«КТО ЖЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ
БЕСПЛАТНО?!»
|
Г.Н.Тростанецкая считает,
что несмотря ни на что
служба практической
психологии в образовании
должна развиваться
|
Глобальная
реорганизация, затронувшая полгода назад
большинство министерств, не могла не коснуться
деятельности практических психологов
образования. Ведь мы привыкли считать отдел
практической психологии и охраны здоровья детей
Министерства образования России своим (пусть и
не всегда удовлетворяющим нас) руководителем,
наставником и защитником.
Многие из наших читателей, взволнованные
возникшей неопределенностью, стали обращаться в
редакцию с вопросами о будущем службы
практической психологии. Поэтому начиная с июня
месяца я предприняла ряд настойчивых попыток
получить хоть какую-нибудь информацию по этому
вопросу от руководителя вновь образованного
департамента по государственной молодежной
политике, воспитанию и социальной защите детей
С.Н.Апатенко. Я планировала задать ему ряд
конкретных вопросов, касающихся не только
дальнейшего развития службы в целом, но и
реализации уже принятых решений, постановлений и
программ.
Составив список вопросов, я передала его
пресс-секретарю Сергея Николаевича и в течение
лета активно созванивалась и даже встретилась с
этим обаятельным молодым человеком, но никаких
результатов это общение не принесло — ответов на
свои вопросы я так и не получила. Однако меня
заверили в том, что вся необходимая информация
может быть получена на межрегиональном
совещании ответственных за психологическую
службу в регионах, которое было запланировано на
середину октября.
НАДЕЯТЬСЯ ТОЛЬКО НА СЕБЯ
И действительно, 21—22 октября в Институте
психологии РАО собрались специалисты из ряда
регионов России: представители органов
управления образованием, ответственные за
деятельность службы практической психологии,
руководители и специалисты ППМС-центров,
заведующие кафедрами институтов повышения
квалификации. Организаторами совещания
выступили Министерство образования и науки
Российской Федерации, Государственное научное
учреждение «Центр практической психологии
образования Минобразования России» и
Психологический институт РАО.
Основная цель мероприятия была сформулирована в
его названии «Развитие организационного и
информационно-методического обеспечения
деятельности службы практической психологии
образования России».
На открытии с «программной» речью выступила
заместитель директора департамента по
государственной молодежной политике, воспитанию
и социальной защите детей Г.Н.Тростанецкая.
Заверив собравшихся в том, что работа
психологической службы по-прежнему важна, нужна
и будет продолжаться, Галина Николаевна
проинформировала, что большинство федеральных
целевых программ закроется. Поэтому психологам
ничего не остается, как надеяться на себя, свои
силы, возможности и средства регионов. За
министерством образования отныне закреплены
лишь функции методического руководства и
законотворчества.
По мнению Г.Н.Тростанецкой, главной целью
совещания должно стать знакомство с опытом
регионов, в том числе — с теми проблемами,
которые требуют своего решения на федеральном
уровне. И надо отдать должное заместителю
директора департамента, всю первую часть
совещания она внимательно слушала то, что
говорилось делегатами с мест.
Конкретный перечень вопросов для обсуждения
представил в своем выступлении ведущий
специалист Отдела психолого-педагогической
поддержки детей и молодежи Минобрнауки России
И.М.Каманов.
Дальнейшее развитие психологической службы в
системе образования вообще и ее
организационного и информационно-методического
обеспечения в частности он видит в создании
центров практической психологии образования во
всех субъектах Российской Федерации, которые
смогут обеспечить единство подходов в работе
региональных психологических служб. Через эти
центры будет оказываться комплексная помощь и
поддержка психологам на местах.
Второй, не менее важной функцией этих центров
должно стать информационно-методическое
обеспечение деятельности психологов, имеющее
своей конечной целью создание единого
информационного пространства на всей территории
России.
СПОРНЫЙ ПОДХОД
Среди выступивших в первый день работы
совещания были в основном представители городов,
претендующих на создание у себя региональных
центров. Эту функцию Министерство образования
планировало возложить на те субъекты федерации,
которые (согласно
административно-территориальному делению нашей
страны), являются центрами федеральных округов.
