Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2004


РЕПОРТАЖ

«КТО ЖЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ
БЕСПЛАТНО?!»

Г.Н.Тростанецкая считает, что несмотря ни на что служба практической психологии в образовании должна развиваться

Г.Н.Тростанецкая считает,
что несмотря ни на что
служба практической
психологии  в образовании
должна развиваться

Глобальная реорганизация, затронувшая полгода назад большинство министерств, не могла не коснуться деятельности практических психологов образования. Ведь мы привыкли считать отдел практической психологии и охраны здоровья детей Министерства образования России своим (пусть и не всегда удовлетворяющим нас) руководителем, наставником и защитником.
Многие из наших читателей, взволнованные возникшей неопределенностью, стали обращаться в редакцию с вопросами о будущем службы практической психологии. Поэтому начиная с июня месяца я предприняла ряд настойчивых попыток получить хоть какую-нибудь информацию по этому вопросу от руководителя вновь образованного департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей С.Н.Апатенко. Я планировала задать ему ряд конкретных вопросов, касающихся не только дальнейшего развития службы в целом, но и реализации уже принятых решений, постановлений и программ.
Составив список вопросов, я передала его пресс-секретарю Сергея Николаевича и в течение лета активно созванивалась и даже встретилась с этим обаятельным молодым человеком, но никаких результатов это общение не принесло — ответов на свои вопросы я так и не получила. Однако меня заверили в том, что вся необходимая информация может быть получена на межрегиональном совещании ответственных за психологическую службу в регионах, которое было запланировано на середину октября.

НАДЕЯТЬСЯ ТОЛЬКО НА СЕБЯ
И действительно, 21—22 октября в Институте психологии РАО собрались специалисты из ряда регионов России: представители органов управления образованием, ответственные за деятельность службы практической психологии, руководители и специалисты ППМС-центров, заведующие кафедрами институтов повышения квалификации. Организаторами совещания выступили Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное научное учреждение «Центр практической психологии образования Минобразования России» и Психологический институт РАО.
Основная цель мероприятия была сформулирована в его названии «Развитие организационного и информационно-методического обеспечения деятельности службы практической психологии образования России».
На открытии с «программной» речью выступила заместитель директора департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Г.Н.Тростанецкая. Заверив собравшихся в том, что работа психологической службы по-прежнему важна, нужна и будет продолжаться, Галина Николаевна проинформировала, что большинство федеральных целевых программ закроется. Поэтому психологам ничего не остается, как надеяться на себя, свои силы, возможности и средства регионов. За министерством образования отныне закреплены лишь функции методического руководства и законотворчества.
По мнению Г.Н.Тростанецкой, главной целью совещания должно стать знакомство с опытом регионов, в том числе — с теми проблемами, которые требуют своего решения на федеральном уровне. И надо отдать должное заместителю директора департамента, всю первую часть совещания она внимательно слушала то, что говорилось делегатами с мест.
Конкретный перечень вопросов для обсуждения представил в своем выступлении ведущий специалист Отдела психолого-педагогической поддержки детей и молодежи Минобрнауки России И.М.Каманов.
Дальнейшее развитие психологической службы в системе образования вообще и ее организационного и информационно-методического обеспечения в частности он видит в создании центров практической психологии образования во всех субъектах Российской Федерации, которые смогут обеспечить единство подходов в работе региональных психологических служб. Через эти центры будет оказываться комплексная помощь и поддержка психологам на местах.
Второй, не менее важной функцией этих центров должно стать информационно-методическое обеспечение деятельности психологов, имеющее своей конечной целью создание единого информационного пространства на всей территории России.

