КУРС ПОДГОТОВКИ
НАРУШИТЕЛЕЙ ГРАНИЦ
Мы как-то привычно
жалуемся на жизнь, ее напряженность, проблемы,
заботы. Мы недовольны давкой в метро и пробками
на дорогах, суетой на улицах и плохой погодой,
непониманием со стороны близких нам людей.
Иногда мы даже начинаем жалеть себя, считая свои
собственные проблемы неразрешимыми и ужасными.
Мы теряем непосредственное восприятие мира и
перестаем радоваться тому, что (пусть нечасто)
дарит нам жизнь. Но иногда происходят события,
которые заставляют нас по-новому оценить то, что
мы имеем.
|
Юрий Васильев – бессменный
ведущий фестиваля
|
ЧУДЕСНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ
Я получила приглашение на II Всероссийский
фестиваль особых театров «Протеатр», в котором
принимали участие люди с особенностями развития.
Среди участников — дети разного возраста и
молодые люди практически со всеми типами
функциональных нарушений: незрячие и
слабовидящие, неслышащие и слабослышащие, с
различного рода генетическими нарушениями
(Даун-синдром, карликовость), умственной
отсталостью, болезнями опорно-двигательного
аппарата.
Этот печальный перечень я привожу не из
праздного любопытства. Дело в том, что на сцене с
актерами происходила чудесная метаморфоза:
инвалид превращался в полноценную творческую
личность. Наблюдая за игрой, трудно было
определить, кто из актеров имеет какой-то из
страшных диагнозов, а кто нет. Приятно удивило,
что в составе каждого творческого коллектива
органично взаимодействовали, прекрасно дополняя
друг друга, здоровые и больные. Стараниями
режиссеров каждому из них нашлась своя, особая
роль, где они могли проявить себя с наибольшей
полнотой.
Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Просто о медицине". На сайте Вы найдёте полезные статьи на такие темы, как принципы лечения грыж, осложнения грыж, аппендицит беременных и пожилых, симптомы острого аппендицита, психиатрия, полезные советы и многое другое. Подробнее смотрите на сайте, который располагается по адресу: http://easymedicine.ru/.
В спектакле «Добрый Хортон», представленном
участниками интегрированной театральной студии
«Паростки» из Киева, на сцене играли дети с
синдромом Дауна (им, кстати, достались главные
роли) и их здоровые сверстники. А в показанном на
закрытии фестиваля спектакле «Этюды о любви»
Народного театра неслышащего актера «Жест» из
Великого Новгорода участвовали даже
инвалиды-колясочники.
Жанры выбирались самые разные: драматические
постановки, оперные спектакли, пантомима,
кукольный театр и даже клоунада.
НУЖНО ОБЪЕДИНЯТЬСЯ!
Первый подобный фестиваль с успехом прошел
в 2001 году в Москве по инициативе Региональной
общественной организации социально-творческой
реабилитации детей и молодежи «Круг». Хотя в
России и раньше проводились различные
мероприятия, посвященные художественному
творчеству инвалидов, но это был первый
фестиваль театральных коллективов.
Организаторы ставили перед собой задачу
создания единого пространства, в котором
представители «особых театров» могли общаться
друг с другом, обмениваться опытом. Не менее
значимой была и другая цель — выявить как можно
больше перспективных методов реабилитационной
работы в области арт-терапии и театральной
педагогики, которые могут эффективно
использоваться для социализации людей с
особенностями развития. Ведь многие из этих
коллективов шли своим собственным путем, часто
не имея возможности встречаться друг с другом и
обмениваться опытом.
Первый фестиваль прошел успешно, и организаторы
решили провести его во второй раз. В отличие от
прочих смотров, это мероприятие отличала
тщательная подготовка, включавшая поиск
заинтересованных и неравнодушных людей как
среди представителей искусства и средств
массовой информации, так и среди ученых и
практиков — психологов, педагогов, философов.
