ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ
Уроки психологии в начальной школе
ВАРИАНТЫ ТЕМ И ПРИМЕРНЫЕ СЦЕНАРИИ
ЗАНЯТИЙ
Программа разработана под
руководством Светланы Кривцовой
Сценарии занятий для учащихся четвертых
классов вы найдете на сайте http://www.genesis.ru
Свои предложения и замечания по разработкам
занятий и их проведению присылайте по адресу:
135800, г. Москва, ГЦМПП, цех 5, а/я 33.
E-mail: info@genesis.ru
ПЕРВЫЕ КЛАСС.
Тема «Я — особенный»
Хорошее отношение к самому себе.
Сверхзадача темы — от поддержки к самоподдержке
Первая тема «Я —
особенный». Почему именно с нее начинается курс?
Наши рассуждения были основаны на опыте
практической психологической работы в начальной
школе. Год за годом мы видели и чувствовали, как
тяжелы эти первые два месяца в школе для
первоклассников. Ребенок, особенно
«несадовский», часто сталкивается в школе не
только с прессингом объективных новых
требований к нему и устает не только от
длительных интеллектуальных занятий. Не менее, а
иногда и более сильное давление он испытывает со
стороны семьи, хорошей, нормально
социализированной семьи, которая серьезно
относится к обеспечению своего ребенка
достойным образованием.
Можно выделить два аспекта этой проблемы:
1. Повышенная требовательность к школе. Вот
буквальный текст сетований одного известного
директора государственной московской
прогимназии: «Это появилось последние два-три
года. Меня пугает эта тенденция — агрессивность
родителей, которые позволяют себе весьма
невежливо разговаривать с уважаемыми педагогами
и известными учеными, чьи развивающие программы
мы даем ученикам нашей прогимназии. Потом они
очень довольны, благодарят, но в начале почему-то
много недоверия. И я спрашиваю их, зачем же вы
отдаете ребенка в нашу школу? Это нелогичное
поведение. Конечно, так ведут себя не все
родители, но их все больше. Они как бы ждут, что их
обманут...» Для семей, которые придают слишком
большое значение престижному образованию, выбор
школы часто связан с денежными затратами и
изменением образа жизни всей семьи. Понятно, что
угодить им бывает нелегко. Их недовольство,
тревога, больно ударяют по ребенку, который
нуждается в эти трудные для себя дни прежде всего
в спокойном, уверенном и доброжелательном
взрослом.
2. Повышенная требовательность родителей к
самому ребенку. Он, как полпред семьи, не имеет
права ударить в грязь лицом в этом первом
публичном конкурсе результатов родительского
воспитания. Требования со стороны родителей в
отношении его результатов часто гораздо выше,
чем требования опытных педагогов. Труднее всего
тем детям, родители которых имеют тенденцию
видеть в них предмет гордости.
«Я — особенный» — первый сценарий Программы, и
это не случайно. Главная задача на начальном
этапе — вызвать у детей три важнейших чувства:
1) на занятиях безопасно;
2) меня принимают, тепло ко мне относятся;
3) мои чувства, потребности, то есть мой
внутренний мир, важнее моих успехов и даже моего
поведения.
Безопасность предполагает исключение угрозы
быть низко оцененным, высмеянным, попасть в
ситуацию сравнения с кем-то. Чувство, что я
принят, ощущается как: «Я здесь никому не мешаю,
для меня здесь есть место». Забота о желаниях и
чувствах проявляется во внимании к проявлениям
эмоционального мира ребенка. Существуют тысячи
способов дать ребенку почувствовать себя
принятым. Нужно лишь найти в своей душе
способность радоваться тому простому факту, что
ребенок здесь со мной, с другими детьми.
Таким образом, в целом тема первой четверти
может быть названа очень просто — «ПОДДЕРЖКА».
Мы хотим вначале дать почувствовать каждому
ребенку поддерживающее, одобряющее, понимающее
отношение к себе, а затем познакомить детей с
понятиями поддержки и самоподдержки. Именно в
такой последовательности. Ведь речь идет о
непростых понятиях, которые трудно описать, если
ты этого не почувствовал. Первую тему можно
рассматривать как камертон всей Программы. Она
открыто представляет основные ценности курса —
безусловное принятие, серьезное отношение к
психологической безопасности каждого ребенка в
группе, преимущественный интерес к эмоциям,
переживаниям, субъективному миру каждого
ребенка.
Психолог из урока в урок демонстрирует интерес и
уважение к каждому ребенку, он дает понять: нет
правильных ответов в том, что касается мира
чувств, и, усваивая его отношение к себе, ребенок,
начинает поддерживающим образом относиться к
себе сам. Это и есть урок данной темы.
Вся Программа посвящена изучению душевных
движений детей. Попытка эти душевные движения
как-то формализовать, описать «деятельностным»
языком начинается с самого простого шага:
обратить внимание детей на то, что у них есть
чувства. Чувства — это путеводная ниточка, с
помощью которой каждый может проникнуть в
собственный душевный мир. Сравнив свои чувства с
чувствами других детей, ребенок увидит, что все
люди похожи именно тем, что у них есть чувства.
Это дает ощущение, что ты — часть большого мира,
делает этот мир более понятным.
Проводя пробные курсы по данной Программе, мы еще
раз убедились в том, что ее содержание и ценности
могут вызвать значительное сопротивление со
стороны некоторых учителей. Это по-настоящему
«еретическая» Программа. Предупреждая об этом,
мы хотим обратить внимание психолога на
трудности, которые обязательно встретятся, если
он будет работать профессионально и с душой,
воплощая ее в той системе ценностей, которую
заложили авторы.
Первая трудность. Программа приучает к
разговорам о чувствах. Становится привычным и
нормальным говорить от имени своего «Я». Это не
очень вяжется с привычной коммуникативной
парадигмой традиционной школы, правилами,
выстроенными для общения «в ролях»: «Я учитель и
имею право», «Ты ученик и обязан». Программа учит
не только говорить о чувствах, но и серьезно к ним
относиться, ценить и уважать как свои чувства,
так и чувства другого. Этот подход кажется
особенно противоестественным и опасным тем
взрослым, чья жизнь отучила их серьезно
относиться и к собственным чувствам, и к чувствам
окружающих: это роскошь, на которую у них как бы
нет права. Такими взрослыми могут быть и учителя,
и бабушки, и мамы первоклассников, которые придут
на ваши занятия. Само название «Я — особенный»
кажется им опасным.