СПОРНЫЙ ПОДХОД
Среди выступивших в первый день работы совещания были в основном представители городов, претендующих на создание у себя региональных центров. Эту функцию Министерство образования планировало возложить на те субъекты федерации, которые (согласно административно-территориальному делению нашей страны), являются центрами федеральных округов.
Но скоро стало понятно, что такой подход (при предстоящем сокращении финансирования) является спорным — прежде всего потому, что в федеральных округах давно сложились и активно действуют сильные областные психологические службы, которые имеют собственную нормативно-правовую, научную и методическую базу и четкую организационную структуру во главе с сильным центром. Самым наглядным примером здесь может служить психологическая служба Самарской области, о которой не раз писалось на страницах нашего еженедельника.
Формально же функция регионального центра в Поволжском округе должна перейти к Нижнему Новгороду, где в силу ряда причин подобная служба только начинает формироваться. Кому в этом случае лучше возглавить психологов округа? Ответа нет.
Различные взгляды на то, на какой базе должен возникать подобный центр, были даже у представителей отдельных городов. Новосибирск, например, предложил две модели создания центра на основе имеющегося в городе потенциала. Трудно было не согласиться с ректором Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования В.Я.Синенко, который предлагал создавать региональные центры с использованием имеющегося во многих вузах и институтах повышения квалификации научного и научно-методического потенциала. Тем более что по этой линии многие институты тесно взаимодействуют друг с другом в рамках учебно-методических объединений.
Свои преимущества имеют и психологические центры. В частности, в Новосибирске скоро откроется прекрасно оснащенный и хорошо зарекомендовавший себя областной центр диагностики и коррекции.

В необходимости использования современных информационных технологий собравшиеся убедились, слушая С.Б. Малыха

В необходимости использования
современных информационных
технологий собравшиеся убедились,
слушая С.Б. Малыха

ПОРА СФОРМИРОВАТЬ СОВЕТ
Бурное обсуждение этих и других вопросов никакой ясности в будущее региональных центров не внесло. Большего согласия, а иногда даже и единства мнений удалось достичь только на следующий день.
Обобщая результаты дискуссии, И.М.Каманов предложил (с учетом возникшей ситуации) решать вопросы взаимодействия между различными регионами России через создание общественно-государственной организации: Межведомственного совета по развитию службы практической психологии Министерства образования и науки Российской Федерации. Напомню, что решение о создании этого совета было принято больше года назад, но из-за ожидаемых перемен в министерстве он так и не был сформирован.
Теперь появилась реальная возможность в ближайшее время создать подобный орган, сформировав при нем ряд рабочих групп, которые и будут заниматься решением конкретных задач по следующим направлениям: нормативно-правовое обеспечение деятельности службы практической психологии в образовании, информационно-аналитическая работа, научно-методическое обеспечение, региональное взаимодействие, повышение квалификации педагогов-психологов. Отдельно выделяется работа ППМС-центров. Создание совета будет официально подтверждено приказом по министерству.
Учитывая проблемы финансового и юридического порядка, собравшиеся согласились, что на данном этапе развития службы лучше говорить не о региональных центрах, а о региональных отделениях (или секциях) совета на базе службы практической психологии округа. Для создания подобной общественной структуры не надо испрашивать разрешения начальства или особого финансирования, а полномочия у такого объединения могут быть самыми разнообразными. Кстати, реальным подтверждением этого может служить научно-методический совет по психологии, созданный при Московском департаменте образования. В нем органично сочетается административный, научный, методический и общественный потенциал психологической службы.
Представителям округов было предложено в ближайшее время выдвинуть кандидатуры для работы в каждой из секций совета.
А в ответ на поступивший из зала закономерный вопрос, точнее, реплику: «Кто же будет работать бесплатно?» – было предложено создать внутри совета шестую секцию — социальных программ, которая и будет заниматься решением проблем материального обеспечения деятельности совета.
Следующим шагом на пути создания единого организационного и информационно-методического обеспечения деятельности службы практической психологии образования России должно стать совещание специалистов, ответственных за деятельность психологической службы в регионах, которое пройдет в рамках Первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» 16–18 декабря 2004 года в Москве.

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Публикация статьи произведена при поддержке сайта «Ответы Знайки». Какая бы жизненная ситуация перед вами не возникла, всегда можно найти того, кто готов поделиться с вами своими знаниями и опытом. Знайка расскажет вам как выбрать пылесос, даст советы по приобретению надувного матраса, подскажет какую видеокамеру лучше купить. Ищите ответы на интересующие вас вопросы по адресу http://otvety-znayki.ru/. Ответы Знайки помогут вам сделать верный выбор.