ОСНОВЫ
ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ
И ПСИХОТЕРАПИИ
|
Ю.Г. Демьянов
М.: ТЦ Сфера, 2004
|
Вопросам
психопрофилактики и психотерапии посвящено
немало изданий: это и солидные научные
монографии, и небольшие по объему практические
пособия, и словари-справочники, каждое из которых
написано для «своего» читателя. Эта книга вышла в
серии «Библиотека практического психолога» и
предназначена, как следует из аннотации,
психологам, врачам, педагогам, социальным
работникам, иначе говоря — всем тем, для кого
психотерапия не выступает обязательной
составляющей их профессиональной деятельности.
В книге две части: соответственно
«Психопрофилактика» и «Психотерапия». В первой
части рассказывается о содержании, методах и
видах психопрофилактики. По мнению автора,
психологическая поддержка и психологическая
коррекция личности особенно необходимы в
периоды длительного неблагоприятного
воздействия внешних факторов, что, к сожалению,
стало характерным для нашего времени. В связи с
этим работа Демьянова становится не только
интересной в познавательном отношении, но и, увы,
полезной, хотя речь в ней идет по преимуществу о
предупреждении отклонений в поведении взрослых
людей, испытывающих трудности адаптации к
меняющимся обстоятельствам жизни.
Вторая часть книги касается психотерапии,
которая помогает формированию у человека
способности к установлению адекватных и
продуктивных отношений с окружающими людьми. При
этом автор обращает внимание на сложность
психотерапевтической работы, которая в каждом
случае должна быть индивидуальной. Современная
психотерапия обладает сотнями методов и техник,
которые применяются для оказания
профессиональной помощи. Однако каждый метод
имеет как показания, так и противопоказания, и
потому увеличение числа используемых приемов, с
одной стороны, повышает эффективность работы
психотерапевта, а с другой — увеличивает его
ответственность. Таким образом, успех
психотерапевтического воздействия зависит от
того, насколько оптимально выбраны методы
работы, что, считает автор, является уже
профессиональным искусством.
Следует отметить, что содержащиеся в книге
сведения о психопрофилактике и психотерапии
носят обобщенный характер и дают весьма
поверхностное представление о данных видах
работы. Читателю, заинтересованному в получении
более глубоких и обоснованных сведений, придется
обратиться к другим изданиям. В то же время
практическому психологу образования необходимы
именно такие книги, позволяющие получить общее
представление о проблеме. Школьный психолог
психотерапией не занимается, прежде всего, из-за
отсутствия соответствующей подготовки, но в ходе
общения с детьми и взрослыми он невольно, порой
не отдавая себе в этом отчета, обращается к
психотерапевтическим средствам воздействия. Эта
книга поможет осознать некоторые важные моменты
такого воздействия, с тем чтобы впоследствии уже
преднамеренно включить их в практическую работу.
Марина СТЕПАНОВА
|