Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2004


ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН

ДВЕ МЕТОДИКИ: ПОПЫТКА СРАВНЕНИЯ

Наверное, нет психолога, который не использует при диагностике рисуночные тесты, особенно если специалист работает с детьми. Действительно, это прекрасная возможность быстро получить большой объем информации о внутреннем мире клиента. Вместе с тем дети охотно выполняют задания, так как рисование — это привычный и понятный вид деятельности.
Наиболее часто используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Рисунок неизвестного животного», «Рисунок семьи» и т.д. Когда обучают студентов, подробно рассматривают детали рисунка, параметры оценки, делается анализ работ. На практике специалист, обладающий опытом, чаще всего сначала выдвигает гипотезы, а потом проверяет их.
Как-то мы с коллегами обсуждали, какой из рисуночных тестов дает больше информации о внутреннем мире клиента, его эмоциональном состоянии. Надо ли предлагать одновременно «Дом–дерево–человек» и «Рисунок неизвестного животного», или достаточно выполнить одну работу? Взаимодополняющие это методики или нет?
Я сделала попытку сравнить эти методики. Разные авторы с разной степенью детализации выделяют параметры для анализа. Составляя таблицу, я выписала в нее далеко не все, но если признак встречался в нескольких источниках, то вносила его. Буду рада, если найдутся желающие продолжить эту работу.
В списке литературы нет ссылки на известную монографию Е.С. Романовой, О.Ф. Потемкиной «Графические методы в психологической диагностике», так как там представлена только методика «Дом–дерево–человек», но нет «Неизвестного животного».
Кстати, материалов, описывающих последнюю методику, оказалось до обидного мало.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МЕТОДИКАХ

«ДОМ–ДЕРЕВО–ЧЕЛОВЕК»

Дом — трактуется как мнение субъекта о семье или его интерпретация отношения семьи к нему, внимательно рассматриваются фигура матери, автопортрет.
Существенные детали рисунка: не меньше одной двери, если не изображен только один бок дома, одно окно, одна стена, крыша, труба или другие построения для выхода дыма, если это не многоэтажный дом или дом в тропиках. Отсутствие трубы может оправдать также рисунок полуразрушенного дома.
Если дом изображен крупнее других рисунков, то предполагается замкнутость в семье. Дом мельче других рисунков — ослабление семейных связей, отсутствие «чувства дома».
Признаки тревоги в изображении дома отражают проблемы в семейной сфере.
Если в рассказе подростка упоминается, что в доме живут дети без родителей, можно предположить стремление избавиться от родительской опеки.
При анализе рисунка:
стена и крыша вместе отражают границу ЭГО; стиль изображения показывает силу ЭГО;
комната — рассматриваются ассоциации:
а) с человеком, проживающим в комнате,
б) интерперсональные отношения в комнате,
в) предназначение этой комнаты (реальное или предписываемое);
окна — способы контактировать;
крыша — сфера фантазий, отрыв от реальности;
труба — рассматривается как фаллический символ и признак теплоты в интимных отношениях.

Дерево — базовый автопортрет, неосознанная картина развития субъекта, включающая его обычную чувствительность к воздействиям и способы реагирования на них, отцовская фигура.
Существенные детали изображения — ствол и хотя бы одна ветка.
При анализе рисунка:
корни интерпретируют как показатель отношения к прошлому, к своей семье (дерево висит в воздухе без корней — ослаблена привязанность к дому);
ствол — понимание субъектом своих возможностей, сил, символизирует туловище, отражает отношение к настоящему;
крона ассоциируется с будущим, а также с головой, имеющимися в ней мыслями, мечтами;
ветви — степень гибкости, число, величина и степень их сплетения отражают взгляд субъекта на приспособление, доступность и способность к получению удовлетворения от среды;
структура веток — сфера контактов, степень удовлетворенностью действительностью.

Ветер — символизирует переживание субъекта, которое плохо поддается контролю.
Солнце — источник тепла, символ авторитарной фигуры.

