Неуспеваемость как она есть
Введение в тему
Уважаемые читатели!
На страницах «Школьного психолога» открывается
новая рубрика — «Основы дефектологии».
В практике учебных учреждений учителям и
специалистам часто приходится сталкиваться с
проблемой школьной неуспеваемости.
И если основной задачей педагогов является
преодоление отставания учеников в обучении, то
целью деятельности психолога становится поиск
причин, приведших ребенка к получению
отрицательных оценок.
Среди причин, приводящих к школьной
неуспеваемости, достаточно часто встречаются
отклонения в психофизическом развитии ребенка
разной степени выраженности. Это могут быть
случаи легкой умственной отсталости, нарушения
зрения, слуха, речи, задержка психического
развития, последствия минимальных мозговых
дисфункций, легких церебральных нарушений и
другие.
На страницах нашей рубрики вас ждут встречи со
специалистами, изучающими эти и подобные
нарушения развития в детском возрасте, в том
числе с ведущими преподавателями (профессорами и
доцентами) дефектологического факультета
Московского педагогического государственного
университета. Также планируется публикация
практических материалов для проведения
коррекционно-развивающей работы со школьниками.
Для того чтобы наша работа была полезной для вас
и с целью своевременного обеспечения вас
необходимой информацией, мы открываем
интерактивный почтовый ящик «У меня возникла
проблема».
Софья ЗАБРАМНАЯ,
кандидат психологических наук,
профессор МПГУ
Одна из актуальных
проблем современной школы — проблема повышения
эффективности учебно-воспитательного процесса и
преодоления школьной неуспеваемости. Решение
этой проблемы предполагает совершенствование
методов и форм организации обучения, поиск новых,
более эффективных путей формирования знаний с
учетом реальных возможностей учащихся и условий,
в которых протекает их учебная деятельность.
УЧИТЬ ВСЕХ
Сложившаяся
в нашей стране система образования
предусматривала, помимо общеобразовательных
школ для всех учащихся (с вариантами обучения для
одаренных и способных детей), организацию для
детей с выраженными нарушениями развития
специальных образовательных коррекционных
учебных заведений нескольких типов,
профилированных в зависимости от характера
нарушения и степени его выраженности. Детские
сады, школы, школы-интернаты для детей с
нарушениями зрения, слуха, речи,
интеллектуального развития, опорно-двигательного
аппарата в основном решали проблему их обучения,
воспитания и социальной адаптации.
Глобальный подход к реализации идеи
интегрированного обучения может служить
объяснением наблюдающейся в последние
десятилетия тенденции усиления неоднородности
состава учащихся общеобразовательной школы по
уровню умственного, речевого и в целом
психического развития. Такое положение во многом
обусловлено тем, что в общеобразовательную школу
попадают учащиеся с парциальными нарушениями
развития, то есть те, кто раньше обучался в
специальных учебных заведениях.
В России эта проблема становится особенно
актуальной в 90-е годы ХХ века в связи с появлением
альтернативных учебных заведений и введением
государственных стандартов на все виды
образования. Происходящие в нашем обществе
социально-экономические изменения, постоянное
повышение требований общества к уровню общего
образования обострили и проблему школьной
неуспеваемости.
Практика многолетнего обязательного всеобщего
среднего образования показала, что, несмотря на
большое внимание, уделяемое совершенствованию
содержания образования и методик обучения,
оснащению школьных кабинетов современными
техническими средствами обучения, улучшению
условий труда учителей, учить всех и учить хорошо
при существующей традиционной организации
учебно-воспитательного процесса невозможно.
В современной дидактике существуют различные
подходы к решению задачи раскрытия сущности
неуспеваемости. Мы не останавливаемся подробно
на анализе этих подходов. Рассмотрим лишь
некоторые из них.
РАЗНОГОЛОСИЦА МНЕНИЙ
М.А. Данилов связывает неуспеваемость с
движущими силами процесса обучения и его
противоречиями. Согласно этой позиции, в тех
случаях, когда противоречивое единство
возможностей учащихся и того, что от них
требуется, нарушается, возникает неуспеваемость.
В.Оконь определяет неуспеваемость как нарушение
взаимодействия между учениками, учителями и
внешними условиями.
А.А. Бударный справедливо указывает, что
неуспеваемость есть понятие в известной степени
условное, конкретное содержание которого
зависит от установленных правил перевода
учащихся в следующий класс. Поскольку в школе
переводят в следующий класс тех, кто
удовлетворяет минимуму требований,
соотносящихся с баллом «три», то неуспеваемость
выражается оценками «два» и «единица». Это
«абсолютная» неуспеваемость, которая
соотносится с минимумом требований. Выдвигают и
другое понятие, соотнесенное не только с
минимумом требований, но и с возможностями
отдельных учащихся. Это так называемая
«относительная» неуспеваемость — недостаточная
познавательная нагрузка тех учащихся, которые
могли бы превысить обязательные требования.
А.М. Гельмонт выделил три вида неуспеваемости в
зависимости от количества учебных предметов и
устойчивости отставания: 1) общее и глубокое
отставание — по многим или по всем учебным
предметам длительное время; 2) частичная, но
относительно стойкая неуспеваемость — по
одному–трем наиболее сложным предметам (как
правило, русский и иностранный языки, математика);
3) неуспеваемость эпизодическая — то по одному,
то по другому предмету, относительно легко
преодолеваемая.
Как одну из попыток изучения неуспеваемости
можно рассматривать и выявление типов
неуспевающих школьников.
Л.С. Славина выделила типы неуспевающих учащихся
по доминирующей причине школьных неудач. Одну
группу неуспевающих составляют учащиеся, у
которых отсутствуют действенные мотивы учения,
другую — дети со слабыми способностями к учению,
третью — с неправильно сформировавшимися
навыками учебного труда и не умеющие трудиться.
