РАБОТА БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ
Из выступления Г.Н. Тростанецкой
на межрегиональном совещании
«Развитие организационного и информационного
обеспечения деятельности
службы практической психологии образования
России»
Вы знаете, что с марта идет
реорганизация государственной структуры
управления. Созданы Министерство образования и
науки Российской Федерации, Федеральная служба
по надзору и Федеральное агентство образования.
В Министерстве образования и науки появился
Департамент по государственной молодежной
политике, воспитанию и социальной защите детей.
Сейчас мы находимся на этапе окончательного
формирования структуры и функционала отделов
департамента.
И то, что мы собрали такое представительное
совещание, посвященное вопросам практической
психологии, проблемам оказания психологической
помощи и поддержки, говорит о том, что работа в
этом направлении будет продолжаться. На это
хочется обратить особое внимание, поскольку из
регионов поступают тревожные звонки: а что будет?
А кто будет этим заниматься? Как это будет
выстроено в регионах?
На Министерство образования и науки возложены
функции законотворчества и методического
руководства. Вместе с тем мы прекрасно понимаем,
что если мы сейчас не займемся практической
деятельностью, то окончательно потеряем все
связи с регионами. Может быть загублена та
титаническая работа, которая проводилась долгие
годы.
Хотя и предполагается, что Федеральное агентство
по образованию будет воплощать в жизнь стратегию
бывшего Министерства образования, но
практически эта работа еще не началась. Сегодня
нам очень важно знать, что происходит в регионах.
Проанализировав ваши пожелания и предложения, мы
бы хотели продолжить работу в рамках новой
структуры.
Сейчас ситуация осложняется тем, что в
государственной системе изменились подходы к
программам. К сожалению, сейчас появилась
установка на сокращение всех федеральных
программ.
Пока осталась программа «Дети России» с
подпрограммами «Дети-сироты», «Профилактика
правонарушений», «Дети-инвалиды», «Одаренные
дети». Но никто не может дать гарантии, что они
будут существовать и дальше. Мы надеемся, что по
крайней мере до 2006 года продолжится их
финансирование, но новые федеральные целевые
программы нам, пожалуй, создать не удастся.
Сегодня мы должны вместе с вами продумать, как,
используя имеющийся потенциал, решать задачи
развития практической психологии. А сделать
надо, безусловно, многое. Прошедшие трагические
события, да и общая социально-экономическая
ситуация в стране естественным образом
отражаются на наших детях. И кто, как не
психологи, в первую очередь обязаны оказывать
помощь?
Список задач, которые должны решать психологи,
можно продолжить: это детская неуспешность в
школе; детская агрессия, которой, к сожалению, все
больше и больше; проблемы взаимоотношений детей
и родителей, детей-сверстников между собой,
взаимоотношения внутри школьного коллектива;
адаптация ребенка к окружающей среде, получение
образования в соответствии с возрастом и
интересами.
Сейчас много говорят о проблемах национальной
нетерпимости, ксенофобии. Но ведь педагоги и
психологи давно били тревогу. И во многом
благодаря их работе по развитию толерантности
удается как-то сдерживать эти негативные
тенденции.
Вы не хуже меня знаете, как работают наши
психологические центры, какую помощь они
оказывают населению. Потребность в их услугах не
уменьшается, а возрастает. А значит — мы должны
развивать эту систему. |