ДВЕ МЕТОДИКИ: ПОПЫТКА СРАВНЕНИЯ
Наверное, нет психолога, который
не использует при диагностике рисуночные тесты,
особенно если специалист работает с детьми.
Действительно, это прекрасная возможность
быстро получить большой объем информации о
внутреннем мире клиента. Вместе с тем дети охотно
выполняют задания, так как рисование — это
привычный и понятный вид деятельности.
Наиболее часто используются методики «Рисунок
человека», «Дом, дерево, человек», «Рисунок
неизвестного животного», «Рисунок семьи» и т.д.
Когда обучают студентов, подробно рассматривают
детали рисунка, параметры оценки, делается
анализ работ. На практике специалист, обладающий
опытом, чаще всего сначала выдвигает гипотезы, а
потом проверяет их.
Как-то мы с коллегами обсуждали, какой из
рисуночных тестов дает больше информации о
внутреннем мире клиента, его эмоциональном
состоянии. Надо ли предлагать одновременно
«Дом–дерево–человек» и «Рисунок неизвестного
животного», или достаточно выполнить одну
работу? Взаимодополняющие это методики или нет?
Я сделала попытку сравнить эти методики. Разные
авторы с разной степенью детализации выделяют
параметры для анализа. Составляя таблицу, я
выписала в нее далеко не все, но если признак
встречался в нескольких источниках, то вносила
его. Буду рада, если найдутся желающие продолжить
эту работу.
В списке литературы нет ссылки на известную
монографию Е.С. Романовой, О.Ф. Потемкиной
«Графические методы в психологической
диагностике», так как там представлена только
методика «Дом–дерево–человек», но нет
«Неизвестного животного».
Кстати, материалов, описывающих последнюю
методику, оказалось до обидного мало.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МЕТОДИКАХ
«ДОМ–ДЕРЕВО–ЧЕЛОВЕК»
Дом — трактуется как мнение субъекта
о семье или его интерпретация отношения семьи к
нему, внимательно рассматриваются фигура матери,
автопортрет.
Существенные детали рисунка: не меньше одной
двери, если не изображен только один бок дома,
одно окно, одна стена, крыша, труба или другие
построения для выхода дыма, если это не
многоэтажный дом или дом в тропиках. Отсутствие
трубы может оправдать также рисунок
полуразрушенного дома.
Если дом изображен крупнее других рисунков, то
предполагается замкнутость в семье. Дом мельче
других рисунков — ослабление семейных связей,
отсутствие «чувства дома».
Признаки тревоги в изображении дома отражают
проблемы в семейной сфере.
Если в рассказе подростка упоминается, что в доме
живут дети без родителей, можно предположить
стремление избавиться от родительской опеки.
При анализе рисунка:
• стена и крыша вместе отражают границу ЭГО;
стиль изображения показывает силу ЭГО;
• комната — рассматриваются ассоциации:
а) с человеком, проживающим в комнате,
б) интерперсональные отношения в комнате,
в) предназначение этой комнаты (реальное или
предписываемое);
• окна — способы контактировать;
• крыша — сфера фантазий, отрыв от
реальности;
• труба — рассматривается как фаллический
символ и признак теплоты в интимных отношениях.
Дерево — базовый автопортрет,
неосознанная картина развития субъекта,
включающая его обычную чувствительность к
воздействиям и способы реагирования на них,
отцовская фигура.
Существенные детали изображения — ствол и хотя
бы одна ветка.
При анализе рисунка:
• корни интерпретируют как показатель
отношения к прошлому, к своей семье (дерево висит
в воздухе без корней — ослаблена привязанность к
дому);
• ствол — понимание субъектом своих
возможностей, сил, символизирует туловище,
отражает отношение к настоящему;
• крона ассоциируется с будущим, а также с
головой, имеющимися в ней мыслями, мечтами;
• ветви — степень гибкости, число, величина и
степень их сплетения отражают взгляд субъекта на
приспособление, доступность и способность к
получению удовлетворения от среды;
• структура веток — сфера контактов, степень
удовлетворенностью действительностью.
Ветер — символизирует переживание
субъекта, которое плохо поддается контролю.
Солнце — источник тепла, символ авторитарной
фигуры.
Человек — точка зрения субъекта на
собственную персону. Идеальный образ субъекта.
Концепция сексуальной роли субъекта. Подход
субъекта к межперсональным отношениям в целом
или специфическим взаимодействиям. Определенные
фобии, обессивные убеждения. Лицо, особо
неприятное субъекту из его окружения. Лицо, особо
приятное из окружения. Лицо, по отношению к
которому субъект амбивалентен.
Рисунок человека позволяет оценить уровень
развития интеллекта, но в данной работе эта часть
анализа не рассматривалась. (Это можно
посмотреть в книгах Ф. Гудинаф, Д. Харрис или в
компьютерном варианте у А.Л. Венгера.)
Существенные детали в изображении человека:
голова, туловище, две руки, две ноги (если это не
изображение в профиль). Два глаза, два уха, нос,
рот. Деформация какой-либо части отражает
подобные или похожие истинные деформации у
субъекта или плохие приспособительные реакции
на них.