Задача психолога — научиться понимать и уважать
их противоречивые и сильные чувства, в том числе
и чувство страха перед этой темой, которая
невольно посягает на самые глубокие основания их
жизни.
Вторая трудность. Программа учит быть
открытым, доверяющим, авансирующим доверие.
Наиболее сильный аргумент «против»: в этой
стране, в наше время это опасно. Осторожность —
гораздо более полезный навык.
Третья трудность. Программа первой
четверти направлена на то, чтобы развивать у
ребенка глубинное чувство «я — хороший». Это
чувство нормально для нормального,
психологически здорового человека с высокими
требованиями к себе. Однако оно не формируется в
семьях, где ребенок часто испытывает чувство
вины. Вообще, управлять легче всего виноватой
личностью. Она покорна без сопротивления. Мы же
считаем, что уважение к себе и ответственность
формируются не в логике «раз я плохой, то должен
исправить свое плохое поведение» (напротив, это
утверждение представляется нам лишенным всякой
логики, противоречащим логике чувств). Оно
формируется только путем рассуждений такого
типа: «Я же хороший, как я мог это сделать? Что я
теперь буду думать о себе?». Чувство безусловной
ценности себя и своей жизни является
обязательным условием предъявления высоких
требований к себе. Сначала самоценность, а потом
— самоуважение. Самоценность как бы условие и
предпосылка для самоуважения, которое
формируется из взятых на себя ответственностей.
Мораль Программы — все мы, такие разные и
особенные, похожи в одном: мы все хорошие.
Кому рекомендованы занятия по теме:
1) детям, чья самооценка занижена, детям со
страхом неудачи;
2) застенчивым, агрессивным, тревожным детям;
3) детям, чьи родители оказывают им мало
поддержки, принятия;
4) детям, которые плохо адаптируются к
коммуникативной стороне школьной жизни.
Занятие 1. Знакомство
Цели: познакомить детей с опытом
работы в группе; установить основные правила и
обсудить вопросы доверия.
Материалы: бумага, фломастеры или
маркеры; ватман; булавки, небольшой мячик,
цветные карандаши каждому ребенку, свеча в
подсвечнике.
Работа группы
Поприветствуйте детей и расскажите о целях
группы и о том, чем вам вместе предстоит
заниматься в дальнейшем.
Разминка
1) Попросите детей встать в круг,
взявшись за руки. Пусть один ребенок назовет свое
имя и сделает свое особенное движение. Затем все
сделают шаг в круг, скажут хором имя ребенка и
повторят это движение. После этого свое имя
называет еще кто-то, и так по кругу, пока группа не
познакомится со всеми.
2) Расскажите детям, что на
международных конференциях все участники носят
карточку с именем (бэдж). Покажите, как это
выглядит. Спросите ребят, зачем это нужно.
Нравится ли им такая идея, не попробовать ли ее в
группе, пока еще не все хорошо знают друг друга?
Раздайте фломастеры, попросите детей написать
свое имя на листках бумаги и прикрепить их на
одежду. Если ребенок не может справиться сам,
помогите ему: «Напиши, как ты хочешь, чтобы мы
здесь тебя называли. Может быть, это будет не твое
настоящее имя. Пиши крупными печатными буквами.
Дома ты можешь переписать еще красивее».
Работа по теме занятия
1. Попросите ребят сесть в круг и
рассказать о себе, называя имя и то, что они
больше всего любят (это может быть любимая еда,
игра и т.д.). Лучше всего начать с себя: «Я —
Светлана Васильевна. Я люблю купаться в реке или
в море, особенно нырять. Еще я люблю грейпфруты».
Хорошо, если при этом вы кидаете детям мячик или
шарик. Дети отвечают вам и при этом кидают шарик
обратно. Здесь можно ввести первое правило:
говорит тот, у кого мячик, остальные молчат.
NB Детям этого возраста такая подача
правила более близка, чем «говорим no-одному», к
тому же это будет хороший переход к теме правил.
Статья опубликована при поддержке сети экспресс-студий маникюра и педикюра
"Ноготок". "Ноготок" предлагает Вам такие услуги как маникюр, ногтевой дизайн,
наращивание, классический педикюр, а также другие виды педикюра и покрытий,
маски и скрабы, массажи, коррекция и окрашивание бровей, наращивание ресниц,
эпиляция и другие услуги. Доступные цены, качественное обслуживание,
высококвалифицированные специалисты. Узнать подробную информацию о сети студий
и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который
располагается по адресу: http://www.nogotok-studio.ru/.
2. Предложите ребятам обсудить
правила, по которым будет жить маленькая группа
во время уроков психологии. Спросите детей, зачем
вообще, по их мнению, нужны правила. Что бывает в
жизни, когда кто-то нарушает правила
(дорожно-транспортные происшествия; нарушается
игра, если кто-то не играет по правилам; если не по
правилам готовить еду, получается невкусно, и
т.д.)? Для чего нужны правила в нашей группе?
Напишите список всех правил на листе ватмана и
прикрепите его на доске, чтобы каждому было
видно. Пусть этот плакат всегда висит в классе во
время занятий группы: так легче будет напоминать
детям правила.
Правила:
1) каждый из вас обязательно будет иметь
возможность высказаться;
2) в нашей группе не дерутся и не ругаются;
3) все ребята говорят по очереди;
4) храним чужие секреты — конфиденциальность.
Обратите особое внимание детей на четвертое
правило. Например, вы можете сказать:
«На наших занятиях, ребята, вы можете говорить о
ваших мыслях, чувствах и поступках, то есть о
чем-то очень личном. И вы можете делать это смело,
потому что есть очень важное правило: вы никому
НЕ можете рассказывать, о чем говорят другие
ребята в группе, то есть вы НЕ должны сплетничать.
Возможно, возникнут на наших занятиях особые
случаи, например, если вы расскажете о чем-то, что
потребует помощи психолога, врача или другого
специалиста, тогда я не смогу сохранить в тайне
то, о чем вы будете говорить. Может быть,
некоторые вещи придется обсуждать вместе с
родителями, но только в том случае, если будет
особый случай — ЧП (чрезвычайное происшествие). К
ним относятся: случаи причинения вреда себе или
другим, рассказ о плохом обращении взрослого с
ребенком, о том, что может повредить здоровью или
жизни кого-то из вас. Но и в случае ЧП, а я надеюсь,
что ничего такого не случится, я обязательно
предупрежу вас о своем намерении нарушить
правило. Я тоже не буду нарушать это правило, не
буду рассказывать о том личном, что сказали вы».
