Мы не только чувствовали
в нем свою особенную внутреннюю жизнь, но и
временами видели живое внимание и понимание,
сочувствие, интерес к людям. Сам он ни в чем
активно не участвовал и, казалось, даже испытывал
страдание, когда его к этому понуждали, но при
этом часто очень живо и адекватно реагировал на
происходящее.
Когда в 8—9 лет Николай начал пытаться
использовать для общения пластмассовые буквы (поочередно
выбрасывал буквы, из которых близкие могли
сложить слова и даже фразы), то, кроме бытовых
просьб, он довольно скоро стал делиться мыслями
по поводу трудности своего положения. Конечно, на
первом месте и для него, и для нас сначала была
невозможность разговаривать. Это было
совершенно непонятно, ведь он очень хотел
говорить, мог произнести слово случайно, а
специально, целенаправленно сказать ничего не
мог. Более того, казалось, что чем больше он
стремился, тем меньше мог говорить. Трудности,
однако, не ограничивались речью. Так же, как
говорить, Николка не мог и делать что-то
целенаправленно, не мог учиться по показу. Иногда
он делал что-то сам, случайно, по ситуации, но это
не закреплялось и не повторялось, поэтому у него
не складывались даже самые обычные жизненные
навыки, он оставался беспомощным даже в
простейшем быту.
Особенно эта трудность образования навыка
проявилась, когда Николай начал учиться писать.
Сначала очень долго пришлось водить его рукой,
прежде чем обозначилась его собственная
активность в воспроизведении контура буквы. Годы
они тренировались вместе с отцом для того, чтобы
Николай смог перейти к почти самостоятельному
письму. Он продолжал нуждаться в помощи, но
теперь она могла заключаться в простом
прикосновении к плечу или присутствии отца рядом.
Новая эпоха в его жизни началась, когда он
научился чертить буквы на ладони отца. Они так
хорошо понимали друг друга, что буквы можно было
изображать редуцированно, а слова не дописывать.
Появилась возможность быстрого и естественного
«устного» общения. Но только с отцом. Другие не
могли разбирать эти знаки, и отец стал
необходимым переводчиком между Николаем и всеми
остальными людьми. Понятно, что это имело и
положительные, и отрицательные стороны.
Конечно, мы все сознавали опасность возрастающей
зависимости от единственного способа связи с
миром. Николай постоянно тренировался вместе с
отцом, отрабатывая навык независимого письма, в
последние годы особое внимание было обращено на
развитие самостоятельности в бытовой домашней
жизни, поиск других способов коммуникации с
окружающими людьми. Эта работа ведется целой
командой специалистов, и уже есть определенные
успехи.
Постепенно мы поняли, что такой разговор может
стать для Николая и способом выйти к общению с
более широким кругом людей, и предложили ему
«надиктовать» нам свои записки — воспоминания о
детстве и размышления о происходящем сейчас.
Предложение было им с радостью принято, и в
течение пяти лет мы, правда, не очень регулярно,
но встречались и разговаривали на все важные для
нас темы. Николай через отца диктовал нам свои
сообщения, отвечал на наши вопросы. Записи этих
разговоров и составляют эту рукопись.
Перечитывая, Николай часто дополнял их
позднейшими уточнениями и с увлечением
редактировал, придавая им большую литературную
правильность, мы же пытались удержать его от
этого и сохранить живую интонацию разговора.
Ольга НИКОЛЬСКАЯ
Вообще,
я не сразу понял, что у меня не все в порядке с
моими нервами и умением нормально повседневные
простые вещи, подобно всем людям, выполнять.
Лучше всего я это понял в тот момент, когда мама
повезла меня один раз на прогулку, и она очень
боялась, что я что-то не так сделаю. В общем, я
лучше всего это понял благодаря тому, как
реагировали мои близкие на мое поведение, и
особенно в присутствии людей посторонних.
Сначала я не очень еще ясно представлял,
насколько я больной. И у меня была надежда, что
все это пройдет, и очень я этого ожидал, так как и
родители в моем присутствии нередко выражали
такую надежду.
Вообще я чувствовал себя очень несчастным. А еще
я сильно переживал неумение настоящие свои мысли
и чувства выразить, хотя мне этого очень хотелось.
У меня был страх общения с людьми. Очень я боялся
общения даже с близкими. Я боялся, потому что они
чего-то от меня хотели, чем-то хотели
заинтересовать, что-то спрашивали, а мне это было
мучительно.
