ПРАВО НА ОШИБКУ
Школьные проблемы одаренных детей.
Мотивация
Продолжение. См. № 42/2004
Уровень
и направленность мотивационного развития
ребенка является системообразующим фактором в
структуре одаренности. Именно характер
мотивационного профиля, за которым стоит система
личностных ценностей, может или стимулировать,
или тормозить развитие способностей ребенка.
В «Рабочей концепции одаренности», о которой шла
речь в предыдущей статье, мотивационный аспект
представлен блоком признаков, по которым можно
охарактеризовать ребенка как одаренного. К ним
относятся: ярко выраженный интерес к тем или иным
сферам деятельности, чрезвычайная увлеченность,
подкрепленная сензитивностью к определенным
сторонам предметной действительности;
повышенная познавательная потребность,
проявляющаяся в ненасытной любознательности, а
также познавательная инициатива; высокая
критичность к собственным результатам и
стремление к совершенству и ряд других.
В полной мере все эти признаки могут быть
выражены только у одаренного взрослого, а у
ребенка наличие даже какого-либо одного признака
должно привлекать внимание специалиста.
НЕТЕРПЕЛИВАЯ ПОТРЕБНОСТЬ
Объективно говорить о характере
мотивационного развития ребенка можно в начале
систематического обучения. Стабильность
интересов, погруженность в какой-либо предмет,
активность на уроке, глубина вопросов — все это
неоценимый материал для психолога и педагога,
свидетельствующий о развитии познавательной
мотивации. При переходе детей из начальной школы
в среднюю становятся валидными ряд
мотивационных и личностных опросников.
Однако и такой безусловно принимаемый всеми
специалистами фактор, как любознательность,
может иметь разную природу. У одних детей новая
деятельность вызывает интерес и доставляет
удовольствие, которое (при отсутствии утомления)
долго не иссякает. У других — деятельность
вызывает бурный интерес до тех пор, пока она нова
и сложна. Но как только они овладевают этой
деятельностью и она становится для них
монотонной, интерес гаснет и интеллектуальную
деятельность ребенка уже ничто не стимулирует.
Недаром М.М. Пришвин отмечал, что в этой
нетерпеливой потребности в новых впечатлениях,
будоражащих воображение, угадывается незрелость
мысли, поверхностность. «Надо делать открытия
возле себя, — писал он, — чем ближе подойдете к
себе, тем глубже проникнете к сокровищам».
Отсутствие внутреннего источника стимуляции,
внешняя активизация мыслительной деятельности
говорят о личностной незрелости. В данном случае
речь может идти о высоких способностях, но не о
наличии одаренности.
ИНТЕРЕС КО ВСЕМУ
С оценкой мотивационного развития у
дошкольников дело обстоит еще сложнее. Там о
личностной зрелости или незрелости говорить не
приходится. И хотя основными критериями также
являются любознательность и широта интересов,
они могут быть вызваны различными факторами.
О любознательности и познавательной инициативе
мы можем судить по количеству вопросов, которые
ребенок задает. Но он может задавать вопросы еще
и потому, что это, например, «нравится маме», или
потому, что так делает старший братик. О глубине и
неординарности вопросов и высказываний ребенка
также судить крайне сложно, так как, во-первых,
взрослые обычно рады любым вопросам (если они,
конечно, внимательные взрослые), во-вторых,
неординарность высказываний может говорить и о
некомпетентности ребенка в данной области.
Точно так же как детское словотворчество не
является творчеством как таковым, это
квазитворчество, характеризующее этап овладения
речью, так и детская любознательность однозначно
свидетельствует только о благополучном развитии
познавательной сферы, а ее отсутствие — о
возможных отклонениях в психическом развитии.
Наряду с действительным интересом к какой-либо
деятельности или даже к нескольким видам
деятельности, дошкольник часто демонстрирует
интерес «ко всему».
Мама говорит: «Моему Алеше интересно все. В какой
кружок его ни приведу, он с радостью готов туда
ходить». Можно говорить о том, что у ребенка еще
не выработалось отрицательное отношение к
какой-либо деятельности и он «открыт», но также и
о том, что у ребенка отсутствует собственный
интерес к чему-нибудь. А если при этом малыш
послушен и пассивен, то есть шанс, что интерес так
и не сформируется.