NB Здесь важно показать детям границу
того, о чем можно говорить, а о чем — нет. Дети —
максималисты и часто не отвечают на вопрос
родителей: «Что было на уроке?» — говоря: «Нам не
разрешают об этом рассказывать». Это,
естественно, вызывает протест и недоумение
родителей, да и детям хочется чем-то поделиться.
Поэтому хорошо объяснить, привести пример:
«Можно рассказать родителям о том, какие мы
делали упражнения, в какие игры играли. Но не
стоит говорить о том, что ребята – участники
занятий не хотели бы делать темой всеобщего
обсуждения».
Предложите ребятам придумать еще какие-нибудь
правила, чтобы всем в группе было легко и
радостно учиться. К таким дополнительным
правилам могут относиться: «перекус» после
занятия, разрешение родителям вместе с детьми
посещать некоторые занятия (заранее продумайте,
какие и на каких условиях) и т.д. Обсуждение
правил, если вы действительно делаете его
обсуждением, а не сообщением, может занять больше
времени, чем планируется вначале.
После каждого произнесенного и записанного
правила можно попросить кого-то из детей
придумать, как это можно будет нарисовать. Дети
рисуют на общем листе ватмана, рядом с
написанными правилами, по 1–2 рисунка на каждое
правило или (если все хотят рисовать, а детей
много) на маленьких листочках, которые затем
прикрепляются к ватману.
3. После обсуждения можно зажечь свечку.
Каждый ребенок берет ее, принимает правила и
передает свечку по кругу, при этом он может
сказать, какое правило будет выполнять нелегко.
Затем передает свечку по кругу следующему
ребенку. Ведущий показывает пример: «Я принимаю
правила, буду их выполнять. Трудновато будет с
правилом конфиденциальности, но я постараюсь».
Такой вариант (со свечкой) привлекает детей,
делает атмосферу принятия правил торжественной
и немного таинственной. Когда дети дают слово,
это символизирует принятие ответственности за
психологическую безопасность на занятиях.
4. Если вы уложились во времени, обсуждая
правила, поиграйте в игру «Паровозик и
вагончики», позволяющую детям запомнить имена
друг друга. Попросите ребят встать в круг. Первый
ребенок — паровозик. Он начинает двигаться
внутри круга, повторяя свое имя: «Сережа, Сережа,
Сережа...» Так он подходит к ребенку из круга и
обхватывает его сзади за талию, и они начинают
двигаться по кругу вместе, хором произнося имя
второго ребенка: «Саша, Саша...» – и так далее. Так
все дети побывают в роли паровозика, а заодно
запомнят имена друг друга. В конце игры
получается длинный поезд, включающий всех детей
группы.
Заключительное обсуждение
1. Попросите ребят по кругу друг за
другом закончить предложения:
— Мне сегодня было...
— Я себя чувствовал...
NB Поскольку вы еще не говорили о
чувствах, пожалуйста, помогайте детям подбирать
слова, но не останавливайте, когда они пытаются
своими словами выразить то, что именно они
чувствовали.
2. Поблагодарите детей за участие в
занятии и скажите следующее: «Ребята, теперь, на
время этих занятий, мы не просто дети и
учительница, мы начинаем становиться особой
группой, у которой есть свой характер, свои
желания и своя история. Эта история началась
сегодня. Она будет иметь свое развитие от встречи
к встрече. То хорошее, что здесь происходит,
возможно, потому, что в этой группе есть каждый из
вас. Даже без одного из вас группа уже не будет
полной. Для меня это очень важно».
Ритуал прощания «До свидания, мы»*
Дети и ведущий встают в круг, и каждый
протягивает одну или две руки в центр круга так,
что образуется пирамида рук. После чего все хором
говорят: «До свидания, мы».
Карточки с написанными именами можно оставить в
классе (прикрепить на видное место или спрятать в
специальную красивую папку). Те, кто хочет дома
сделать карточки еще лучше, могут принести их к
следующему занятию.
В заключение напомните детям о дате и времени
следующего занятия.
* Ритуал «До свидания, мы» проводится в
конце каждого занятия курса.
Занятие 2. Что такое чувства?
Цели: ввести новую норму работы в
группе: вернуться к тому, что было на предыдущем
занятии, чтобы дать возможность обсудить еще раз
что-то оставшееся незавершенным или недопонятым;
научить детей распознавать основные чувства,
показать, что чувства — это особая часть нас;
поупражняться в умении осознавать собственные
чувства и подыскивать им названия.
Материалы: плакат «Галерея эмоций» (из
«Набора плакатов для школьного психолога»
издательства «Генезис» или сделанный
самостоятельно); вырезки из детских журналов,
изображающие персонажей, испытывающих
какие-либо эмоции (удобно использовать журналы
«Принцесса» или «Дисней для малышей», так как в
них герои мультфильмов всегда эмоциональны);
мягкие игрушки (по числу ребят в группе);
поролоновые губки для рисования красками (можно
использовать поролон от бигуди, предварительно
вытащив стержень) или обычные мелки, карандаши,
фломастеры; краски; бумага для рисования (по
числу ребят в группе).
Работа группы
Поприветствуйте детей, попросите их взяться за
руки, закрыть глаза и вспомнить правила работы в
группе. Спросите детей, хотят ли они что-нибудь
сказать по поводу предыдущего занятия. Может
быть, что-то осталось недопонятым или им в голову
пришли новые мысли уже после занятия?
Разминка
Чтобы вспомнить имена друг друга, попросите
ребят по кругу называть имена соседей справа и
слева, стараясь вспомнить о том, что они говорили
о себе при знакомстве. Например: «Справа от меня
Саша, он любит кататься на велосипеде».
Работа по теме занятия
1. Скажите детям, что чувства являются
особой частью нас, частью, которая помогает
понять самих себя и других людей. Некоторые
чувства, такие как любовь, привязанность, радость
и счастье, вызывают в нас ощущение тепла и
защищенности. Другие чувства, такие как страх,
печаль или злость, — заставляют нас испытывать
холод и беззащитность. Сами по себе чувства не
плохи и не хороши. Очень важно научиться
распознавать эти чувства в себе, признать их и
понять, о чем они говорят нам. Важно также уметь
поделиться ими как частью того, чем мы являемся.
2. Предложите детям внимательно
посмотреть на плакат «Галерея эмоций» или на
вырезки с изображениями персонажей,
испытывающих те или иные переживания. Пусть они
выберут картинку, которая наиболее
соответствует их чувствам на занятии или в
другом месте, в другой ситуации. Спросите: «Как вы
думаете, что чувствует этот персонаж? А у вас было
подобное чувство? Когда и в связи с чем?» Может
быть, кто-то из детей захочет рассказать об этом.
