Все на выход!
Несколько слов о школьной безопасности
Мы хотели бы защитить
своих детей. После трагедии в Беслане это уже не
риторика. И теперь мы везде и всюду — на митингах,
в эфире, на собраниях школьных директоров —
повторяем, повторяем, повторяем: «Мы хотели бы
защитить своих детей!» Мы планируем усиление мер
безопасности в школах. В первую очередь, это
памятки о том, как вести себя с террористами. И
еще специальные детские «паспорта»...
Но
«паспорта» (или именные «бирки») лучше всего
выполняют свою роль при опознании тел. А с
террористами, как показывает ужасный опыт
последних событий, не умеют себя вести даже
взрослые. Могут ли дети научиться этому по
памяткам? Если мы действительно хотим сделать
для них что-то реальное, надо прежде всего самим
учиться основам безопасности. И не на уровне
теории, а на уровне поведения. На уровне стиля
жизни.
Я веду урок. В самый неподходящий момент в дверь
просовываются взлохмаченные кудряшки школьного
завхоза. Лицо возбужденное, глаза большие.
— Срочная эвакуация! Через пятнадцать минут всем
покинуть школу!
— Какая эвакуация?
— Позвонили... Бомба... Выводите детей!
Телефонный терроризм сидит в печенках. И я не
очень верю в бомбу. Но каждый раз звонок удачно
попадает в ряд событий. Этот вот — после взрыва
жилых домов...
— На счет «десять» собираем вещи в портфель. На
счет «пять» строимся парами. Никто никуда не
бежит. В раздевалке не задерживаемся. Берем вещи
— и сразу на выход.
Мы много ездим на экскурсии и ходим в походики —
по силам восьмилеток. Поэтому мои «вольные» дети
проявляют вполне адекватную ситуации
дисциплинированность и собранность. Но в
коридоре выясняется: все напрасно.
В пространстве первого этажа бушует и гомонит
море детских голов. Кто-то из маленьких плачет.
Кто-то из больших смеется: «Дураки! Радуйтесь!
Уроки отменили!»
В раздевалке форменная свалка. Куртки и мешки
вперемешку с ботинками. Аккуратные девочки
методично шнуруют сапожки. Мелкие первоклашки не
могут дотянуться до крючков. Учителя кричат и
подгоняют кого-то персонально и всех вместе. Но
подгонять совершенно незачем. Восемьсот человек
«началки» пытаются протиснуться на выход через
половинку двери парадного входа. То есть в
цепочку по одному. Вторую половинку охранник
сумеет открыть только через десять минут.
Шпингалет заело. Кроме того, требуется хоть на
некоторое время приостановить поток толкающихся
детей.
— Где ключ от запасного входа?
Ключ от запасного входа обнаруживается еще через
пятнадцать минут. Выходим через этот вход мы и
еще один класс — четвертый. Те спустились позже
всех, потому что успели еще домашнее задание в
дневник записать... Их учительница, как и я, тоже
не очень верила в бомбу. И ей не хотелось, чтобы
дети толкались на выходе...
Это — бытовая сценка из школьной жизни. Но все
время всплывает вопрос: «А если бы на самом деле?»
Если бы бомба была не выдумана злобным
пятиклассником в день контрольной работы, а
настоящая? С часовым механизмом, отсчитывающим
время?
За последние три года моей работы в школе мы
эвакуировались четыре раза. И каждый раз
эвакуация напоминала репетицию смертельного
варианта. Оставим в стороне ситуацию с захватом
школы. Это невозможно обсуждать. Но вот пожар или
возможность взрыва. События, требующие
оперативных действий от взрослых и детей.
В каждой школе есть запасной выход. И его
обязательно предъявляют принимающим школу
пожарникам: пожалуйста, двери открываются! А в
нашей знаменитой школе, в здании-«самолетике»,
входных дверей было аж пять («через двор», «через
спортзал», «через кухню»)!
Но ключи от них представляли собой недостижимое
сокровище и хранились у вездесущего и потому
отсутствующего «здесь и теперь» завхоза и еще у
одного школьного персонажа —
столяра-слесаря-плотника, не всегда способного
принимать вертикальное положение.
Ни один учитель по собственной инициативе
запасную дверь не смог бы открыть. Не говоря о
ребенке. Ни один учитель не посмел бы провести
детей на улицу через кухню без разрешения.
Пищеблок священен!
Представители образования Москвы собираются
учиться организации детской безопасности в
Израиле. Это, конечно, не поездка на пикник, и там
есть на что посмотреть. Но надо ли далеко ехать,
чтобы понять: система оповещения о заложенной в
школе бомбе, или о возникшем пожаре, или просто о
том, что надо бежать из школы через все возможные
щели и отверстия, никуда не годится, если она
реализуется через техничку, страдающую
ревматизмом?