Но скоро стало понятно, что такой подход (при
предстоящем сокращении финансирования) является
спорным — прежде всего потому, что в федеральных
округах давно сложились и активно действуют
сильные областные психологические службы,
которые имеют собственную нормативно-правовую,
научную и методическую базу и четкую
организационную структуру во главе с сильным
центром. Самым наглядным примером здесь может
служить психологическая служба Самарской
области, о которой не раз писалось на страницах
нашего еженедельника.
Формально же функция регионального центра в
Поволжском округе должна перейти к Нижнему
Новгороду, где в силу ряда причин подобная служба
только начинает формироваться. Кому в этом
случае лучше возглавить психологов округа?
Ответа нет.
Различные взгляды на то, на какой базе должен
возникать подобный центр, были даже у
представителей отдельных городов. Новосибирск,
например, предложил две модели создания центра
на основе имеющегося в городе потенциала. Трудно
было не согласиться с ректором Новосибирского
института повышения квалификации и
переподготовки работников образования
В.Я.Синенко, который предлагал создавать
региональные центры с использованием имеющегося
во многих вузах и институтах повышения
квалификации научного и научно-методического
потенциала. Тем более что по этой линии многие
институты тесно взаимодействуют друг с другом в
рамках учебно-методических объединений.
Свои преимущества имеют и психологические
центры. В частности, в Новосибирске скоро
откроется прекрасно оснащенный и хорошо
зарекомендовавший себя областной центр
диагностики и коррекции.
|
В необходимости использования
современных информационных
технологий собравшиеся убедились,
слушая С.Б. Малыха
|
ПОРА СФОРМИРОВАТЬ СОВЕТ
Бурное обсуждение этих и других вопросов
никакой ясности в будущее региональных центров
не внесло. Большего согласия, а иногда даже и
единства мнений удалось достичь только на
следующий день.
Обобщая результаты дискуссии, И.М.Каманов
предложил (с учетом возникшей ситуации) решать
вопросы взаимодействия между различными
регионами России через создание
общественно-государственной организации:
Межведомственного совета по развитию службы
практической психологии Министерства
образования и науки Российской Федерации.
Напомню, что решение о создании этого совета было
принято больше года назад, но из-за ожидаемых
перемен в министерстве он так и не был
сформирован.
Теперь появилась реальная возможность в
ближайшее время создать подобный орган,
сформировав при нем ряд рабочих групп, которые и
будут заниматься решением конкретных задач по
следующим направлениям: нормативно-правовое
обеспечение деятельности службы практической
психологии в образовании,
информационно-аналитическая работа,
научно-методическое обеспечение, региональное
взаимодействие, повышение квалификации
педагогов-психологов. Отдельно выделяется
работа ППМС-центров. Создание совета будет
официально подтверждено приказом по
министерству.
Учитывая проблемы финансового и юридического
порядка, собравшиеся согласились, что на данном
этапе развития службы лучше говорить не о
региональных центрах, а о региональных
отделениях (или секциях) совета на базе службы
практической психологии округа. Для создания
подобной общественной структуры не надо
испрашивать разрешения начальства или особого
финансирования, а полномочия у такого
объединения могут быть самыми разнообразными.
Кстати, реальным подтверждением этого может
служить научно-методический совет по психологии,
созданный при Московском департаменте
образования. В нем органично сочетается
административный, научный, методический и
общественный потенциал психологической службы.
Представителям округов было предложено в
ближайшее время выдвинуть кандидатуры для
работы в каждой из секций совета.
А в ответ на поступивший из зала закономерный
вопрос, точнее, реплику: «Кто же будет работать
бесплатно?» – было предложено создать внутри
совета шестую секцию — социальных программ,
которая и будет заниматься решением проблем
материального обеспечения деятельности совета.
Следующим шагом на пути создания единого
организационного и информационно-методического
обеспечения деятельности службы практической
психологии образования России должно стать
совещание специалистов, ответственных за
деятельность психологической службы в регионах,
которое пройдет в рамках Первой международной
научно-практической конференции «Психология
образования: проблемы и перспективы» 16–18
декабря 2004 года в Москве.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Публикация статьи произведена при поддержке сайта «Ответы Знайки». Какая бы жизненная ситуация перед вами не возникла, всегда можно найти того, кто готов поделиться с вами своими знаниями и опытом. Знайка расскажет вам как выбрать пылесос, даст советы по приобретению надувного матраса, подскажет какую видеокамеру лучше купить. Ищите ответы на интересующие вас вопросы по адресу http://otvety-znayki.ru/. Ответы Знайки помогут вам сделать верный выбор.
|