Я очень хочу понять, почему так получилось, что
я не смог жить нормальной жизнью. И, может быть,
если я это пойму, у меня появится больше
возможностей преодолеть то, что мне мешает. Я
пытаюсь вспоминать, как и когда началась у меня
утрата речи. Очень я хорошо все это помню. Когда я
был совсем маленьким, у меня никогда не было
желания говорить. Я отвечал довольно умно на
вопросы родителей, однако никакого удовольствия
мне это не доставляло. Очевидно, я не был
расположен к активному общению с самых первых
моих шагов в жизни, а после тяжелой болезни у меня
появился уже и страх перед речью. Этот страх
распространился и на многие другие явления жизни,
вообще я сам не понимал, чего я боюсь, но боялся
все время. Этим все свои жизненные возможности я
резко уменьшил. Мучительно я все это переживал,
но ничего не мог с собой поделать.
Я хочу умом, а когда я начинаю это делать,
желание пропадает. Оно пропадает потому, что я
еще не могу хорошо делать такие вещи. Это
подавляет мое стремление самостоятельно
действовать.
Конечно, я понимаю, что я много неприятностей
приношу родителям, потому что я нехорошие вещи
делаю: стараюсь достать маленький чайник и
выпить чаю из него, что очень огорчает маму, а я
все равно это делаю. Еще я ужасную вещь делаю — я
роюсь в помойном ведре и беру окурки, мне это
нравится, я жую их; и еще я уношу и порчу сигареты
мамы и отца; и еще я бросаю под кровать книги и
тетрадь.
Я прекрасно понимаю, что все это неприлично и
идиотично, и все же это делаю, и я не понимаю,
почему я не могу прекратить это. Я прошу мне
помочь. Вообще я очень мало умею себя
контролировать и это меня тревожит, так как я
очень хотел бы вести себя нормально и бывать на
людях.
Видите, я теперь говорю о более простых вещах, но
эти повседневные вещи очень важны. И я не могу
преодолеть свои пороки, проявляющиеся в таких
простых делах.
Я очень еще хорошо помню, как я увидел первый
раз очень меня поразившую картину. Увидел я какую-то
женщину, шедшую по улице и разговаривавшую не с
другим человеком, а с самой собой. Меня поразило,
что человек, оказывается, может разговаривать,
даже если его никто не слышит. Ведь я даже никогда
не подозревал, что речь рождается от человека как
такового. Мне казалось, что речь рождается из
взаимодействия двух людей. Ну, как если бы не было
у реки двух берегов, то не было бы и моста. И этот
мост есть речь.
Вообще, я начал понимать, что моя немота
происходит не оттого, что боюсь общения с другим
человеком, а оттого, что боюсь, что не могу
разговаривать. Я отвык от разговора, а того
страха, который меня отучил, у меня уже нет. Когда
я понял это, я изменился, стал более общительным,
веселым. Вообще, очень я с тех пор стал надеяться,
что у меня все пройдет. Ну не тут-то было. Видимо,
страх перед общением исчез, а страх перед речью
остался. А чем это объяснить, я не знаю. Если бы я
это понял, мне было бы легче бороться.
На уроках я ужасно ясно увидел, что у других
детей такие же проблемы, как у меня. И что я могу
их в чем-то даже лучше решить, чем они. Тогда я
увидел, что ужасно нас природа обидела. Насколько
мы лишены всего того, что другие нормальные дети
имеют. Это меня ввергло в большую тоску. Я даже
думал о самоубийстве и в конце концов, все это
ясно осознав, тем самым я как бы лучше все свои
проблемы понял, и у меня появилось настоящее
стремление их решить.
Я все это наконец на свои места поставил. И тогда
у меня прошло тоскливое состояние, и я решил, что
я просто буду вместе с моими родителями и с вами
делать все, чтобы себе помочь, и буду надеяться. В
конце концов, мне еще немного лет, не надо думать,
что я на всю жизнь без этого останусь. Ну и в
результате я стал еще охотнее ходить в школу. И
был доволен, когда у меня там что-нибудь
получалось и меня там хвалили.
Очень я придаю громадное значение занятиям,
которые у меня происходят как с папой, так и с
моими учителями. Думаю, что, хотя эти занятия не
привели еще к очень крупным сдвигам в моем
состоянии, без них оно было бы намного более
неудовлетворительным. Очень для меня прежде
всего важна непрерывность занятий. Ужасно я
переживаю, если они по какой-то причине
прерываются. Не могу этого как следует умно
разъяснить, но психологически перерывы в
занятиях как бы лишают меня точки опоры и я теряю
какой-то, хотя бы слабенький, маячок, которым для
меня являются наши занятия.
