Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2004


НАШИ ДЕТИ

Все на выход!

Несколько слов о школьной безопасности

Мы хотели бы защитить своих детей. После трагедии в Беслане это уже не риторика. И теперь мы везде и всюду — на митингах, в эфире, на собраниях школьных директоров — повторяем, повторяем, повторяем: «Мы хотели бы защитить своих детей!» Мы планируем усиление мер безопасности в школах. В первую очередь, это памятки о том, как вести себя с террористами. И еще специальные детские «паспорта»...
Но «паспорта» (или именные «бирки») лучше всего выполняют свою роль при опознании тел. А с террористами, как показывает ужасный опыт последних событий, не умеют себя вести даже взрослые. Могут ли дети научиться этому по памяткам? Если мы действительно хотим сделать для них что-то реальное, надо прежде всего самим учиться основам безопасности. И не на уровне теории, а на уровне поведения. На уровне стиля жизни.
Я веду урок. В самый неподходящий момент в дверь просовываются взлохмаченные кудряшки школьного завхоза. Лицо возбужденное, глаза большие.
— Срочная эвакуация! Через пятнадцать минут всем покинуть школу!
— Какая эвакуация?
— Позвонили... Бомба... Выводите детей!
Телефонный терроризм сидит в печенках. И я не очень верю в бомбу. Но каждый раз звонок удачно попадает в ряд событий. Этот вот — после взрыва жилых домов...
— На счет «десять» собираем вещи в портфель. На счет «пять» строимся парами. Никто никуда не бежит. В раздевалке не задерживаемся. Берем вещи — и сразу на выход.
Мы много ездим на экскурсии и ходим в походики — по силам восьмилеток. Поэтому мои «вольные» дети проявляют вполне адекватную ситуации дисциплинированность и собранность. Но в коридоре выясняется: все напрасно.
В пространстве первого этажа бушует и гомонит море детских голов. Кто-то из маленьких плачет. Кто-то из больших смеется: «Дураки! Радуйтесь! Уроки отменили!»
В раздевалке форменная свалка. Куртки и мешки вперемешку с ботинками. Аккуратные девочки методично шнуруют сапожки. Мелкие первоклашки не могут дотянуться до крючков. Учителя кричат и подгоняют кого-то персонально и всех вместе. Но подгонять совершенно незачем. Восемьсот человек «началки» пытаются протиснуться на выход через половинку двери парадного входа. То есть в цепочку по одному. Вторую половинку охранник сумеет открыть только через десять минут. Шпингалет заело. Кроме того, требуется хоть на некоторое время приостановить поток толкающихся детей.
— Где ключ от запасного входа?
Ключ от запасного входа обнаруживается еще через пятнадцать минут. Выходим через этот вход мы и еще один класс — четвертый. Те спустились позже всех, потому что успели еще домашнее задание в дневник записать... Их учительница, как и я, тоже не очень верила в бомбу. И ей не хотелось, чтобы дети толкались на выходе...
Это — бытовая сценка из школьной жизни. Но все время всплывает вопрос: «А если бы на самом деле?» Если бы бомба была не выдумана злобным пятиклассником в день контрольной работы, а настоящая? С часовым механизмом, отсчитывающим время?
За последние три года моей работы в школе мы эвакуировались четыре раза. И каждый раз эвакуация напоминала репетицию смертельного варианта. Оставим в стороне ситуацию с захватом школы. Это невозможно обсуждать. Но вот пожар или возможность взрыва. События, требующие оперативных действий от взрослых и детей.
В каждой школе есть запасной выход. И его обязательно предъявляют принимающим школу пожарникам: пожалуйста, двери открываются! А в нашей знаменитой школе, в здании-«самолетике», входных дверей было аж пять («через двор», «через спортзал», «через кухню»)!
Но ключи от них представляли собой недостижимое сокровище и хранились у вездесущего и потому отсутствующего «здесь и теперь» завхоза и еще у одного школьного персонажа — столяра-слесаря-плотника, не всегда способного принимать вертикальное положение.
Ни один учитель по собственной инициативе запасную дверь не смог бы открыть. Не говоря о ребенке. Ни один учитель не посмел бы провести детей на улицу через кухню без разрешения. Пищеблок священен!
Представители образования Москвы собираются учиться организации детской безопасности в Израиле. Это, конечно, не поездка на пикник, и там есть на что посмотреть. Но надо ли далеко ехать, чтобы понять: система оповещения о заложенной в школе бомбе, или о возникшем пожаре, или просто о том, что надо бежать из школы через все возможные щели и отверстия, никуда не годится, если она реализуется через техничку, страдающую ревматизмом?
