Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2004
 

Любая новая идея, как правило, проходит через три стадии отношения к себе со стороны общества. Первая связана со всеобщим недоумением и непониманием: «Зачем это? Для чего?» Для второй стадии характерно задумчивое: «В этом что-то есть...» На третьей стадии каждый встречный уверенно восклицает: «Да кто ж этого не знает!»
Практическая психология не составляет исключения. Когда в конце 80-х психологическая служба в России только зачиналась, говорили: «Зачем школе психологи? У школы что – других проблем нет? Ей бы с образовательными программами разобраться!»
И российская практическая психология напоминала собой улыбку чеширского кота: улыбка есть, а кота нет.
Эту стадию отношения к себе практическая психология преодолела к середине 90-х. К ней стали относиться с задумчивым уважением и признали наконец: что-то в ней все-таки есть, для чего-то она нужна!
Сейчас же все мы стоим на пороге третьей стадии, когда оказывается, что о психологии всем все известно. Судить о ней и судить ее может каждый: «Кто ж этого не знает!» Ситуация крайне опасная, потому что с развитием психологической службы и по мере накопления опыта одни проблемы решаются, а другие — более серьезные и глубокие — возникают. И здесь не до успокоенности, не до самодовольства.
Психология снова и снова должна отвоевывать свое место в обществе, доказывать свою нужность и работать на решение общественных проблем. В том числе на проблему психологизации школы и учителя...

Александр АСМОЛОВ,
доктор психологических наук, МГУ
(Из выступления на конференции,
посвященной программе
«Жизненные навыки.
Уроки психологии»)