Любая новая идея,
как правило, проходит через три стадии отношения
к себе со стороны общества. Первая связана со
всеобщим недоумением и непониманием: «Зачем это?
Для чего?» Для второй стадии характерно
задумчивое: «В этом что-то есть...» На третьей
стадии каждый встречный уверенно восклицает: «Да
кто ж этого не знает!»
Практическая психология не составляет
исключения. Когда в конце 80-х психологическая
служба в России только зачиналась, говорили:
«Зачем школе психологи? У школы что – других
проблем нет? Ей бы с образовательными
программами разобраться!»
И российская практическая психология напоминала
собой улыбку чеширского кота: улыбка есть, а кота
нет.
Эту стадию отношения к себе практическая
психология преодолела к середине 90-х. К ней стали
относиться с задумчивым уважением и признали
наконец: что-то в ней все-таки есть, для чего-то
она нужна!
Сейчас же все мы стоим на пороге третьей стадии,
когда оказывается, что о психологии всем все
известно. Судить о ней и судить ее может каждый:
«Кто ж этого не знает!» Ситуация крайне опасная,
потому что с развитием психологической службы и
по мере накопления опыта одни проблемы решаются,
а другие — более серьезные и глубокие —
возникают. И здесь не до успокоенности, не до
самодовольства.
Психология снова и снова должна отвоевывать свое
место в обществе, доказывать свою нужность и
работать на решение общественных проблем. В том
числе на проблему психологизации школы и учителя...
Александр АСМОЛОВ,
доктор психологических наук, МГУ
(Из выступления на конференции,
посвященной программе
«Жизненные навыки.
Уроки психологии»)
|