Пусть это даже будет не одна техничка, а две. И пусть они будут молоды и здоровы, с разрядом по бегу на короткие дистанции. Но ведь нужно оповестить три, четыре, пять этажей школы. Нужно заглянуть в каждый класс и дать объяснения учителю, всплывающему навстречу реальности из глубин своего урока! Сколько времени на это уйдет?
А чего стоят решетки на окнах! Слегка поднакопившие видеотехнику школы в середине девяностых стали защищаться от воровства, и окна всех аудиторий первого этажа сегодня, как правило, частью забиты (незачем без толку открывать!) и полностью зарешечены (чтобы никто не влез)! Так ведь и вылезти невозможно! Это вам не последние модели с раздвигающимися «ставнями» и интеллигентными замочками изнутри. Самые обычные сплошные решетки, которые ставили за счет спонсорских пожертвований, экономя средства. Так что в случае необходимости учителям пришлось бы выкидывать детей из окон второго этажа. И стекла, между прочим, не пластиковые, как в Беслане, а самые обычные: уж порежет, так порежет!
Внутренняя сигнализация, и способность каждого работающего в школе взрослого организовать эвакуацию детей через запасные выходы, и современная, а не средневековая защита окон первых этажей, и правильное устройство школьного гардероба с учетом роста первоклашек — задачи не запредельные и вполне решаемые силами каждой школы.
Но есть проблемы, требующие подключения «внешних» сил. Вот восемьсот школьников 1–4-х классов вывели на улицу. Что дальше? Многие из них должны находиться в школе до шести часов вечера. А сейчас только 11 утра. Куда деваться? Даже детей десяти-одиннадцати лет не всегда возможно распустить по домам. Это ведь Москва! Путь многих детей до знаменитой школы занимает около часа, предполагает пересадки. А с родителями как связываться?
Пережив две эвакуации, учителя нашей школы приспособились перед выходом забегать в кабинет директора и делать звонок активной маме из родительского комитета. В нарушение указаний срочно покинуть школу. Теперь, при наличии сотовых телефонов, эту задачу легче решить. Но где-то, в какой-то конторе (на почте, в магазине, в салоне сотовой связи) — в той, что недалеко от школы, — можно же хранить дублирующий список родительских телефонов — домашних и рабочих номеров? И инструкции на тему «Куда деваться педагогам с детьми в случае эвакуации» должны же быть разработаны на этот случай?
Единственным достижением культуры безопасности в современной школе является охранник у дверей. Но его «охранные» функции весьма сомнительны. Возможно, он и представляет собой непреодолимое препятствие для мелких воришек «извне». Но что он может сделать против вооруженных людей?
Был же случай в московской школе, когда офицер одной военной части в сопровождении нескольких своих «гвардейцев» ворвался в здание для выяснения отношений с директором по поводу поставленной дочке двойки? И кто тогда сумел его остановить?
Школьный охранник должен препятствовать проникновению посторонних в здание. Это так. Но на практике его грозные полномочия распространяются, в основном, на родителей, склонных опекать своих детей. Родители для школы и есть главные посторонние. Поэтому на каждой второй школе весит вывеска: «Родителям вход запрещен!» И вот семидесятилетние бабушки первоклассников ожидают конца уроков, стоя в школьном дворе, закаляются на ветру и под дождиком. (Хотя они, эти бабушки и няни, с точки зрения родителей, представляют собой немаловажный элемент безопасности ребенка.) А чтобы попасть внутрь школы на беседу с учителем, маме или папе приходится самым настоящим образом «воевать» с охранником.
Может, эту проблему можно решить по-человечески? Бабушкам, к примеру, лавочки поставить. Пусть во дворе, но под навесом. А родителям пропуска завести, чтобы они все-таки чувствовали себя вправе как-то участвовать в школьной жизни ребенка?
Что касается посторонних, то останавливать их надо не у дверей школы, а у ворот школьного двора, огороженного настоящим высоким забором. Чтобы у охранника было время нажать эти самые кнопки безопасности и подать сигнал внутренней тревоги. Забор же вокруг школьной территории (с запасными выходами!) пригодился бы не только на случай появления террористов, но и сильно скрасил бы обыденную школьную жизнь, предохраняя футбольное поле от какающих собачек, а детские беседки — от неправильно развлекающихся по вечерам подростков.

Марина АРОМШТАМ,
педагог и журналист