Пусть это даже будет не одна техничка, а две. И
пусть они будут молоды и здоровы, с разрядом по
бегу на короткие дистанции. Но ведь нужно
оповестить три, четыре, пять этажей школы. Нужно
заглянуть в каждый класс и дать объяснения
учителю, всплывающему навстречу реальности из
глубин своего урока! Сколько времени на это
уйдет?
А чего стоят решетки на окнах! Слегка
поднакопившие видеотехнику школы в середине
девяностых стали защищаться от воровства, и окна
всех аудиторий первого этажа сегодня, как
правило, частью забиты (незачем без толку
открывать!) и полностью зарешечены (чтобы никто
не влез)! Так ведь и вылезти невозможно! Это вам не
последние модели с раздвигающимися «ставнями» и
интеллигентными замочками изнутри. Самые
обычные сплошные решетки, которые ставили за
счет спонсорских пожертвований, экономя
средства. Так что в случае необходимости
учителям пришлось бы выкидывать детей из окон
второго этажа. И стекла, между прочим, не
пластиковые, как в Беслане, а самые обычные: уж
порежет, так порежет!
Внутренняя сигнализация, и способность каждого
работающего в школе взрослого организовать
эвакуацию детей через запасные выходы, и
современная, а не средневековая защита окон
первых этажей, и правильное устройство школьного
гардероба с учетом роста первоклашек — задачи не
запредельные и вполне решаемые силами каждой
школы.
Но есть проблемы, требующие подключения
«внешних» сил. Вот восемьсот школьников 1–4-х
классов вывели на улицу. Что дальше? Многие из них
должны находиться в школе до шести часов вечера.
А сейчас только 11 утра. Куда деваться? Даже детей
десяти-одиннадцати лет не всегда возможно
распустить по домам. Это ведь Москва! Путь многих
детей до знаменитой школы занимает около часа,
предполагает пересадки. А с родителями как
связываться?
Пережив две эвакуации, учителя нашей школы
приспособились перед выходом забегать в кабинет
директора и делать звонок активной маме из
родительского комитета. В нарушение указаний
срочно покинуть школу. Теперь, при наличии
сотовых телефонов, эту задачу легче решить. Но
где-то, в какой-то конторе (на почте, в магазине, в
салоне сотовой связи) — в той, что недалеко от
школы, — можно же хранить дублирующий список
родительских телефонов — домашних и рабочих
номеров? И инструкции на тему «Куда деваться
педагогам с детьми в случае эвакуации» должны же
быть разработаны на этот случай?
Единственным достижением культуры безопасности
в современной школе является охранник у дверей.
Но его «охранные» функции весьма сомнительны.
Возможно, он и представляет собой непреодолимое
препятствие для мелких воришек «извне». Но что он
может сделать против вооруженных людей?
Был же случай в московской школе, когда офицер
одной военной части в сопровождении нескольких
своих «гвардейцев» ворвался в здание для
выяснения отношений с директором по поводу
поставленной дочке двойки? И кто тогда сумел его
остановить?
Школьный охранник должен препятствовать
проникновению посторонних в здание. Это так. Но
на практике его грозные полномочия
распространяются, в основном, на родителей,
склонных опекать своих детей. Родители для школы
и есть главные посторонние. Поэтому на каждой
второй школе весит вывеска: «Родителям вход
запрещен!» И вот семидесятилетние бабушки
первоклассников ожидают конца уроков, стоя в
школьном дворе, закаляются на ветру и под
дождиком. (Хотя они, эти бабушки и няни, с точки
зрения родителей, представляют собой
немаловажный элемент безопасности ребенка.) А
чтобы попасть внутрь школы на беседу с учителем,
маме или папе приходится самым настоящим образом
«воевать» с охранником.
Может, эту проблему можно решить по-человечески?
Бабушкам, к примеру, лавочки поставить. Пусть во
дворе, но под навесом. А родителям пропуска
завести, чтобы они все-таки чувствовали себя
вправе как-то участвовать в школьной жизни
ребенка?
Что касается посторонних, то останавливать их
надо не у дверей школы, а у ворот школьного двора,
огороженного настоящим высоким забором. Чтобы у
охранника было время нажать эти самые кнопки
безопасности и подать сигнал внутренней тревоги.
Забор же вокруг школьной территории (с запасными
выходами!) пригодился бы не только на случай
появления террористов, но и сильно скрасил бы
обыденную школьную жизнь, предохраняя
футбольное поле от какающих собачек, а детские
беседки — от неправильно развлекающихся по
вечерам подростков.
Марина АРОМШТАМ,
педагог и журналист
|