3. Ведущий рассказывает ситуацию из
своей жизни, дети говорят о том, какие чувства они
заметили во время его рассказа.
4. Подготовьте карточки, на которых
изображены мордочки, выражающие разные чувства
(можно воспользоваться «Азбукой настроений» или
плакатом «Галерея эмоций»). Пусть каждый ребенок
выберет карточку и продемонстрирует
изображенное на ней чувство. Остальные дети
должны угадать, какую эмоцию он изобразил.
Помните, что предлагаемые эмоции должны быть
простыми и однозначными — злость, обида, грусть,
радость.
5. Предложите детям игру «Скульптор».
Объясните им правила игры: «Разойдитесь свободно
по комнате, кто куда хочет. Я буду называть
чувство, а ваша задача — изобразить его своим
телом. Давайте сначала попробуем изобразить
любопытство. Начнем с лица. Какое у вас бывает
лицо, когда вам любопытно? Что происходит с вашим
лбом? Видели ли вы, как человек, которого что-то
заинтересовало, чуть-чуть приоткрывает рот? А что
происходит с вашими руками? Как вы держите
голову? А ноги? Не хотели бы вы приподняться? У вас
есть минута времени, чтобы изобразить
любопытство (своим лицом и телом). Потом я обойду
всех, чтобы рассмотреть ваши интересные фигуры.
Теперь перейдем к следующему чувству.
Расслабьтесь, встряхните руками и ногами.
Покажите мне очень усталого человека. Выразите
всем телом усталость. Сделайте усталое лицо,
усталые руки, ноги, усталую голову. Учтите, что
«статуя» не обязательно должна стоять, она может
сидеть или лежать».
NB Дайте детям подобным образом
выразить несколько обычных повседневных чувств,
используя все основные части тела. Постепенно
дети поймут, что чувство можно выразить многими
частями тела. Можете помочь отдельным детям
найти подходящие экспрессивные жесты, сказав,
например: «Покажи мне, что твои руки любопытные»
и т.д.
Основные чувства, которые вы можете предложить —
радость, ярость, страх, нежность. Если у вас
сложилось впечатление, что дети поняли идею игры,
то предложите им самим назвать чувства, которые
они хотели бы изобразить. Используйте эту игру
для наблюдения за ребятами, обратите внимание на
затруднения в выражении чувств: отрицательных
или положительных.
6. Предложите ребятам подойди к
игрушкам и выбрать ту, которая больше
понравилась. Ведущий: «А теперь расскажи нам,
какое чувство эта игрушка испытывает».
Если есть время, то вместо рассказа дети берут
краски, маленькие поролоновые губки. Обмакивая
губки в краски, дети рисуют чувства игрушек.
Можно рассказать о рисунках. Можно разместить
работы в классе (по желанию детей).
Заключительное
обсуждение
Предложите ребятам ответить на вопросы:
• Узнал ли я сегодня новые названия чувств?
• Было ли мне интересно?
• Понравилось ли мне занятие?
Если времени мало, предложите ребятам отвечать
на эти вопросы с помощью жестов — протянутых
вперед рук, которые означают:
— ладони, повернутые в круг, — «да»;
— ладони, повернутые к себе, — «нет»;
— одна ладонь в круг, другая к себе, — «не знаю»
(ни да ни нет).
Поблагодарите детей за работу на занятии и
напомните им о следующей встрече.
ВТОРОЙ КЛАСС.
Тема «Гнев»
Сверхзадача темы: гнев — это
нормально
Гнев и агрессивное поведение — одна из
актуальных проблем не только школьной, но и в
более широком смысле — человеческой жизни. Используя
интегрированный опыт столетнего развития
прикладной психологии личности, мы попытались
создать фрагмент программы о цивилизованном
обращении с гневом. Во 2-м классе уже пора
начинать работать с этой серьезнейшей темой.
Важное введение в эту тему было сделано в курсе
«Жизненные навыки» для 1-го класса. Главное, что
удалось тогда обсудить с ребятами: гнев и
агрессивное поведение — разные реальности. Гнев
— это нормальное человеческое чувство, а вот
агрессивное поведение — всего лишь
неэффективный способ решения проблем, оно может
быть причиной неприятностей и даже трагедий.
Тема агрессивного поведения и вызывающих его
чувств была рассмотрена в 1-м классе в ходе работы
над темой «Нравится — не нравится». Это отражает
наше понимание проблемы: человек реагирует
чувством гнева на то, что ему не нравится, что
делает его жизнь хуже, угрожает его ценностям. В
1-м классе нам было важно, чтобы дети признали
важность гнева как чувства, которое помогает
человеку защищать свои ценности, поэтому так
много места уделялось переживанию того, что
нравится, того, что дорого и важно.
В рамках предварительного знакомства ребята
также узнали, что гнев «живет в теле», причем у
всех в разных местах тела. При этом мы говорили о
напряжении, зажимах, тяжести в мышцах лица,
кистей рук или спине. Мы учились искать телесные
проявления гнева, чтобы ребенок мог точнее
определить, почему именно он сердится и
насколько он зол.
Во 2-м классе мы делаем акцент на обучении
детей способам контроля над чувством злости и
агрессивным поведением.
В современной психологии существуют различные
подходы к пониманию природы гнева,
следовательно, предлагаются различные способы
психологической помощи в решении связанных с
агрессией проблем. Мы придерживаемся позиции,
при которой гнев рассматривается как защитная
реакция, а не как врожденный инстинкт. Защитная
реакция всегда свидетельствует о слабости
личности, человек демонстрирует ее до тех пор,
пока не найдет в себе силы трезво взглянуть на
угрожающую ситуацию и отыскать неагрессивный
способ защитить ту ценность, которой что-то
угрожает. Уверенное, но неагрессивное
отстаивание своих ценностей и будет настоящим копингом,
а не копинговой реакцией. Копинг (coping) — это
такой способ преодоления проблемы, который
позволяет человеку выйти из нее более сильным. Копинговая
реакция — всего лишь защитный механизм,
который может предшествовать настоящему решению
проблемы, а может так и не вывести человека на
необходимость такого решения. Копинговая
реакция, как наркотик, создает иллюзию решения,
но никогда не решает проблему по-настоящему.
Одним из признаков зрелой личности является
умение чувствовать собственный гнев в те
моменты, когда он только появляется, потому что
переполненный яростью человек становится слабым
перед силой своего чувства.