С октября 2003 года руководители «Круга» совместно
с фондом Handicap International и Институтом философии
РАН, при поддержке ряда министерств Российской
Федерации (культуры, образования и науки, труда и
социального развития), Всероссийского общества
глухих, Всероссийского общества слепых,
Государственного специализированного института
искусств при Российском международном центре
творческой реабилитации инвалидов, начали
подготовку к новому мероприятию, которое сами
организаторы назвали «Курс подготовки
нарушителей границ».
ВНУТРИ «КРУГА»
Хочется сказать несколько слов о
непосредственных организаторах фестиваля —
центре «Круг», который занимается
социально-творческой реабилитацией детей с
проблемами в развитии и их семей. За пятнадцать
лет существования в нем сложилось творческое
сообщество, которое включает самих детей, их
родителей и специалистов центра (педагогов,
психологов, врачей, художников, музыкантов). В
центре проводятся бесплатные занятия с детьми,
имеющими различные патологии развития. ДЦП,
аутизм, шизофрения, олигофрения, синдром Дауна —
это отнюдь не полный перечень диагнозов, которые
имеют эти ребята. Самое удивительное, что все эти
диагнозы остаются за пределами центра, а внутри
него равны все.
|
Зрителей развлекали
веселые клоуны
|
И это не пустые слова. Руководители
«Круга» Наталья Попова, Ольга Таяновская,
Наталья и Андрей Афонины считают, что участие в
совместных творческих проектах, где в одной
команде сотрудничают специалисты, дети и их
родители, способствует «созданию модели
социокультурной среды, которая запускает
внутренние механизмы самоорганизации». А это, в
свою очередь, позволяет ребенку активно
впитывать общечеловеческий опыт, «достигая
определенной степени зрелости независимо от
уровня его психофизического развития».
Театральная деятельность рассматривается здесь
как сфера, где органично сочетаются творчество и
обучение. В рамках этого фестиваля театральная
студия «Круга» представила спектакль «Волшебная
флейта» по мотивам оперы В.А. Моцарта.
Особенностью театра является то, что спектакль
здесь живет своей особой жизнью. В ходе работы
над ним актеры постоянно обучаются,
совершенствуются, расширяя свои представления о
себе и окружающем мире. Их восприятие становится
тоньше, а способы выражения мыслей и чувств
богаче, совершенствуется и актерское мастерство.
Благодаря этому в спектакле появляются новые
мизансцены, усложняются роли, создаются новые
костюмы и декорации.
Одним из главных достижений «особого» театра его
руководители считают «создание атмосферы
полноценной жизни для людей с особенностями
развития; актеры работают не только над
постановкой, но и над собой». Здесь практикуется
обмен ролями между участниками, позволяющий «не
только глубоко прочувствовать образ своего
героя, но и осмыслить все действие в целом».
Работать над спектаклем ребятам помогают
профессиональные режиссеры, музыканты,
вокалисты, театральные художники.
Подготовка такого спектакля — сложный процесс, в
котором задействованы и другие «обитатели»
«Круга» — те, кто работает в ремесленных
мастерских (керамической, швейной, столярной,
ткацкой и арт-мастерской). Там шьют костюмы,
изготавливают декорации.
НЕ БОЯТЬСЯ ТРУДНОСТЕЙ
Но вернемся к фестивалю. 28 марта жюри под
председательством народной артистки России
О.М.Остроумовой, просмотрев более 70 видеозаписей
спектаклей, подвело итоги конкурсного отбора.
После этого лучшие коллективы были приглашены
для участия в фестивальной неделе.
Следующим этапом подготовки фестиваля стала
прошедшая в апреле научно-практическая
конференция «Творчество — незаметное,
непредсказуемое, продуктивное». Ее
организаторами были Институт философии РАН и
Московский городской психолого-педагогический
университет. В ее рамках состоялись выставки
работ художников из творческих мастерских
Государственного специализированного института
искусств, Художественного реабилитационного
центра для детей-сирот «Дети Марии»,
арт-мастерской — структурного подразделения
«Круга», ГОУ ДЮЦ «Норд-Вест», Группы милосердия
им. о. Александра Меня, а также победителей II
Всероссийского фестиваля художественного
творчества детей-инвалидов «Мне через сердце
виден мир».