ТИПОЛОГИЯ БЛОНСКОГО
П.П. Блонский строил типологию на
характеристиках учебного труда учащихся и
структуре их личности. Им выделен, во-первых, тип
«плохой работник», чертами которого являются
невнимательное восприятие задания, пассивная
работа (ребенок постоянно нуждается в стимулах
для перехода к очередным видам работы); школьник
не замечает своих неудач и трудностей, не имеет
ясного представления цели, не планирует и не
организует свою работу, индифферентно относится
к результатам работы. Другой тип был назван
«патологическим». Это эмоциональные школьники,
которые создают отрицательную установку («не
могу») еще до начала работы, нуждаются в
одобрении правильности своих действий со
стороны взрослого, тяжело переносят трудности и
неудачи.
В качестве элементов неуспеваемости выступают
следующие недостатки учебной деятельности
школьника:
– не владеет минимально необходимыми операциями
деятельности;
– не стремится получать новые знания
теоретического характера;
– избегает трудностей теоретической
деятельности, пассивен при столкновении с ними;
– не стремится к положительной оценке своих
достижений;
– не стремится расширять свои знания,
совершенствовать умения и навыки;
– не усвоил понятий в системе.
Неуспеваемость как итог характеризуется
наличием всех элементов. В процессе же обучения
могут возникнуть отдельные ее элементы, которые
и предстают как отставание. Дальнейшая задача
состоит в том, чтобы найти те внешние проявления
отставания, которые могут быть заметны на уроке.
ПРИЗНАКИ ОТСТАВАНИЯ
Как признаки возникшего или формирующегося
отставания можно рассматривать следующие.
Учащийся:
1) не может сказать, в чем трудность задачи,
наметить план ее решения, решить задачу
самостоятельно, указать, что нового получено в
результате ее решения; не может ответить на
вопросы по тексту, не делает попыток найти и не
читает дополнительных к учебнику источников;
2) не активен и отвлекается в те моменты урока,
когда идет поиск решения учебной задачи, когда
требуется напряжение мысли, преодоление
трудностей;
3) не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на
успехи и неудачи, не может дать оценку своей
работе, не контролирует себя;
4) не может объяснить цель выполняемого им
упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не
выполняет правила, пропускает действия, путает
их порядок, не может проверить полученный
результат и ход работы;
5) не может воспроизвести определение понятий,
формул, доказательств, не может, излагая систему
понятий, отойти от готового текста, не понимает
текста, построенного на изученной системе
понятий.
КОМПЛЕКС ПРИЧИН
Комплекс причин отставания уже, чем
комплекс причин неуспеваемости, поскольку, как
правило, рассматриваются только те условия,
которые порождают невыполнение требований, при
этом отдельные условия не сочетаются друг с
другом.
1. Дефекты физического и психического
развития.
2. Физическое состояние здоровых детей (болезни,
ослабление организма, утомление).
3. Дефекты умственного развития —
слабость мыслительных операций, неразвитость
мнемических процессов, речи, воображения.
4. Возрастные особенности. Например,
подростковому возрасту свойственны
недисциплинированность, безответственность,
некоторая переоценка своих возможностей,
неусидчивость, неустойчивость устремлений,
склонность к внеучебным занятиям и увлечениям.
5. Неудовлетворительные условия, в
которых дети находятся в школе (отсутствие
просторных помещений для отдыха, недостаток
свежего воздуха и т.д.).
6. Недостатки воспитательной работы —
формальные требования к учащимся, неверие в их
силы, отсутствие индивидуального подхода.
7. Недостатки учебной работы:
– преобладание репродуктивных методов,
вербализм (установка на заучивание текстов),
однообразие видов самостоятельной работы и
дидактических средств, неправильная дозировка
материалов урока;
– слабая преемственность в обучении, низкий
уровень внеклассной и внешкольной работы;
– слабое стимулирование познавательных
интересов учащихся, неумение развивать
самостоятельность мышления;
– отсутствие межпредметных связей;
– разрыв связи изучаемого предмета с жизнью.
8. Недостаточно сознательное отношение
родителей к образованию, недостатки семейного
воспитания (неправильное стимулирование учения
детей, низкий культурный уровень родителей и т.п.).
9.
Недостаточный уровень культуры педагогов,
низкая методическая квалификация,
направленность личности (например, неверная
позиция учителя в вопросах преодоления
неуспеваемости).
Все эти факторы могут тормозить
совершенствование процесса обучения, создавать
предпосылки для отставания школьников и
перерастания отставания в неуспеваемость.
В каждом конкретном случае необходима
совместная работа учителей, практических
психологов и дефектологов. Важно установить не
только характер проявлений, но и причины,
вызывающие у детей трудности в обучении или
отклонения в эмоционально-волевой сфере и
поведении. Эти причины могут быть связаны с
медицинскими проблемами (наследственными
заболеваниями, родовыми травмами, нарушениями
анализаторов, травматизмом и др.); социальными (длительная
депривация, проживание в асоциальной семье, гипо-
и гиперопека со стороны взрослых, принадлежность
к категории беженцев или вынужденных
переселенцев) и психолого-педагогическими (неготовность
к школьному обучению, несформированность
навыков общения со взрослыми и сверстниками,
несоответствие темпа и требований учебной
программы психофизическим возможностям ребенка
и т.п.).
В последующих публикациях нашей рубрики мы
предоставим слово специалистам, которые
подробно раскроют указанные причины и их влияние
на ребенка.
Софья ЗАБРАМНАЯ,
кандидат
психологических наук,
профессор,
Юлия КОСТЕНКОВА,
кандидат
психологических наук,
доцент МПГУ
|