В самом деле, как изменился бы мир, если бы люди
научились обращать внимание на свое
недовольство, когда оно только-только
зарождается. Исходя из этих позиций, мы начали
работу с гневом с обучения способам оценки его
выраженности. Это оценивание — очень
субъективный процесс, который, однако, вполне по
силам восьми–девятилетнему ребенку. В его опыте
уже имеется достаточно переживаний всей палитры
гнева: от легкого раздражения до оглушающей
ярости.
Помогая ребенку работать с чувствами, мы
предложили два измерительных инструмента:
надувание воздушного шарика и наполнение водой
стакана. Идея накопления связана с тем, что гнев
имеет активную, энергетическую природу. Гнев
полон энергии, которая живет в теле и связана с
темпераментом ребенка. Сколько в тебе гнева?
Насколько ты сейчас зол? Вот вопросы, которые
важно как можно чаще задавать ребенку, но не
менее важно дать ему язык, которым он мог бы
понятно для окружающих ответить на этот не
простой даже для взрослого вопрос. «Полстакана»,
«Мой шарик вот-вот лопнет» — эти ответы станут
для вас понятными и красноречивыми после
проживания вместе со своей группой программы
«Гнев — это нормально».
Агрессивность проявляется в трех реальностях:
• в поведении;
• в мыслях;
• в физиологии.
В первом случае ребенок, находящийся в
приступе дурного настроения, кричит, дерется,
дерзит взрослым. Во втором случае нейтральный
и безобидный мир воспринимается ребенком как
угрожающий, формируются подозрения,
предрассудки, специфические интерпретации.
Наконец, физиологически гнев является
разновидностью стрессовой реакции, которая
сопровождается выбросом адреналина в кровь.
Болевые пороги повышаются, кровь отливает от
внутренних органов к мышцам и вызывает их
напряжение. Этот набор архаических защитных
реакций достался нам в наследство от диких
предков, он помогал когда-то выжить древнему
человеку. Невыраженный и непереработанный гнев
приводит к психосоматическим расстройствам.
Физиологическая компонента гнева всегда
заметна: у кого-то краснеет лицо, кто-то
«каменеет», сжимает кулаки, у кого-то начинает
болеть желудок, у всех, как правило, меняется
дыхание — оно становится поверхностным,
неглубоким.
В психодинамических подходах, таких как
психоанализ и гештальт-терапия, распространено
мнение, что невыраженный, удержанный гнев
является источником большинства человеческих
проблем, поэтому разрешение на гнев считается
важнейшим моментом воспитания человеческой
личности. Гнев является здоровой реакцией,
указывающей на конфликт, который должен быть
решен. В гуманистической психологии также
делается упор на полном проявлении заполняющего
тебя чувства, а вот в экзистенциальной
психологии нет убежденности в том, что гнев нужно
немедленно отреагировать, иногда чувство злости
должно оставаться в душе человека, чтобы он смог
наконец опознать и понять его. Однако все
психотерапевтические подходы сходятся в том, что
гнев — это нормально. Так мы и назвали нашу
программу для 2-го класса.
Условно можно выделить 2 группы проблемных детей:
тех, кто испытывает гнев слишком часто и выражает
его слишком бурно (агрессивные, гиперактивные
дети), и тех, кто испытывает дефицит гнева
(застенчивые, слишком чувствительные и поэтому
третируемые дети).
Наш курс базируется на методологии
экзистенциальной психологии, однако в нем
используются также не противоречащие духу
экзистенциализма техники и процедуры других
психологических подходов. Наибольшее внимание
навыкам совладания с гневом традиционно
уделялось в социально-когнитивной психологии
личности (Бандура A., Meichenbaum, Novaco). He меньше труда
потратили и бихевиоральные психологи, чтобы
научиться, модифицировать агрессивное поведение
в уверенное (McGinnes, Goldstein). Это последнее особенно
важно для застенчивых, покорных и чувствительных
детей.
В более старших классах будут рассмотрены другие
серьезные аспекты этой темы: последствия
агрессивного поведения; как нести
ответственность за него; культура
справедливости в отношении задевающего
личность, провоцирующего поведения. Отдельно
предполагается тренировать достойное, но не
агрессивное поведение в ситуациях, когда кто-то
нарушает границы личности.
Одной из центральных в курсе 2-го класса является
проблема, которую можно было бы назвать так:
«Когда кого-то дразнят или провоцируют». Вот
история, рассказанная мамой первоклассницы
Василисы.
Не сразу, только на третий день после
случившегося, девочка рассказала, какие ужасные
слова говорил Антоша Петров, мальчик из
неблагополучной семьи. Девочка была так напугана
и растеряна, что просто не могла произнести
нелитературный текст, который коварный Антоша
произносил даже не в ее адрес, а что намного
ужаснее — в адрес ее любимого папы. Поскольку мы
здесь также не можем употреблять это ужасное
слово, обозначим его далее символом ж*. Текст
звучал так: «Твой папа очкарик, в ж* шарик». Про
«очкарика» — правда. Василиса в первый день и
рассказала маме только про очкарика. «Ну и что, —
сказала мама, — что в этом плохого? Носит очки —
значит, умный человек». Василиса заплакала. Мама
почуяла неладное, в конце концов полный текст был
восстановлен. Бессмертный текст, если учесть, что
анальный юмор живет вечно. Мама предлагала
различные способы достойного ответа
ненавистному Антону, понимая, что мальчик
сложный и включать «тяжелую артиллерию» в лице
учительницы не стоит. Васька, девочка отнюдь не
застенчивая, отвергала один за другим
предлагаемые в мировой психологической
литературе приемы (см. список рекомендованной
литературы). Наконец, как-то утром, когда Василиса
уже не хотела из-за этого конфликта идти в школу,
мама, отчаявшись, предложила: «А ты ему скажи:
Антошка, в ж* ложка!» Васена расхохоталась и
несколько раз с удовольствием повторила эту
волшебную фразу. Мама подумала — нехорошо, не
стоит опускаться до уровня маленького хулигана.
Но Василиса и не стала опускаться. Она пришла из
школы и рассказала, что теперь они с Антошкой
большие друзья. Она его защищает от Максима
Ергина, потому что у Антона нет папы. «Так ты
сказала ему это? Сказала?» — спросила мама. «Я ему
это подумала», — хохоча ответила Василиса.