Человек — точка зрения субъекта на собственную персону. Идеальный образ субъекта. Концепция сексуальной роли субъекта. Подход субъекта к межперсональным отношениям в целом или специфическим взаимодействиям. Определенные фобии, обессивные убеждения. Лицо, особо неприятное субъекту из его окружения. Лицо, особо приятное из окружения. Лицо, по отношению к которому субъект амбивалентен.
Рисунок человека позволяет оценить уровень развития интеллекта, но в данной работе эта часть анализа не рассматривалась. (Это можно посмотреть в книгах Ф. Гудинаф, Д. Харрис или в компьютерном варианте у А.Л. Венгера.)
Существенные детали в изображении человека: голова, туловище, две руки, две ноги (если это не изображение в профиль). Два глаза, два уха, нос, рот. Деформация какой-либо части отражает подобные или похожие истинные деформации у субъекта или плохие приспособительные реакции на них.
При анализе рисунка:
голова — сфера интеллекта, контроля, воображения;
черты лица — сенсорный контакт с действительностью, рецепторы внешних стимулов;
туловище — местонахождение базовых потребностей и влечений;
руки — базовое стремление к борьбе, орудия управления и изменения среды, орудие более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом к межперсональным отношениям;
ступни — признак подвижности в межперсональных отношениях.

«НЕИЗВЕСТНОЕ ЖИВОТНОЕ»

Работа отражает отношение к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значению с животным. Рисуемое животное — представитель самого рисующего.
Способ построения образа характеризует тип воображения и мышления.
Низкий уровень — реальное животное (до 6 лет — не отклонение от нормы). Это же может быть показателем отклонения интеллектуального или эмоционального развития, может говорить о тревоге.
Если изображено существовавшее когда-то животное, литературный или кинообраз, то это говорит о бедном воображении или низком культурном уровне.
Рисунок, сконструированный из деталей реальных животных, отражает рационалистический, нетворческий подход к задаче (достаточно типично до 8 лет). Чем выше число прототипов, тем выше оценка.
Целостный образ по стандартной схеме (голова с глазами, ртом, туловище, конечности) характеризует художественно-эмоциональный подход к задаче. Чем меньше животное похоже на реальное, тем выше уровень воображения тестируемого.
А.Л. Венгер предлагает строить анализ работы по следующей схеме:
— общее впечатление;
— изображение органов чувств, конечностей, сексуальной символики (что отражает демонстративность, тревожность, страхи, фантазирование);
— как отражены средства защиты и нападения;
— описание образа жизни.
М.Р. Битянова при анализе выделяет показатели, отражающие:
— состояние тревожности;
— психологическую защиту;
— астенизированность, низкую энергетику, депрессивность;
— агрессивность;
— низкую самооценку.

Ирина ЛЕЙБМАН,
кандидат психологических наук,
психолог школы «Логос»
ЛИТЕРАТУРА

Беседин А.Н., Липатов И.И., Тимченко А.В., Шапарь В.Б. Книга практического психолога, ч. 2. — Харьков: Неофит, Фортуна-пресс, 1996.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. — М., 1997.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика, ч. 1. — М.: Генезис, 2004.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М.: Владос, 2003.
Романова Е.В., Сытько Т.И. Проективные графические методики. — СПб.

 

СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК

Авторы:
Дж. Бук (1948) — «Дом–дерево–человек», Ж. Шлибе (1934) — «Дерево»;
М.З. Дукаревич — «Неизвестное животное», модификации — А.Л. Венгер.

Критерий Общие характеристики ДДЧ Неизвестное животное Примечания

Регуляция психомоторного тонуса,
психофизиологические характеристики,
астения, депрессивность

Повышенный тонус, эмоциональная напряженность Усиленный нажим карандаша      
Астеническое состояние Ослабленный нажим, линии не доводятся до конца, бедность деталей Дерево — ветви опущены вниз. Человек — грустный, отсутствие глаз, преувеличена длина ног Много спит, лежит. Очень лаконичное описание  
Эмоциональная лабильность Варьирующийся нажим      
Импульсивность Увеличен размер рисунка Человек — бедность деталей, отсутствие черт лица у человека, агрессивное изображение, нарочито уродлив, грубо искажена фигура    
Активность   Дерево — ветви направлены вверх Голова вправо  
Гиперактивность Усиленный нажим карандаша Человек — голова отсутствует, отсутствие глаз    
Депрессия, снижение настроения Слабый нажим, уменьшенный размер рисунка, размещение в углу, внизу листа Дом — живут старые люди.
Дерево – засохшее, сломанное, срубленное, без листьев, ветви опущены вниз, обрублены или обломаны.
Человек — неприятный, отталкивающий, грустный, мрачный, фигура старика, бедняка, нищего, отсутствие черт лица, особенно глаз, рта Заходящее солнце
Опущенный хвост. Животное живет в пещере. Грустный тон, настроение рисунка и рассказа  
Ипохондрия   Человек – внутренние органы    
Ригидность Рисунок точно в центре листа. Усиленный нажим карандаша. Большое количество однообразных деталей, аккуратность рисунка, может быть подчеркнутый контур Дом — кирпичи, бревна, колонны тщательно прорисованы, повторяются.
Дерево — предъявлено как карандаш или кусок мела, прорисованы отдельные листья. Человек — избыток пуговиц у человека, избыток однообразных деталей
Однотипность, однонаправленность ног  
Энергия     Функциональные крылья, дополнительные щупальца. Большое количество деталей  

