В Москве зима.
Наступила она в этом году сразу, без раздумья.
Утром еще была осень, и газоны — свидетельство
усилий городского благоустройства — зеленели с
вызывающим для ноября неприличием. Деревья,
правда, все уже были голые и только подрагивали
ветвями от шумных визитов ворон.
А потом вдруг пошел снег — не робкий и не мокрый,
а обильный, по легкому морозцу, и все сразу
засыпал. Зима пришла быстро и решительно — за два
часа наступила смена времен года...
В преддверии зимы я всегда рассказывала ученикам
о традиции в Корчаковском Доме сирот —
устраивать праздник Первого Снега.
В этот день уроки отменялись, и все —
воспитанники и педагоги — высыпали на улицу. И
играли в снежки, и валялись в снегу, и радовались
жизни. Такой вот праздник.
Я говорила детям: если только мы увидим, что пошел
снег, мы поступим так же! Мы отложим все дела —
все, кроме тех, что связаны со снегом, побежим на
улицу и будем играть.
Но в моей учительской жизни такого праздника не
случилось. То снег был «ненастоящий» — мокрый, не
способный долететь до земли. И играть с ним было
невозможно. Или он выпадал накануне — что уже не
в счет. Или вечером, когда школьный день давно
закончен. Тогда, по правилам, «праздновать» снег
нужно было в одиночку или с друзьями по двору —
очевидцами события...
Возможно, праздники как состояния разделенных
переживаний даются педагогам по заслугам.
Возможно, такой праздник — для тех, кто живет с
детьми, не разделяя жизнь на части, а время — на
«свое» и «рабочее». Для тех, чья жизнь есть чистое
Служение. До нас же весть о таких праздниках
доходит как волшебная сказка, как прекрасная
легенда о Великом Единении — детей, взрослых и
Первого Снега.
Марина АРОМШТАМ
|