Зачем нужны ежегодные Чтения
памяти Л.С. Выготского?
Чтения памяти Л.С. Выготского – одна из
немногих регулярных психологических
конференций, ежегодно проходящих в нашей стране.
В некоторых отношениях эта конференция не имеет
аналогов.
Во-первых, она предоставляет отечественному
психологическому сообществу, работающему в
русле культурно-исторического подхода,
возможность обсудить текущие исследования и
практические разработки, продолжить дискуссии
относительно теоретических проблем,
сформулированных еще Выготским или поставленных
после его смерти.
Во-вторых, она предоставляет трибуну психологам-практикам
из различных сфер деятельности (образование,
социальная работа, психотерапия, бизнес-консультирование
и др.) для изложения и обсуждения своих наработок.
В-третьих, эта конференция является одной из
наиболее широких по кругу охватываемых проблем и
терпимых по тональности своих обсуждений.
Учитывая реальное состояние отечественной
психологии (особенно – коммуникацию между ее
отдельными областями), Чтения памяти Л.С.
Выготского оказываются востребованными весьма
разными ее представителями, что из года в год
обеспечивает широкий и интересный состав
участников.
Из РЕЗОЛЮЦИИ
5-х Международных чтений памяти
Л.С. Выготского
«Культурно-исторический подход и проблемы
изучения социализации»
г. Москва
17 ноября 2004 года
Проведенные Чтения в очередной
раз подтвердили, что культурно-историческая
теория психики человека, созданная выдающимся
психологом Л.С. Выготским и развиваемая его
научной школой, являет собой уникальное детище
отечественной науки и культуры, подлинное
общенациональное достояние России. Достижения
этой теории признаны во всем мире не только в
качестве исторического достояния, но и в
качестве того, что определяет облик мирового
гуманитарного знания в начале XXI столетия.
Очевиден общенаучный резонанс идей Л.С.
Выготского. Их звучание сегодня можно обнаружить
далеко за пределами психологии: в философии,
социологии, культурологии, педагогике,
языкознании, искусствоведении, политологии и др.
В условиях поиска полидисциплинарной стратегии
изучения такого сложного феномена, как
современный человек, это представляется более
чем актуальным. В работах Л.С. Выготского и его
школы проступают контуры такой стратегии. Вместе
с тем ее актуализация и уточнение по-прежнему
остаются открытой проблемой.
Не менее очевидно все расширяющееся влияние
культурно-исторической теории на развитие
различных сфер социальной практики. Центральное
место среди этих сфер занимает образование.
Разработанная на базе идей Л.С. Выготского и его
школы практика развивающего образования во
многом создает стратегический интеллектуальный
ресурс России в новом столетии. Именно на этой
базе достигнуты наиболее весомые успехи в
реформировании российской системы образовании
на протяжении последних десятилетий.
«Выготскианские» (Vygotskian) развивающие модели
образования получили широкое распространение в
практике мирового образования, охватывая собой
все ступени образовательной системы: от
дошкольной до вузовской.
Участники конференции пришли к единодушному
мнению о том, что эпицентром развития культурно-исторической
теории на данный момент является проблематика
личностного роста, творческой самореализации
растущего и зрелого человека в социокультурном
мире как основы преобразования самой культуры,
системы социальных отношений людей внутри нее.
Этим, в том числе, определяется
полидисциплинарный потенциал культурно-исторической
теории, заложенный ее создателем. Однако для его
раскрытия необходимы специальные теоретические
(теоретико-исторические) и экспериментальные
исследования, направленные на расширение и
углубление содержания этой теории. Такие
исследования уже начаты, прежде всего — в
Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.
Есть основания предполагать, что подобные
исследования способны в итоге привести к
существенному видоизменению сложившихся
способов связи психологической науки и
социальной практики, в первую очередь —
образовательной. Предварительная работа в этом
направлении также ведется коллективом Института
психологии им. Л.С. Выготского.
Учитывая вышеизложенное, участники конференции
приняли ряд решений:
1. Учредить Международное общество Л.С.Выготского,
ориентированное на решение задач инициирования,
поддержки и координации исследований по истории
и теории культурно-исторической психологии,
развития ее экспериментальной базы, сферы ее
практических приложений, в том числе — на
полидисциплинарной базе.
2. При участии Международного общества Л.С.Выготского,
Института психологии им. Л.С.Выготского и Фонда
им. Л.С.Выготского создать Международный журнал
«Культурно-историческая теория и социальная
практика».
3. Обратиться в Правительство РФ, Государственную
думу РФ, Совет Федерации РФ с ходатайством о
поддержке издания полного (академического)
собрания сочинений Л.С.Выготского и
соответствующим пакетом предложений.
4. Создать Международный интернет-портал «VW —
Vygotskian World».
5. Организовать в структуре Института психологии
им. Л.С. ыготского РГГУ Центр культурно-исторической
психологии.
6. Создать Международный организационный комитет
6-х Международных чтений памяти Л.С.Выготского,
посвященных 10-летию Института психологии Л.С.Выготского
РГГУ. |