Когда мы говорим об агрессивных выпадах и
провокациях, так распространенных среди детей,
то понимаем, что по большей части за ними лежит
«проверка на вшивость». «Проверяющий» должен
удовлетворить важную потребность — узнать, как
этот человек, заинтересовавший его сверстник,
обходится с чем-то угрожающим. Храбрый он или нет?
Можно ли его уважать за смелость? Коктейль
чувств, который провокация вызывает у
«проверяемого», — шок, испуг, гнев— и
предательская мысль: «А вдруг это правда?»
Действительно серьезное испытание. Однако дети
— благодарные ценители достойных ответов.
Прошедшим испытание они дарят свою дружбу и
уважение. Для решения такого рода проблем в
программе предлагается прекрасный текст А.
Раскина «Как папу девочки обижали», который мы
предлагаем в технике «чтения со СТОПами». Не
менее впечатляющим мы считаем фрагмент из фильма
С. Спилберга «Капитан Крюк» — продолжение
истории про Питера Пена, мальчика, который
символизирует вечное детство, потому что не
хочет становиться взрослым. Послание, которое не
напрямую, но настойчиво мы сообщаем нашим детям:
когда тебя провоцируют, нужно отвечать. Во 2-м
классе мы не предъявляем высоких требований к
содержанию и форме ответа.
Как бы ни различались у людей индивидуальные
способы совладания с гневом, задача ведущего,
работающего по нашей программе, сделать так,
чтобы каждый ребенок пережил ситуацию
облегчения и удовлетворения от того, что он сам
может контролировать свое тело и свои чувства.
Групповые цели:
1. Помочь детям осознать, что гнев — это
нормальное чувство, испытываемое всеми людьми.
2. Помочь детям понять причины, по которым
«гневливое» и агрессивное поведение не
принимается окружающими.
3. Научить детей стратегиям поведения в гневе.
4. Научить детей различать возникший в ситуации
гнев и причину его возникновения.
5. Научить детей осознавать чувство гнева,
исследовать проявления гнева.
Кому особенно рекомендованы занятия по
теме:
1) застенчивым детям, которые не отвечают на
провокации, предпочитая тихо страдать, переживая
свою неудачу;
2) очень активным, возбудимым детям, которых легко
спровоцировать на агрессивные поступки;
3) тем ученикам, которые не отличаются
разнообразием поведенческих реакций в ситуациях
провокации (реагируют стереотипно);
4) детям, в семьях которых предположительно много
агрессии;
5) импульсивным детям, которые не задумываются
перед тем, как начать действовать.
Занятие 4. Когда дразнят
Цели: актуализировать опыт детей,
связанный с ситуациями «когда меня дразнят»,
«когда я дразню кого-то», «когда при мне кого-то
дразнят»; дать ребятам психологические средства
дистанцирования в таких ситуациях.
Материалы: рассказ А. Раскина «Как папу
девочки обижали»; ватман, фломастеры, мячик.
Работа группы
Поприветствуйте ребят. Спросите, остались ли у
них вопросы по прошлому занятию. Пробовали ли они
применить какие-нибудь способы контроля над
гневом? Что получилось, что — нет?
Разминка
Кидая по кругу мячик, дети отвечают на вопросы:
«Как мне хочется, чтобы меня называли ребята в
классе? Что я чувствую, когда меня называют
именно так? Что я чувствую, когда меня называют
по-другому?»
NB Если у детей возникнут трудности,
помогите им прояснить, что значит для них
«нравится» и «не нравится», какие чувства стоят
за этими словами.
Работа по теме занятия
1. Прочитайте половину рассказа
А.Раскина «Как папу девочки обижали»*.
* Раскин А. Как папа был
маленьким. — М., 2001.
Когда папа был маленьким и начал учиться в
школе, часто можно было видеть такую картину.
Кончилась перемена. Прозвенел звонок. Опустели
все коридоры. Все школьники сидят на своих
местах. И только один маленький папа стоит у
дверей класса и горько плачет. Он плачет, а все в
классе хохочут. И когда учительница идет в класс
и видит эту картину, она сразу все понимает.
— Ну что, мальчик, — говорит она с улыбкой, —
опять тебя девочки обижают? И маленький папа,
горько плача, кивает головой.
Почему же девочки обижали маленького папу? И как
они это делали? А очень просто. Когда все
прибегали с перемены, девочки занимали парту
маленького папы. Три, а то и четыре девочки сидели
за этой партой и громко смеялись, глядя на
маленького папу. А он был очень тихим и
стеснительным мальчиком. У него до школы была
только одна знакомая девочка Маша. И он вообще
старался держаться подальше от девочек. А
девочки это заметили. И стали его дразнить. Вот
как все это получилось.
Когда вы просто сидите рядом с одной девочкой,
это еще можно стерпеть. Но когда четыре девчонки
сидят на вашем месте и помирают со смеху, глядя на
вас, это совсем другое дело. А когда вместе с ними
хохочет весь класс, то это уже невозможно
выдержать. И маленький папа убегал из класса и
горько плакал за дверью. А классу, конечно, было
очень смешно смотреть на все это. Другие
мальчишки говорили маленькому папе: «Что ты на
них смотришь? Гони их со своей парты. Толкни вот
эту! Да так, чтоб помнила».
И они толкали ту девочку, которая смеялась громче
других и чаще всех дразнила маленького папу. Это
была очень бойкая и очень симпатичная девочка.
Кажется, ее звали Тамара. Или Галя. Одним словом,
или Вера, или Люся. Но скорее всего, Валя. И она,
наверно, очень хорошо понимала, что нравится
маленькому папе больше всех девочек в классе.
Девочки всегда это понимают. Может быть, поэтому
она и смеялась так громко. Она смеялась, а
маленький папа плакал.
СТОП!
Что вы чувствовали, когда слушали этот отрывок?
О чем вы подумали? Что будет дальше?
NB Прослушав этот отрывок, дети часто
начинают вспоминать различные случаи из жизни,
когда дразнили их или их приятелей. Попросите у
ребят разрешения разыграть некоторые ситуации
из рассказанных ими или заранее приготовьте для
инсценировки пару случаев, которые вы подметили
в этом (или в другом) классе.
2. Предложите детям разделиться на
тройки. Один ребенок выступает в роли дразнящего,
другой — в роли того, кого обижают. Третий —
наблюдатель. Он поочередно то обращается к
чувствам обиженного, то пытается встать на место
того, кто обзывает, понять, зачем он это делает.
Если вдруг ситуация из игровой переходит в
по-настоящему обидную, если дети выходят из роли
и начинают ссориться, наблюдатель говорит:
«Стоп!» Обсуждение прекращается. Каждый ребенок
в тройке должен побывать во всех ролях. Ведущий
строго следит за временем, отводя на каждую роль
не более 3 минут.
