Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ОСНОВЫ
ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ
И ПСИХОТЕРАПИИ

 

Ю.Г. Демьянов
М.: ТЦ Сфера, 2004

Вопросам психопрофилактики и психотерапии посвящено немало изданий: это и солидные научные монографии, и небольшие по объему практические пособия, и словари-справочники, каждое из которых написано для «своего» читателя. Эта книга вышла в серии «Библиотека практического психолога» и предназначена, как следует из аннотации, психологам, врачам, педагогам, социальным работникам, иначе говоря — всем тем, для кого психотерапия не выступает обязательной составляющей их профессиональной деятельности.
В книге две части: соответственно «Психопрофилактика» и «Психотерапия». В первой части рассказывается о содержании, методах и видах психопрофилактики. По мнению автора, психологическая поддержка и психологическая коррекция личности особенно необходимы в периоды длительного неблагоприятного воздействия внешних факторов, что, к сожалению, стало характерным для нашего времени. В связи с этим работа Демьянова становится не только интересной в познавательном отношении, но и, увы, полезной, хотя речь в ней идет по преимуществу о предупреждении отклонений в поведении взрослых людей, испытывающих трудности адаптации к меняющимся обстоятельствам жизни.
Вторая часть книги касается психотерапии, которая помогает формированию у человека способности к установлению адекватных и продуктивных отношений с окружающими людьми. При этом автор обращает внимание на сложность психотерапевтической работы, которая в каждом случае должна быть индивидуальной. Современная психотерапия обладает сотнями методов и техник, которые применяются для оказания профессиональной помощи. Однако каждый метод имеет как показания, так и противопоказания, и потому увеличение числа используемых приемов, с одной стороны, повышает эффективность работы психотерапевта, а с другой — увеличивает его ответственность. Таким образом, успех психотерапевтического воздействия зависит от того, насколько оптимально выбраны методы работы, что, считает автор, является уже профессиональным искусством.
Следует отметить, что содержащиеся в книге сведения о психопрофилактике и психотерапии носят обобщенный характер и дают весьма поверхностное представление о данных видах работы. Читателю, заинтересованному в получении более глубоких и обоснованных сведений, придется обратиться к другим изданиям. В то же время практическому психологу образования необходимы именно такие книги, позволяющие получить общее представление о проблеме. Школьный психолог психотерапией не занимается, прежде всего, из-за отсутствия соответствующей подготовки, но в ходе общения с детьми и взрослыми он невольно, порой не отдавая себе в этом отчета, обращается к психотерапевтическим средствам воздействия. Эта книга поможет осознать некоторые важные моменты такого воздействия, с тем чтобы впоследствии уже преднамеренно включить их в практическую работу.

Марина СТЕПАНОВА