Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2004


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

РАБОТА БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ

Из выступления Г.Н. Тростанецкой на межрегиональном совещании
«Развитие организационного и информационного обеспечения деятельности
службы практической психологии образования России»

Вы знаете, что с марта идет реорганизация государственной структуры управления. Созданы Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору и Федеральное агентство образования. В Министерстве образования и науки появился Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей. Сейчас мы находимся на этапе окончательного формирования структуры и функционала отделов департамента.
И то, что мы собрали такое представительное совещание, посвященное вопросам практической психологии, проблемам оказания психологической помощи и поддержки, говорит о том, что работа в этом направлении будет продолжаться. На это хочется обратить особое внимание, поскольку из регионов поступают тревожные звонки: а что будет? А кто будет этим заниматься? Как это будет выстроено в регионах?
На Министерство образования и науки возложены функции законотворчества и методического руководства. Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что если мы сейчас не займемся практической деятельностью, то окончательно потеряем все связи с регионами. Может быть загублена та титаническая работа, которая проводилась долгие годы.
Хотя и предполагается, что Федеральное агентство по образованию будет воплощать в жизнь стратегию бывшего Министерства образования, но практически эта работа еще не началась. Сегодня нам очень важно знать, что происходит в регионах. Проанализировав ваши пожелания и предложения, мы бы хотели продолжить работу в рамках новой структуры.
Сейчас ситуация осложняется тем, что в государственной системе изменились подходы к программам. К сожалению, сейчас появилась установка на сокращение всех федеральных программ.
Пока осталась программа «Дети России» с подпрограммами «Дети-сироты», «Профилактика правонарушений», «Дети-инвалиды», «Одаренные дети». Но никто не может дать гарантии, что они будут существовать и дальше. Мы надеемся, что по крайней мере до 2006 года продолжится их финансирование, но новые федеральные целевые программы нам, пожалуй, создать не удастся.
Сегодня мы должны вместе с вами продумать, как, используя имеющийся потенциал, решать задачи развития практической психологии. А сделать надо, безусловно, многое. Прошедшие трагические события, да и общая социально-экономическая ситуация в стране естественным образом отражаются на наших детях. И кто, как не психологи, в первую очередь обязаны оказывать помощь?
Список задач, которые должны решать психологи, можно продолжить: это детская неуспешность в школе; детская агрессия, которой, к сожалению, все больше и больше; проблемы взаимоотношений детей и родителей, детей-сверстников между собой, взаимоотношения внутри школьного коллектива; адаптация ребенка к окружающей среде, получение образования в соответствии с возрастом и интересами.
Сейчас много говорят о проблемах национальной нетерпимости, ксенофобии. Но ведь педагоги и психологи давно били тревогу. И во многом благодаря их работе по развитию толерантности удается как-то сдерживать эти негативные тенденции.
Вы не хуже меня знаете, как работают наши психологические центры, какую помощь они оказывают населению. Потребность в их услугах не уменьшается, а возрастает. А значит — мы должны развивать эту систему.