Личностные характеристики

Интровертность   Дом — замки на окнах.
Дерево — узкая крона, ветви обращены внутрь. Человек — угловатость фигуры человека, руки прижаты к телу, кисти резко уменьшены, изображены робот, инопланетянин
Изображение угловатое, машинообразное, замкнутое  
Аутизация   Дом — нет окон или они очень маленькие, отсутствие двери. Человек — бедность деталей, отсутствие черт лица, отсутствие глаз, отсутствие пальцев, сильно укорочены кисти Угловатое, машинообразное. Фигура круга  
Демонстративность   Дом — дворец, вилла, церковь, прозрачный дом. Дерево — экзотической породы. Человек — подробно прорисованы одежда, украшения, прическа, ресницы. Может быть изображен шут, клоун (для негативного самопредъявления), карикатурный образ (для негативного самопредъявления). Рисунок сопровождается автобиографическими комментариями Сверхоригинальность, вычурность, украшательство (например, большие ресницы), перья. Подробное описание с идеализацией, указание в рассказе красоты, исключительности. Сложное книжное название, иногда с латинскими суффиксами  
Инфантильность   Человек — с игрушками на рисунке подростка Уподоблено человеку (положение, одежда, лицо и т.д.)  
Интеллектуальность   Рисунок на правой половине листа    
Перфекционизм Уточнение инструкций. Много мелких деталей. Низкий темп работы, много стираний. Сочетание признаков тревожности и ригидности      
Рациональность     Основательность опоры по отношению ко всей фигуре (ноги, лапы, постамент). В названии рациональное соединение смысловых составляющих  
Сензитивный тип   Человек — преувеличена длина ног    
Шизоидность   Дерево — кора изображена обособленными извилистыми линиями.
Человек — робот, инопланетянин, странный, вытянутая фигура, прижаты руки, кисти уменьшены
Угловатое, машинообразное, механистическое. Сверхоригинальность, вычурность  
Эгоцентризм   Человек — идентификация с собой Голова анфас  
Экстравертность   Дом — большие и (или) открытые окна, двери, дорожки, подходы к двери. Дерево — ветви расходятся в стороны, ветви четко обращены вправо. Человек — руки и ноги широко расставлены в стороны Соответствует схеме человека. Открытое. Руки, лапы расставлены  
Эпилептоидность   Человек — мрачный    

Характеристика эмоционально-волевой сферы

Агрессивность Усиленный нажим. Поворачивание листа во время работы Дом — разные пристройки (агрессия направлена против фактического хозяина дома).
Дерево — ветви оканчиваются остриями, корни похожи на когти, не проникают в землю, необычно большой ствол.
Человек — агрессивное изображение, увеличены ладони, кулаки, ногти, уменьшен размер головы в сочетании с подчеркнутыми мужскими признаками, изображено оружие, палка, нож, топор, пила, поднятые руки с большими ладонями. Изображение зубов — вербальная агрессия
Наличие острых выступов на различных частях. Орудия нападения, оружие, острые выросты. Средства активной обороны — защитная агрессия. Зубы — вербальная агрессия. Ломает деревья, топчет дома и т.п. Ест людей, дома и т.д. Подробное описание поедания жертв  
Боязнь агрессии   Дом — решетки на окнах, утрированные рамы, забор.
Дерево — подробное изображение коры, заштрихован ствол
Защитные аксессуары. В рассказе — описание способов защиты, указание гигантского размера. Труднодоступность жилища. Очень много или совсем нет врагов  
Внутренний конфликт     Несколько голов, которые ссорятся  
Высокий самоконтроль   Рисунок на правой половине листа Строгая симметрия, четкий контур  
Защитное или компенсаторное фантазирование Рисунок в верхней части листа Дом — окна только на втором этаже, очень большая крыша, жирный контур крыши, не свойственный всему рисунку, акцентированно вертикальное измерение у стен. Дерево — большая, не проработанная крона, ветер дует от земли Крылья. Подробное описание с идеализацией. Указание в рассказе красоты, исключительности  
Настороженность, мнительность   Дом — двери с большим замком, большими шарнирами, водопроводные трубы.
Человек — подчеркнуты уши
Открытый рот без прорисовки губ и языка  
Незащищенность Рисунок точно в центре листа. Все рисунки выполнены анфас Дом — наличие не необходимых деталей.
Дерево — корни ярко выражены, уходят в землю
   
