Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2004


ИНФОРМАЦИЯ

Зачем нужны ежегодные Чтения
памяти Л.С. Выготского?

Чтения памяти Л.С. Выготского – одна из немногих регулярных психологических конференций, ежегодно проходящих в нашей стране. В некоторых отношениях эта конференция не имеет аналогов.
Во-первых, она предоставляет отечественному психологическому сообществу, работающему в русле культурно-исторического подхода, возможность обсудить текущие исследования и практические разработки, продолжить дискуссии относительно теоретических проблем, сформулированных еще Выготским или поставленных после его смерти.
Во-вторых, она предоставляет трибуну психологам-практикам из различных сфер деятельности (образование, социальная работа, психотерапия, бизнес-консультирование и др.) для изложения и обсуждения своих наработок.
В-третьих, эта конференция является одной из наиболее широких по кругу охватываемых проблем и терпимых по тональности своих обсуждений.
Учитывая реальное состояние отечественной психологии (особенно – коммуникацию между ее отдельными областями), Чтения памяти Л.С. Выготского оказываются востребованными весьма разными ее представителями, что из года в год обеспечивает широкий и интересный состав участников.

 

Из РЕЗОЛЮЦИИ

5-х Международных чтений памяти Л.С. Выготского
«Культурно-исторический подход и проблемы изучения социализации»
г. Москва
17 ноября 2004 года

Проведенные Чтения в очередной раз подтвердили, что культурно-историческая теория психики человека, созданная выдающимся психологом Л.С. Выготским и развиваемая его научной школой, являет собой уникальное детище отечественной науки и культуры, подлинное общенациональное достояние России. Достижения этой теории признаны во всем мире не только в качестве исторического достояния, но и в качестве того, что определяет облик мирового гуманитарного знания в начале XXI столетия.
Очевиден общенаучный резонанс идей Л.С. Выготского. Их звучание сегодня можно обнаружить далеко за пределами психологии: в философии, социологии, культурологии, педагогике, языкознании, искусствоведении, политологии и др. В условиях поиска полидисциплинарной стратегии изучения такого сложного феномена, как современный человек, это представляется более чем актуальным. В работах Л.С. Выготского и его школы проступают контуры такой стратегии. Вместе с тем ее актуализация и уточнение по-прежнему остаются открытой проблемой.
Не менее очевидно все расширяющееся влияние культурно-исторической теории на развитие различных сфер социальной практики. Центральное место среди этих сфер занимает образование. Разработанная на базе идей Л.С. Выготского и его школы практика развивающего образования во многом создает стратегический интеллектуальный ресурс России в новом столетии. Именно на этой базе достигнуты наиболее весомые успехи в реформировании российской системы образовании на протяжении последних десятилетий. «Выготскианские» (Vygotskian) развивающие модели образования получили широкое распространение в практике мирового образования, охватывая собой все ступени образовательной системы: от дошкольной до вузовской.
Участники конференции пришли к единодушному мнению о том, что эпицентром развития культурно-исторической теории на данный момент является проблематика личностного роста, творческой самореализации растущего и зрелого человека в социокультурном мире как основы преобразования самой культуры, системы социальных отношений людей внутри нее. Этим, в том числе, определяется полидисциплинарный потенциал культурно-исторической теории, заложенный ее создателем. Однако для его раскрытия необходимы специальные теоретические (теоретико-исторические) и экспериментальные исследования, направленные на расширение и углубление содержания этой теории. Такие исследования уже начаты, прежде всего — в Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. Есть основания предполагать, что подобные исследования способны в итоге привести к существенному видоизменению сложившихся способов связи психологической науки и социальной практики, в первую очередь — образовательной. Предварительная работа в этом направлении также ведется коллективом Института психологии им. Л.С. Выготского.
Учитывая вышеизложенное, участники конференции приняли ряд решений:
1. Учредить Международное общество Л.С.Выготского, ориентированное на решение задач инициирования, поддержки и координации исследований по истории и теории культурно-исторической психологии, развития ее экспериментальной базы, сферы ее практических приложений, в том числе — на полидисциплинарной базе.
2. При участии Международного общества Л.С.Выготского, Института психологии им. Л.С.Выготского и Фонда им. Л.С.Выготского создать Международный журнал «Культурно-историческая теория и социальная практика».
3. Обратиться в Правительство РФ, Государственную думу РФ, Совет Федерации РФ с ходатайством о поддержке издания полного (академического) собрания сочинений Л.С.Выготского и соответствующим пакетом предложений.
4. Создать Международный интернет-портал «VW — Vygotskian World».
5. Организовать в структуре Института психологии им. Л.С. ыготского РГГУ Центр культурно-исторической психологии.
6. Создать Международный организационный комитет 6-х Международных чтений памяти Л.С.Выготского, посвященных 10-летию Института психологии Л.С.Выготского РГГУ.