ДИЛЕММА УЗНИКА
О новой психологии детства, и не только о ней
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
«Задача, которую мы все более
определенно ставим перед собой, —
разработка экзистенциально-аналитической
теории детского развития.
На сегодня такой теории еще нет, однако создание
ее
уже началось и будет продолжаться хотя бы потому,
что она очень нужна».
«Хорошие девочки и мальчики слишком
послушны,
чтобы быть счастливыми.
Должна ли новая психология учить счастью?
Она учит быть самим собой, быть верным своей
сущности.
Применять эту сущность и уважать ее
уникальность».
На кафедре педагогической
психологии факультета психологии МГУ в этом году
была защищена одна дипломная работа. В ней был
использована Шкала экзистенции А. Лэнгле.
Этот опросник, адаптированный к нашим условиям,
известен экзистенциальным аналитикам и обычно
используется для того, чтобы выяснить: насколько
человек ощущает собственную жизнь полной,
соответствующей ему самому.
Студентка, защищавшая диплом, опрашивала молодых
людей студенческого возраста и чуть старше — в
пределах 25 лет. Все они, согласно результатам,
обработанным по шкале экзистенции Лэнгле, были
разделены на четыре группы.
К первой группе относились люди, считавшие свою
жизнь состоявшейся, исполненной только на 25%.
Вторую группу составляли молодые люди, считавшие
свою жизнь исполненной более чем на 25%, но не
более чем на 50%. В третью группу попали
опрошенные, показатели которых были в границах
между 50 и 75%. А в последнюю группу — с
показателями более 75%.
Затем
испытуемым предлагалась «дилемма узника»: «Ты
попал в тюрьму. И там же сидит другой человек.
Если скажешь что он виноват в преступлении , тебя
выпустят, а его нет. Если он скажет это же про тебя
— все будет наоборот. Если же вы оба промолчите,
вас могут выпустить обоих. Но как поведет себя
этот другой — неизвестно».
Испытуемые первой группы — те, что считали свою
жизнь исполненной очень cлабо, решали «дилемму
узника» с защитной, эгоцентрической позиции. Как
правило, они давали один и тот же ответ: «Жизнь
сейчас, знаете ли, очень трудная. Я понимаю, что
поступаю неправильно, но все равно буду защищать
только себя и постараюсь избежать риска быть
оставленным в тюрьме. Я слишком слаб для
благородства и риска». Однако, отказываясь от
нравственного выбора, эти испытуемые
расстраивались, грустно говорили о своем сожалении
и чувстве стыда за свой воображаемый поступок.
Испытуемые с исполненностью жизни в диапазоне
между 25 и 50% вели себя по-другому. Они говорили:
«Да, да, конечно, надо промолчать... А как другие
решили? А какой ответ правильный?» Они старались
ориентироваться на то, чему их «учили», на
затверженную норму. И при этом ждали внешней
оценки, хотели подтверждения, что они поступили
правильно. Они старались угадать, чего от них
ждут, и расстраивались, не получив «отметку» за
свое «хорошее» поведение.
Испытуемые третьей группы с выбором не медлили:
надо промолчать, я не буду выдавать другого.
Экспериментатор начинал убеждать их, что это
слишком рискованно, другой ведь может оказаться
не столь благородным. Может, нужно еще раз
взвесить все «за» и «против»? «Нет, — отвечал
типичный испытуемый из третьей группы, — такова
моя позиция. Я понимаю, что рискую. Но для меня у
этой дилеммы только одно решение. Иначе я
поступить не могу». Как правило, эти ребята не
интересовались тем, как решили задачу другие.
Что же четвертая группа? Те люди, у которых почти
на 100% все замечательно? Они тоже не задумывались
над ответом: «Конечно, я любым способом должен
выйти из тюрьмы. И, конечно, я буду думать только о
себе». И заявляется это без всяких сожалений и
угрызений совести: «Я всегда так действую. В этом
— залог успешности жизни».
В экзистенциальном анализе такое поведение
рассматривается как симптом личностного
нарушения по типу нарциссизма.
О чем это свидетельствует? Показатели этих людей
по Шкале экзистенции Лэнгле неправдоподобно
велики. Они выдают за исполненность жизни
социальную успешность. Но к своему внутреннему Я
у них нет доступа. Они эгоцентричны и
одновременно очень жестки в оценках других.
Прагматичные ребята...
Вот такая дипломная работа. Называлась она «Два
механизма моральной регуляции личности». Один из
этих механизмов — выученные нормы и правила — мы
считали внешним по отношению к личности. Второй
назывался «Совесть» и принадлежал к области
персонального.
Защитилась студентка с блеском.
Хотя работа, как отметила комиссия, и была
выполнена в русле «непонятной идеологии», но ее
следует признать «красивой». И актуальной.
Потому что, как любит повторять профессор
Б.С.Братусь, «мы живем в век, когда
психиатрических нарушений становится все
меньше, а личностных — все больше».
Вот тому, как жить в союзе с собственной Совестью,
чтобы Совесть работала, мы и хотим учить детей с
помощью своих уроков психологии. Профилактика
нарциссизма — одна из задач программы
«Жизненные навыки». И еще, конечно же, — открытие
самоценности. Это центральная тема всего курса. И
непаханое поле.
Из беседы со Светланой КРИВЦОВОЙ
СЛОВАРИК
Совесть — одна из функций Person,
интуитивное чутье в отношении того, что, исходя
из иерархии ценностей, в данной ситуации было бы
правильным, хорошим. Совесть — чутье в отношении
согласованности, соответствия между собственной
сущностью и ценностями, о которых идет речь в
данной ситуации (Лэнгле, 1991).
Самость — все то, в чем проявляет себя Я,
то, что Я считает своим и благодаря чему может
иметь картину себя, аналог Я эмпирического У.
Джеймса.
Самодистанцирование — понятие
экзистенциально-аналитической антропологии
В.Франкла, означает «отойти на такую дистанцию,
из которой можно вести себя свободно по
отношению к себе» (например, я испытываю голод, но
отодвигаю это чувства ради завершения работы).
Самодистанцирование отражает свободу Person: я
настолько свободен, что могу быть свободным и
перед лицом своей собственной ограниченности и
обусловленности.
Экзистенция — основное понятие
экзистенциализма (Хайдеггер) и
экзистенциального анализа. Означает такой
способ бытия человека, когда он постоянно
находится в «ситуации», которая запрашивает его
как Person: «как человеку быть в этой ситуации
человеком». Осуществляя себя таким образом,
человек переживает исполненность, глубокое
чувство согласия и удовлетворения.
|