Случай из жизни
Судьба этого ребенка сложилась трагично. А тогда,
10 лет назад, ко мне на консультацию по вопросу
приема в школу привели маленького, хрупкого
мальчика в строгом «взрослом» костюме. Ему
только исполнилось 6 лет, но мама просила
рассмотреть вопрос о зачислении Гриши сразу во
второй класс. «Он уже учился в школе, но мы оттуда
ушли: нам не подошел контингент детей (дети
обеспеченных родителей) и общая атмосфера в
классе». Выяснилось, что ребенок с 4 лет
самостоятельно ездит на автобусе во Дворец
детского творчества на Воробьевых горах, где
посещает 11 (!) кружков, а в 5 лет успешно сдал
вступительное тестирование в одну из очень
престижных школ. Тогда маму вызвали в приемную
комиссию и указали на «ошибку» в данных на
ребенка. Когда мама подтвердила, что сыну только 5
лет, ей отказали в приеме, мотивируя законом. Мама
была непреклонна — и ребенка зачислили в 1-й
класс по результатам собеседования...
Мальчик оказался действительно очень способным,
но личностное и сенсомоторное развитие не
соответствовали уровню второклассника. Когда же
я попросила Гришу перечислить кружки, которые он
посещает, и немного рассказать, чем он там
занимается, мальчик не смог этого сделать. Он
несколько раз пытался, загибая пальцы,
перечислить названия кружков, но каждый раз
сбивался и начинал заново. Понимая тщетность его
попыток, я попросила его рассказать о кружке,
который он каждый раз называл первым. Кажется,
это был кружок моделирования или
конструирования. «Мы там что-то из кусочков
собираем», — удовлетворил Гриша мой интерес.
— А что вы собираете?
— Не знаю.
— А тебе там нравится?
— Очень!
Гриша пошел второй раз в 1-й класс со своими
сверстниками. Все ожидали, что это будет лучший
ученик, однако действительность оказалась иной.
Гриша брался за все дела сразу, но ничего не
доводил до конца, не мог самостоятельно
выполнить задание учителя. При этом он поучал
одноклассников, как и что надо делать. Через
короткое время Гриша стал посмешищем для ребят. И
только личность и талант педагога начальной
школы позволяли ребенку не стать полностью
изгоем.
СООТВЕТСТВОВАТЬ
УРОВНЮ ОЖИДАНИЙ
Характер отношения к ребенку в семье также
может являться причиной, порождающей
действительно серьезные проблемы у одаренных
детей. Особо одаренный ребенок, как правило,
ломает воспитательные стереотипы, принятые в
культуре (например, что ребенок должен читать в
определенном возрасте) и требует более
пристального внимания к своим потребностям.
Семьи обследованных нами одаренных детей очень
отличались между собой — как стилем воспитания,
так и отношением к способностям ребенка (вплоть
до игнорирования высоких способностей). Однако
все же есть то, что объединяет эти семьи, — это
явное или подсознательное ожидание высоких
результатов от ребенка. Даже при игнорировании
одаренности ребенка, его неудачи в школе, на
олимпиаде и т.п. вызывают если не раздражение, то
по крайней мере недоумение родителей.
Самооценка ребенка, особенно дошкольника, очень
зависит от оценки взрослого. Если ребенок
чувствует, что его достижения не соответствуют
уровню ожиданий значимого взрослого, то он всеми
силами и доступными ему способами старается
преодолеть это несоответствие. Пример из нашей
практики, который мы хотим привести, может
показаться нереальным.
Случай из жизни
С Сергеем, учеником 8-го класса одного из ведущих
в Москве физико-математических лицеев, мы
познакомились после педагогического совета, на
котором обсуждался вопрос об отчислении
мальчика за хронические и длительные прогулы.
«Как жалко, ведь такие хорошие способности! —
сетовали педагоги. — Хоть бы психологи
что-нибудь сделали!»
Сергей общения с психологом избегал, отвечал
формально, однако стандартные рисуночные
методики и тест «Незаконченные предложения»
показали, что причина неуспешности ребенка в
школе заключена, скорее всего, в семейных
отношениях. Со слов матери Сергея, он очень рано
начал самостоятельно читать и считать. Но
главное, в какой бы кружок она ни приводила
мальчика, ребенку прочили великое будущее:
музыканта, художника, шахматиста, конструктора.
Со всеми заданиями мальчик справлялся легко и
был на голову выше других детей.