NB Роль наблюдателя в этом упражнении
очень важна для ребенка. Можно сказать, что
упражнение проводится в основном для проживания
именно этой роли. Ребята оказываются в обеих
позициях — того, кто дразнит (для некоторых это
новая роль), и того, кто слышит дразнилку в свой
адрес. Чтобы игра в дразнилку получилась, один
должен быть действительно зол (дразнящий
«срывает злость»), а другой участник — обижен
(если он не обижается, игры не получается). Все это
может открыться наблюдателю. Тогда у него
появляется возможность как бы отойти на
дистанцию от ситуации и посмотреть на нее как на
игру, со стороны. Если упражнение будет выполнено
правильно, наблюдатель начнет предлагать свои
способы поведения, объяснять, как не обижаться в
ситуации, когда тебя дразнят.
3. Предложите каждому ребенку
изобразить мимикой, жестом, движением и/или
звуком самое сильное чувство, которое возникло у
него во время работы в тройках. Остальные дети
повторяют это движение.
4. Запишите на листе ватмана
предложенные ребятами варианты поведения в
ситуации, когда кого-то дразнят. Эти записи
пригодятся вам на следующем занятии.
5. Пообещайте дочитать рассказ про
маленького папу на следующем уроке.
Заключительное обсуждение
Спросите у ребят, понравился ли им рассказ. Что
больше всего запомнилось?
Занятие 5. Почему люди дразнятся?
Цели: помочь ребятам понять и
научиться распознавать в конкретных ситуациях
причины, по которым дети дразнят друг друга.
Материалы: телевизор и видеомагнитофон;
видеокассета с фильмом С. Спилберга «Капитан
Крюк» («Hook») — фрагмент, когда мальчишки
проверяют Питера Пена, обзывая его; корзинка с
«секретинами» — камешками, ракушками, сухим
камышом и цветными стеклышками («секретиков»
должно быть больше, чем количество участников
группы, в полтора-два раза, чтобы не было спора,
кому какой «секретик» достанется); текст
рассказа А. Раскина «Как папу девочки обижали».
Работа группы
Поприветствуйте ребят. Спросите, как прошла
неделя. Думали ли они о прошлом занятии? Что
осталось непонятным?
Разминка
Предложите ребятам освоить новый способ
выражения сердитых чувств. Пусть они ходят по
классу и, встречаясь друг с другом, «обзываются»
и грозят друг другу, но вместо «плохих слов»
используют названия цветов*.
* Эта прекрасная процедура
позаимствована нами из статьи М. Осориной «О
культуре дразнения». «Педология: новый век»,
№ 6, 2001 г., с. 18: «Сейчас как затюльпаню,
сразу незабудками обсыпешься!»
Работа по теме занятия
1. Вспомните предыдущее занятие, работу
в тройках. Скажите: «Вспомните себя в роли
наблюдателя. Как вам казалось тогда, что
чувствовал тот, кого обзывали? Что чувствовал
тот, кто обзывал? Что вы обычно делаете, когда вас
дразнят?»
NB Запишите на доске все предложенные
детьми выходы. Спросите про каждый из них: «Кому
из вас этот способ помогает?». Например: «Кому
помогает не обращать внимания на обидчика?
Поднимите руки».
Прочитайте рассказ А. Раскина «Как папу девочки
обижали» до конца.
Наконец все это надоело учительнице. И однажды,
войдя в класс вместе с рыдающим маленьким папой,
она сказала так:
— В классе шестнадцать девочек и восемнадцать
мальчиков. Шестнадцать девочек дразнят одного и
того же мальчика. Спрашивается: почему они не
дразнят остальных семнадцать? Кто может
решить эту задачу?
Весь класс засмеялся. Тогда учительница
повторила:
— Почему дразнят только одного мальчика? Я
спрашиваю совершенно серьезно. И прошу мне
ответить.
Тогда все замолчали. И только девочки тихонько
хихикали. Один мальчик поднял руку и сказал:
— Потому что он плачет.
— Совершенно верно! — сказала учительница под
общий смех. — Ведь мы давно договорились, что
лучше смеяться, чем плакать. Ты понимаешь это? —
спросила она маленького папу.
И он, плача, сказал:
— Понимаю.
— Смотри же, не забывай, — сказала учительница, —
а то девочки будут обижать тебя всю жизнь.
Маленькому папе совсем этого не хотелось. И в
следующий раз, когда девочки сели за его парту и
стали смеяться, он уже не плакал. Он просто пошел
и сел на место той девочки, которая ему нравилась.
И тогда все стали смеяться над ней. Она, конечно,
не заплакала, но перестала смеяться. С тех пор
девочки перестали обижать маленького папу. Они
даже подружились с ним. И всю жизнь его обижали
только мальчики. Но ведь мальчики всех обижают.
На то они и мальчики.
СТОП!
Спросите детей: «Как вы думаете, почему девочки
перестали обижать папу?»
NB Важно прийти к выводу, что папу
перестали обижать, потому что он изменил
отношение к ситуации и стал по-другому себя
вести.
3. Посмотрите фрагмент видеофильма
«Капитан Крюк» (мальчишки проверяют Питера Пена,
обзывая его). Обсудите, почему мальчишки во главе
с Руфио начали дразнить Питера Пена. Почему они
считали, что настоящий член мальчишеской команды
должен уметь ответить на провокации не только
кулаками, но и острым словом?
4. Обсудите с детьми, в каких случаях их
обычно обзывают. Чего добивается человек, когда
дразнится? Дети высказывают свои предположения,
ведущий записывает их на доске и добавляет свои.
NB Могут быть названы такие причины.
Человек обзывает тебя, когда:
— Выясняет, можешь ли ты ему ответить, проверяет,
боишься ли ты его.
— Ты не похож на других (внешне, по
национальности или еще как-то). (Часто при этом
обидчик транслирует отношение взрослых.)
— Ты ведешь себя не лучшим образом: жадничаешь,
ябедничаешь. При этом реши, действительно ли это
так и можешь ли ты изменить свое поведение.
— Ты чем-то обидел того, кто тебя дразнит, и, может
быть, уже забыл об этом, а он таким образом мстит
за свою обиду.
— Его обидел не ты, а кто-то другой, но достается
тебе, потому что тебя он не боится.
— Ему плохо или тревожно, у него какие-то
проблемы, может быть, что-то болит, а может быть,
он боится предстоящей контрольной.