Перенесенная травма   Дерево — дупло, повреждение дерева, толщина ствола показывает, что дерево было значительно выше.    
Подозрительность   Человек — подчеркнуты уши Щиты, заслоны, удвоенные линии  
Склонность к рефлексии     Голова повернута влево  
Скрытность   Дом — повернут боком к зрителю, двери с замком, большими шарнирами.
Дерево — ветви закрыты линией кроны.
Человек — в профиль, одна рука, одна нога
Фигура круга  
Стресс В остром состоянии — повышение признаков тревожности Человек — нарочито уродлив, грубо искажена фигура    
Страхи Штриховая линия, как из кусочков, — склонность к опасениям, страхам Дом — отсутствие трубы (страхи связаны с половой сферой).
Дерево — ветви похожи на шипы (страх кастрации). Человек — плотная штриховка глаз, зачерненные зрачки, темные очки, большие пустые глаза
Голова повернута влево (вероятный признак). Большие глаза с зачернением. В рассказе — длинный перечень страхов или страхи, нетипичные для животных  
Тревога, тревожность Штриховая линия, как из кусочков, множественность линий. Много стираний. Негативные самооценочные высказывания. Штриховка рисунка. Увеличенный размер рисунка Рисунок размещен в левом верхнем углу. Жирный контур земли, облака. Дополнение общего плана.
Дом — подчеркнуты стены.
Дерево — тень. Человек — неприятный, отталкивающий, плотная штриховка глаз
Рисунок занимает весь лист. Избыток органов чувств. Зачернен открытый округлый рот ( у детей, подростков). Окружающие боятся животное. В рассказе — описание способов защиты, указание гигантского размера. Желание стать таким, как все. Опасения общего характера  

Сексуальная сфера

Повышенная значимость   Дом — треугольная форма окон, акцентированная прорисовка стекол, множество труб, нарисована спальня. Отверстие в трубе — нарушение в сексуальной сфере. Фиксирована дверная ручка. Человек — подчеркнуты признаки пола, резко подчеркнуто обрамление генитальной области (пояс), экстравагантная одежда, подчеркнут рот, изображение обнаженной или полуобнаженной фигуры, соски Половые органы, женская грудь, вымя(вне зависимости от того, какое дано название). Задранный хвост, рога, грива, шерсть, подобие прически (ориентировка на свою сексуальную роль). Тема размножения  
Уход от тематики   Дом — отсутствие трубы (трудности в столкновении с мужским полом). Человек — только голова или верхняя половина тела Бесполые формы размножения — внутренний конфликт, напряжение  
Несформированность половой идентификации   Человек — отсутствуют признаки, определяющие пол персонажа, смешение признаков разного пола в одной фигуре    

Самооценка, самоосознание, притязания

Высокий уровень притязаний   Человек — король, принц, граф    
Неудовлетворенность своей внешностью   Человек — подчеркнуты уши, особо полная фигура, подчеркнуты грудь и бедра в рисунке девочек — неуверенность в своей привлекательности    
Неудовлетворенность своим материальным положением   Человек — богатый, бедный    
Низкая самооценка Уменьшенный размер. Негативные самооценочные высказывания      
Ориентация на прошлое Рисунок выходит за левый край листа Дерево — преобладание корней    
Ощущение зависимости, несвободы   Дом — решетки на окнах, утрированные рамы, забор    
Потребность в опоре   Дерево — мощные корни, преобладание корней.
Человек — увеличены ступни
   
Потребность в защите   Дом — подчеркнуты стены.
Дерево — подробное изображение коры, заштрихован ствол, в дупле птица. Земля опускается от центра рисунка в стороны вниз.
Наличие панциря  
Сниженная самооценка   Дом — мельче других рисунков. Человек — шут, клоун    