Ну а главное действо прошло 20–26 сентября. На
сцене Учебного театра ГИТИСа в Москве были
показаны спектакли лауреатов и дипломантов II
Всероссийского фестиваля особых театров
«Протеатр». Параллельно прошло более 14 обучающих
мастер-классов (в том числе с участием
специалистов из Германии, Великобритании и
Бельгии) для режиссеров и актеров «особых
театров».
Международный статус фестиваля подтвердила
блестящая игра на сцене зарубежных актеров —
театра «Thikwa» из Германии и «Larondina Dance Company» из
Великобритании.
|
Добрый слон Хортон
очаровал всех
|
Примечательно, что при выборе
спектаклей для постановки руководители «особых»
театров не боятся ставить перед собой самые
сложные задачи. Так, режиссер московского
«Театра простодушных» Игорь Неупокоев не
побоялся поставить вместе со своими актерами
(большинство из них имеют синдром Дауна) «Повесть
о капитане Копейкине» Н.В. Гоголя.
Кстати, этот более чем профессиональный
спектакль под названием «Приходите завтра?!»
транслировался в свое время по каналу
«Культура», а многие играющие в нем актеры стали
настоящими «звездами», которых даже приглашают
участвовать в профессиональных постановках.
Игорь Анатольевич так объясняет успех спектакля:
«Нереальный гоголевский мир создается
разнообразными способами и средствами, в том
числе и необычными актерами...»
В этом творческом коллективе в качестве
помощников и костюмеров выступают родители
актеров, и прежде всего, конечно, мамы. Никто
лучше не может оценить то формирующее и
воспитательное воздействие, которое оказывает
театр на их необычных детей. «Их нельзя считать
больными, — говорит мама одного из актеров
«Театра простодушных» Ирина Михайловна. — Надо
все время тянуть их за собой, учить, в том числе и
правилам поведения в обществе. Чем раньше начать,
тем лучше человек в дальнейшем окажется
приспособленным к жизни».
ЛУЧШИЕ ЗРИТЕЛИ
Хочется отметить еще одну сторону этого
фестиваля. Для многих детей это едва ли не
единственная возможность поехать в другой город,
полноценно пообщаться с «братьями по цеху».
Невозможно забыть, какими глазами участники
фестиваля следили за выступлениями своих
«коллег». Они так сопереживали происходящему на
сцене, так искренне реагировали на все, что часто
готовы были выскочить на сцену во время
спектакля.
Буквально на всех фестивальных показах был
аншлаг: публика даже сидела на принесенных из-за
кулис стульях. А овациям, которые буквально
сотрясали стены учебного театра ГИТИСа,
позавидовала бы любая примадонна.
|
Коляска – не помеха танцу
|
Такой замечательный, но сложный для
организаторов фестиваль не мог бы состояться без
активного участия спонсоров и волонтеров. В
рядах последних, кстати, были в основном
студенты-психологи из Московского городского
психолого-педагогического университета. А один
бескорыстный помощник приехал на фестиваль даже
из далекой Америки!
Мне приятно сообщить читателям, что издательский
дом «Первое сентября» тоже внес посильную лепту
в проведение этого фестиваля, вручив всем
участникам по комплекту видеокассет, так
необходимых им в работе.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
После окончания очередного спектакля я,
переполненная впечатлениями, шла по направлению
к метро. Путь мой пролегал через знаменитую
своими неформальными молодежными «тусовками»
Пушкинскую площадь. Глядя на причудливую одежду
и макияж многих из них, я подумала: сколько усилий
и денег эти ребята тратят на то, чтобы стать
особенными, в то время как их сверстники, ставшие
особенными волею судьбы, путем колоссальной
работы по преодолению себя и своего недуга
блестяще доказали, что они могут быть такими же,
как все, и даже в чем-то лучше!
Угадайте, кому хочется посочувствовать?
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Региональная общественная организация
социально-творческой реабилитации
детей и молодежи
с отклонениями в развитии
и их семей «Круг»
Тел.: (095) 902-10-71
E-mail: roo-krug@mtu-net.ru
|