5. Предложите пополнить коллекцию еще
одним способом контроля над гневом. Скажите:
«Этот способ называется «Секретики». Когда
кто-то или что-то сильно испортило вам
настроение, полезно вспомнить другое состояние
— когда вам хорошо и приятно. Даже если вы ничего
не можете вспомнить, придумайте его. Например,
представьте, что вы стоите под струями теплого
водопада, который омывает вас с головы до ног.
Вода струится по вашему телу и приятно щекочет.
Или вспомните, как летом вы плаваете и плещетесь
в теплом пруду (озере, море). Давайте сделаем это
прямо сейчас.
Итак, закройте глаза и перенеситесь в ситуацию
своего хорошего настроения, когда вам
по-настоящему хорошо, а ваше сердце отдыхает и
поет. Попробуйте увидеть то, что вас окружает,
очень четко. Оглядитесь вокруг. Какое сейчас
время дня? Как освещено место, в котором вы
оказались? Что вы слышите? Какие звуки там?
Послушайте. Что ощущает ваше тело? Кожа?
Прикоснитесь к тому, что вас окружает. Вдохните
запахи. Вам хорошо? Да, вам спокойно и тепло. Я
вижу это по вашим лицам. Побудьте в хорошем
настроении еще немного и потихоньку
возвращайтесь обратно в классную комнату.
Откройте глаза. С возвращением. Теперь выберите
из корзинки с «секретиками» что-то, что бы вам
напоминало об этом настроении или этой ситуации.
Возьмите эту вещь себе на память и носите в
кармане, когда собираетесь в тревожное место.
Когда начинаете сердиться, нащупайте ее в
кармане и погладьте. Вспомните хорошее
настроение и улыбнитесь.
Заключительное обсуждение
Спросите ребят:
• Что вы узнали нового о людях, которые
дразнятся?
• О каких новых способах контроля над гневом вы
услышали на занятии?
• Попробуете ли вы применить этот способ?
Домашнее задание
См. Рабочую тетрадь.
ТРЕТИЙ КЛАСС.
Тема «Праздники»
Праздники — это проверенный веками
способ
вспомнить, что жизнь хороша
Дети — большие специалисты по праздникам. Они
не только живут от праздника к празднику, но и
нам, взрослым, позволяют пережить детское
чувство «праздника ожидания праздника». Они —
ревностные блюстители традиций: не забыли ли про
подарки? Не пропустили ли дату?
У большинства детей образ хорошей жизни
формируется в детстве. В богатстве или в
бедности, не важно, при какой политической
системе, с надежной или ненадежной матерью,
ребенок все же имеет шансы пережить праздничную
сторону жизни: Пасха ли это и Рождество, или 1 Мая
и 7 Ноября. Потому что во всех культурах
существует система праздников, экзистенциальный
смысл которых можно обозначить как ухаживание
за главной ценностью. Именно поэтому праздники
разных народов, такие непохожие друг на друга
внешне, демонстрируют необыкновенную внутреннюю
схожесть.
Кому в первую очередь предназначены эти
занятия:
1) детям, которые не уверены в себе и «задерганы»
привередливыми и строгими родителями;
2) детям, у которых слишком большие аппетиты,
которые не умеют ценить маленькие знаки
внимания;
3) всем родителям третьеклассников.
Занятие 2. Как просто делать подарки!
Цели: показать детям, что праздник
можно создавать самому, а делать подарки —
искусство, требующее прежде всего фантазии, а не
денег.
Материалы: белая или цветная бумага,
разрезанная пополам вдоль, фломастеры, мелки,
коробка (шляпа, корзина и т.д.), листы альбомного
формата — на каждого ребенка.
Работа группы
Разминка
В кругу попросите каждого из ребят вспомнить,
какой подарок в его жизни был самым необычным.
Например: «Однажды мой отец подарил мне поход за
грибами в дождь. Дождь был такой сильный, что мы
сняли кроссовки и шли босиком по лужам. А потом
была радуга».
NB Разрешите детям сочинять и
придумывать, а они обязательно начнут
выдумывать, лишь бы все согласились, что подарок
необычный.
Работа по теме занятия
1. Каждый ребенок продолжает фразу:
«Если бы я был волшебником, то...»
NB Не оценивайте детские ответы и
ничему внешне не удивляйтесь. Важно, чтобы дети
выполняли упражнение четко по шагам,
одновременно переходя от шага к шагу.
2. Скажите детям, что сейчас, как и во
время настоящего праздника, мы будем делать и
получать подарки.
1) Раздайте каждому по куску альбомного листа,
разрезанного пополам по длине. Предложите детям
согнуть лист пополам (теперь уже по ширине). Линия
сгиба разделила лист на две части. Скажите, что
сейчас мы будем рисовать в левой части, и
покажите это на своем листе.
2) Пусть дети нарисуют подарок, который они хотели
бы сделать себе прямо сейчас.
3) Через 3–5 минут предложите детям сложить лист
рисунком внутрь и взять его в руки. Теперь каждый
передает лист соседу справа. (Важно, чтобы в это
время дети не перемещались по кругу, чтобы никто
не получил свой собственный рисунок.) Предложите
детям раскрыть сложенный лист. Пусть они
представят, что получили тот подарок, который
нарисован.
4) Теперь пусть нарисуют справа на листе тот
подарок, который им хотелось бы получить еще.
Поясните, что подарки могут быть самыми
фантастическими, например: «Небо, звезды, целый
магазин игрушек, хорошее настроение».
5) Через 3–5 минут дети снова складывают лист и
кладут его в шляпу (пакет, корзину или коробку).
6) Дети вытаскивают с закрытыми глазами один
листок и разворачивают его. Скажите ребятам:
«Представьте, что вы получили эти подарки. Теперь
сложите лист подарками внутрь, они уже ваши.
7) На внешней стороне нарисуйте еще один подарок
себе, на обороте напишите свое имя».
NB Соберите и сохраните листы с
подарками — их можно использовать в качестве
флажков для создания гирлянды на последнем
занятии по этой теме.
Заключительное обсуждение
Ведущий подходит к каждому ребенку, тот кладет
заготовку в шляпу (или в пакет, корзину и т.д.) и
отвечает на один из вопросов:
• Какой подарок было получать приятнее — от
другого или свой?
• Что ты чувствовал, когда получал подарки?
• Что ты чувствовал, когда создавал подарки для
себя?
• Что тебе больше всего понравилось на
сегодняшнем занятии?
Домашнее задание
См. Рабочую тетрадь. |