Показатели социализированности

Асоциальность (плохое владение социальными нормами) Невладение общепринятыми стандартами изображения Человек — неприятный, отталкивающий, отрицательный сказочный персонаж, нарочито уродлив, грубо искажена фигура, половой член (старше 4 лет) Ломает деревья, топчет дома. Ест людей, дома и т.д. Антисоциальная тематика в рассказе (воровство, алкоголь)  
Антисоциальность (нарочно нарушает правила)   Человек — неприятный, отталкивающий, нарочитое искажение формы, изображение пьяницы, наркомана, преступника, милиционера, полицейского, отрицательный сказочный персонаж, половой член (старше 4 лет), сигарета, рюмка Ломает деревья, топчет дома. Ест людей, дома и т.д. Антисоциальная тематика в рассказе (воровство, алкоголь)  
Конфликтность   Человек — стоит спиной, зачернены кисти    
Нарушение общения   Дом — дверь выше основания, нет ступенек (трудности установления контактов). Боковая дверь — избирательность контактов. Лишнее дублирование деталей.
Человек — отсутствие пальцев, сильно укорочены кисти
Удаленное и безлюдное место для жизни. Отсутствие друзей. Окружающие боятся животное (при опасении общения). Ест камни, деревья и др. несъедобные вещи. Желание стать таким, как все. Рассуждения на морально-этические темы — низкая социализированность  
Негативизм Отказ от выполнения задания. Поворачивание листа во время работы. Перерисовка без предыдущего стирания Дом — отсутствие или очень маленькие окна.
Человек — нарочито уродлив, груб искажена фигура, отсутствие черт лица, отсутствие глаз, рта, мрачный, изображение со спины, в профиль, карикатурный, отрицательный сказочный персонаж, сигарета, рюмка
Ломает деревья, топчет дома. Ест людей, дома и т.д. Фигура круга (негативизм к ситуации тестирования)  
Неудовлетворенная потребность в общении   Дом — очень большие двери. Человек — раскинуты руки, большие кисти (у маленьких детей) Человекообразное. Дружит со всеми (без конкретизации)  
Низкая социализированность   Дом — очень маленькие двери. Дерево — корни тонкие, слабый контакт с землей Ест камни, деревья и т.д.  
Отказ от общения, уход от общения, отстраненность   Рисунок изображен вдали.
Дом — боковые двери, отсутствуют или очень маленькие окна, осутствие дверей.
Человек — руки спрятаны в карманы, за спину или скрещены на груди
   
Поверхностность суждений     Слабые ноги, отсутствие ног  
Слабая бытовая ориентация   Дерево — висит в воздухе без корней. Человек — отсутствуют ступни ног Отсутствие, слабость ног  
Формальность контактов   Дом — пустые окна    
Чувство одиночества   Рисунок в перспективе, вдали Не имеет друзей  

Отклонение от нормы

Невротическое состояние     Грубое искажение формы глаз. Изображение кровеносных сосудов. Живет в болоте, в грязи. ест червяков, грязь, слизь. Желание стать таким, как все. Логические нарушения в описании. Эмоционально неприятные темы в рассказе. Высасывание крови. Избегание укусов, ран  
Органическое поражение головного мозга Трудности в организации деталей. Рисование часть за частью. Стирание с ухудшением при перерисовке. Очень толстый контур Человек — нарочито уродлив, грубо искажена фигура, прозрачность фигуры.
Дом — схема, план, тщательно прорисован фундамент, прозрачность стен, стены не соединены. Дерево — прозрачная земля, видны корни. Ствол одномерный с одномерными ветвями, не образующими систему
   
Психическое заболевание   Дом — прозрачность стен, окна не согласуются с положением стен. Дерево — изображено как два одномерных (патологическая расколотость аффекта и интеллекта).
Человек — неприятный, отталкивающий, нарочито уродлив, грубо искажена фигура, странный, голова отсутствует, отсутствие глаз, внутренние органы, прозрачность фигуры
Искажение формы головы, отсутствие головы, отсутствие глаз, изображение мозга, части лица вне контура животного. Незавершенный контур, очень различный характер линий. Логические нарушения в описании. Тема низменности животного, нарушение умственной деятельности, странного отношения окружающих. Застревание на теме убийства  
Умственная отсталость   Дом — прозрачность. Человек — прозрачность Изображено реальное животное (старше 7 лет), испытуемый не в состоянии выполнить задание  

 

Публикация статьи произведена при поддержке ортодонтической студии Леонида Горбунова. Ортодонтическая студия Леонида Горбунова предоставляет услуги установки брекет-систем Damon в Санкт-Петербурге. Брекеты Damon – это современные и высокоэффективные ортодонтические устройства нового поколения, которые в самые быстрые сроки осуществят коррекцию положения зубов при минимальном дискомфорте для пациента. Подробнее ознакомиться со списком предлагаемых услуг и прочесть отзывы о работе ортодонтической студии Леонида Горбунова можно на сайте http://prikusa.net/