Мне иногда кажется, что у меня эти уроки
пробуждают потребность в большей
самостоятельности. То есть я эту потребность и
раньше очень сильно чувствовал, но, так сказать,
чисто теоретически, в жизни я всегда избегал
самостоятельных действий, кроме тех, от которых я
получал непосредственное удовольствие. Теперь
же у меня появляется желание что-то полезное
сделать: что-то убрать, помочь по собственной
инициативе. Правда, я не всегда это делаю, так как
я не всегда уверен, что делаю то, что нужно.
Но во всяком случае такие желания для меня — вещь
новая и меня радующая. Я уже научился многим
вещам и выполняю их, по словам учителей, неплохо.
Вся моя жизнь приняла другой характер.
Я еще хочу сказать, что у меня нет никаких
трагических переживаний из-за того, что моя жизнь
так необычно, в сравнении с моими сверстниками,
сложилась. Иногда я сам этому удивляюсь. Казалось,
я должен был бы испытывать трагические и мрачные
чувства. Иногда у меня даже это возникает, но не
очень часто. Я иногда пытаюсь себе это объяснить.
Я думаю, что у меня никогда другой, нормальной
жизни не было и, наверное, я не могу ее себе
практически, ее ясно представить. И если бы она
вдруг наступила, не уверен, что я мог бы к ней
легко приспособиться. Я приспособился к тем
границам, в которых моя нынешняя жизнь протекает.
Я научился извлекать из нее удовольствие и
радости. И я в то же время недоволен этой своей
приспособительной психологией, так как она,
видимо, мешает мне идти на трудную борьбу против
моих трудностей.
Например, она мне мешает начать говорить,
наверное я мог бы это сделать. Мне кажется, что,
начав говорить, я такое множество проблем себе
создам, и это вызывает у меня страх. И я не могу
точно взвесить, чего у меня больше — желания
изменить свою жизнь и превратиться в нормального
человека или страха перед таким превращением.
Ну, теперь о родителях. Я мог бы говорить о них
долго. Но главное, что они для меня очень
интересны. Я в курсе их профессиональных дел,
люблю слушать их разговоры. Я, наверно, в
умственном плане под их влиянием нахожусь, и
поэтому у меня направленность типично
гуманитарная. Меня интересует история,
социология, политика и искусство — живопись,
музыка, и круг моего чтения этим определяется.
Вернусь к родителям. Папа и мама ужасно меня
любят. Ни в чем мне не отказывают. Если даже на
меня сердятся и наказывают, то это их негативное
ко мне отношение не длится никогда долго. Еще я
хочу сказать, что меня восхищает в моих родителях
их колоссальная энергия, хотя жизнь у них, я
понимаю, нелегкая из-за меня, а также из-за
условий жизни в нашей стране. У них много разных
интересов.
Что касается папы, то он и пишет, и читает лекции,
и как он все это успевает, трудно понять, ведь у
него много и чисто административных
обязанностей по работе. Мне это очень
поучительно, но пример с него мне брать не
удается, мешают мои проблемы нервные...
У мамы я учился ее неувядаемой энергии, ее живому
интересу ко всему, с чем она в жизни сталкивается,
идет ли речь о ее друзьях, событиях, политических,
культурных.
У мамы я также учился пытливости ума. Я думаю, что
из нашей семьи она более всего способна на мелкие
детали и вещи обращать внимание, как-то их
продумывать. Ну, вообще, она человек, который
умеет максимально много в себя вбирать и
перерабатывать то, что происходит вокруг нее.
Ну и еще я от нее научился уметь наслаждаться не
чем-то редким и особенным, но теми повседневными
радостями, которые даже при нашей однообразной и
нелегкой для моих родителей жизни можно
испытывать. Вот этому я от мамы учился, и, я думаю,
у меня многое от того, чему я от нее научился,
вошло в характер. Например, я тоже могу
радоваться маленьким и скромным переживаниям,
например, прогулке по городу, на даче, вкусной еде
и т.д.
Вокруг нашей семьи ужасно много интересных
людей, которые являются для меня очень важным
источником мыслей и знаний. Очень я люблю слушать
их рассказы, а также их споры друг с другом и с
моими родителями. Благодаря этому у меня
существует какой-то маленький круг знакомых,
очень интересный и очень часто меня побуждающий
многие мои представления либо менять, либо
уточнять.
И я от таких событий моей жизни очень большое
получал (и до сих пор получаю) удовлетворение, и
поэтому я считаю, что у меня в жизни много
хорошего и я не должен унывать, должен работать. И
рано или поздно ко мне придет тот день, о котором
я всю жизнь мечтаю, — когда я смогу нормально со
всеми разговаривать. И если это произойдет, то,
думаю, я быстро научусь всему остальному, чего
сейчас не умею. |