Новый номер
нашей газеты может показаться читателю не совсем
обычным. Он почти полностью посвящен
экзистенциально-аналитической психологии. В
огромном психологическом мире экзистенциальная
психология — одно из направлений. Причем
направлений, позволяющих себе критически
относиться к идеям отечественной
психологической школы.
Для нас аналитическая психология представляет
интерес не только с точки зрения «общего
развития», но еще и потому, что на ее основе была
создана программа «Жизненные навыки и
социальные умения» — уроки психологии в
начальной школе. Причем создана нашими
профессионалами специально для российских детей.
По этой программе сегодня работают педагоги-психологи
в разных концах страны. Работают с разной
эффективностью, с большим или меньшим успехом. Но
в этом как раз ничего необычного нет. Тем не менее
программа «Жизненные навыки» стоит особняком от
других программ школьной психологии в силу
нетрадиционного для нашей ментальности
обоснования. И работать по ней трудно — в том
смысле, что она требует сопряжения ведущего
уроки с темами, которые подчас довольно глубоки и
затрагивают эмоционально не только детей, но и
ведущего занятия, а также виртуозного умения
слышать себя и ребенка внутренним слухом, видеть
внутренним взором.
С момента своего появления в печати программа не
раз подвергалась критике — справедливой и
неизбежной. Поскольку неизбежен зазор между
глубинным пониманием человека и формами
воплощения такого понимания в практической
деятельности.
В отсутствии же глубины подхода к ребенку, к
пониманию законов его развития и взаимодействия
с социумом авторов программы упрекнуть
невозможно. Как невозможно упрекнуть в этом саму
экзистенциальную психологию. Она попыталась
сфокусироваться на НЕВЫРАЗИМОМ в человеке, и
назвать это НЕВЫРАЗИМОЕ словами — своеобразный
подвиг. Ведь мы признаем в качестве
существующего только то, чему сумели дать ИМЯ.
Марина АРОМШТАМ
|