Особенно это проявилось в шахматах: в своей
возрастной категории Сережа не знал поражений.
Отец Сергея с удовольствием разбирал с ним
партии. Победы мальчика он воспринимал как само
собой разумеющиеся. В шесть лет Сережа получил
взрослый разряд, и его партнерами стали уже
старшеклассники и студенты. Естественно, что
начались проигрыши. Мальчик вначале честно
рассказывал о них, однако отец проявил явное
непонимание и неудовольствие: «Ты идиот или
лентяй?» — самое мягкое, что слышал ребенок в
ответ. Проигрыши прекратились. Сережа приносил
из кружка труднейшие партии, им выигранные.
Исчезло и плохое настроение у отца. Далеко не
сразу выяснилось, что партии эти были Сережей
проиграны, более того, он уже более полугода
кружок не посещает.
В начальной школе Сережа учился легко, выигрывал
все интеллектуальные марафоны. В средней —
олимпиады. Когда он однажды получил не первое, а
второе место на олимпиаде, вместо поздравлений
от учителя он услышал: «Ну, на первый раз мы тебе
эту неудачу простим...»
Сережа легко поступил в лицей. Из своей школы он
перешел туда по решению отца. Начались
углубленные курсы сразу по всем предметам, и
успеваемость мальчика несколько снизилась,
появились тройки. Это обычное явление для
данного учебного заведения, и на первом же
собрании родителей заранее предупреждают о
возможном временном снижении успеваемости у
детей на начальном этапе обучения. Но у Сережи
дома каждая его тройка провоцировала семейный
скандал. Тогда тройки, а с ними заодно и четверки,
прекратились. Ситуация с шахматами повторилась.
Когда выяснилось, что ребенок перестал посещать
школу, мама, боясь, что Сережу отчислят, достала
медицинскую справку. Отстав почти на целую
четверть от класса, Сергей попал в невыносимую
ситуацию: необходимо было быстро догнать уровень
класса по всем предметам и при этом не иметь
оценок ниже четверки. Задача практически
невыполнимая. Сергей с маниакальной
настойчивостью продолжал прогуливать школу и
врать дома об успехах, несмотря на то что ему уже
не верили. Прогулы покрывались справками. Мама
старалась как можно тщательнее контролировать
сына: она его провожала в школу и встречала после
занятий. Эти меры результата не дали. В восьмом
классе она была вынуждена бросить работу и
постоянно находиться в школе. Ребенок сделал
попытку уйти из дома.
На вопрос психолога, почему ситуация стала
обсуждаться только через год, классный
руководитель ответила, что формально прогулов не
было (были справки) и до неаттестации дело не
доходило, поскольку, когда мальчика удавалось
«загнать» в класс, он оценок ниже «тройки» не
имел, несмотря на большие пропуски. А мама
сказала, что вообще боялась к кому-либо в школе
обращаться, чтобы не усугубить ситуацию.
После оказания психологической помощи родителям
ребенка и постоянного негласного патронажа за
Сергеем ситуация стабилизировалась. Мальчик
посещает школу, учится неплохо. Но он стал
пассивным, учится без удовольствия и явных
интересов не имеет. Одаренный дошкольник
превратился в «серого» ученика.
ЭМОЦИИ — ПОД КОНТРОЛЬ!
Мы остановились так подробно на истории Сергея,
так как считаем необходимым заострить внимание
на праве одаренного ребенка на неуспех и ошибку.
То, что мы все учимся на ошибках и без этого
процесса обучения не существует, — избитая
истина. Следует отметить, что одаренный ребенок
даже в большей степени имеет право на ошибку, так
как он в более быстром темпе проходит материал и самостоятельно
осваивает новые для себя области.
Как показали исследования, страх ошибки является
одним из самых мощных барьеров на пути
становления творческих способностей и
одаренности. Поэтому взрослым (педагогам,
родителям) необходимо не только быть сдержанными
в порицании неудач ребенка, но и контролировать
проявления собственных негативных эмоций.
Положение педагогической психологии о том, что с
ребенком следует обсуждать только
содержательные моменты его деятельности и не
ругать за неуспех, приобретает особую остроту в
работе с детьми одаренными, потому что это не
только приводит к нарушению личностного
развития, но и нивелирует уже имеющуюся
одаренность.
Марина БОГОЯВЛЕНСКАЯ,
Психологический институт РАО
|