При анализе рисунка:
• голова — сфера интеллекта, контроля,
воображения;
• черты лица — сенсорный контакт с
действительностью, рецепторы внешних стимулов;
• туловище — местонахождение базовых
потребностей и влечений;
• руки — базовое стремление к борьбе, орудия
управления и изменения среды, орудие более
совершенного и чуткого приспособления к
окружению, главным образом к межперсональным
отношениям;
• ступни — признак подвижности в
межперсональных отношениях.
«НЕИЗВЕСТНОЕ ЖИВОТНОЕ»
Работа отражает отношение к своему «Я»,
представление о своем положении в мире, как бы
идентификация себя по значению с животным.
Рисуемое животное — представитель самого
рисующего.
Способ построения образа характеризует тип
воображения и мышления.
Низкий уровень — реальное животное (до 6 лет
— не отклонение от нормы). Это же может быть
показателем отклонения интеллектуального или
эмоционального развития, может говорить о
тревоге.
Если изображено существовавшее когда-то
животное, литературный или кинообраз, то это
говорит о бедном воображении или низком
культурном уровне.
Рисунок, сконструированный из деталей реальных
животных, отражает рационалистический,
нетворческий подход к задаче (достаточно типично
до 8 лет). Чем выше число прототипов, тем выше
оценка.
Целостный образ по стандартной схеме (голова
с глазами, ртом, туловище, конечности)
характеризует художественно-эмоциональный
подход к задаче. Чем меньше животное похоже на
реальное, тем выше уровень воображения
тестируемого.
А.Л. Венгер предлагает строить анализ работы по
следующей схеме:
— общее впечатление;
— изображение органов чувств, конечностей,
сексуальной символики (что отражает
демонстративность, тревожность, страхи,
фантазирование);
— как отражены средства защиты и нападения;
— описание образа жизни.
М.Р. Битянова при анализе выделяет показатели,
отражающие:
— состояние тревожности;
— психологическую защиту;
— астенизированность, низкую энергетику,
депрессивность;
— агрессивность;
— низкую самооценку.
Ирина ЛЕЙБМАН,
кандидат психологических наук,
психолог школы «Логос»
ЛИТЕРАТУРА
Беседин А.Н., Липатов И.И., Тимченко А.В., Шапарь
В.Б. Книга практического психолога, ч. 2. —
Харьков: Неофит, Фортуна-пресс, 1996.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе:
диагностика, коррекция, педагогическая
поддержка. — М., 1997.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование
и диагностика, ч. 1. — М.: Генезис, 2004.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты.
— М.: Владос, 2003.
Романова Е.В., Сытько Т.И. Проективные
графические методики. — СПб.
СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК
Авторы:
Дж. Бук (1948) — «Дом–дерево–человек», Ж. Шлибе (1934)
— «Дерево»;
М.З. Дукаревич — «Неизвестное животное»,
модификации — А.Л. Венгер.
Критерий |
Общие
характеристики |
ДДЧ |
Неизвестное
животное |
Примечания |
Регуляция
психомоторного тонуса,
психофизиологические характеристики,
астения, депрессивность |
Повышенный тонус,
эмоциональная напряженность |
Усиленный нажим
карандаша |
|
|
|
Астеническое состояние |
Ослабленный нажим, линии
не доводятся до конца, бедность деталей |
Дерево — ветви
опущены вниз. Человек — грустный,
отсутствие глаз, преувеличена длина ног |
Много спит, лежит. Очень
лаконичное описание |
|
Эмоциональная
лабильность |
Варьирующийся нажим |
|
|
|
Импульсивность |
Увеличен размер рисунка |
Человек — бедность
деталей, отсутствие черт лица у человека,
агрессивное изображение, нарочито уродлив, грубо
искажена фигура |
|
|
Активность |
|
Дерево — ветви
направлены вверх |
Голова вправо |
|
Гиперактивность |
Усиленный нажим
карандаша |
Человек — голова
отсутствует, отсутствие глаз |
|
|
Депрессия, снижение
настроения |
Слабый нажим,
уменьшенный размер рисунка, размещение в углу,
внизу листа |
Дом — живут старые
люди.
Дерево – засохшее, сломанное, срубленное,
без листьев, ветви опущены вниз, обрублены или
обломаны.
Человек — неприятный, отталкивающий,
грустный, мрачный, фигура старика, бедняка,
нищего, отсутствие черт лица, особенно глаз, рта
Заходящее солнце |
Опущенный хвост.
Животное живет в пещере. Грустный тон, настроение
рисунка и рассказа |
|
Ипохондрия |
|
Человек –
внутренние органы |
|
|
Ригидность |
Рисунок точно в центре
листа. Усиленный нажим карандаша. Большое
количество однообразных деталей, аккуратность
рисунка, может быть подчеркнутый контур |
Дом — кирпичи,
бревна, колонны тщательно прорисованы,
повторяются.
Дерево — предъявлено как карандаш или кусок
мела, прорисованы отдельные листья. Человек
— избыток пуговиц у человека, избыток
однообразных деталей |
Однотипность,
однонаправленность ног |
|
Энергия |
|
|
Функциональные крылья,
дополнительные щупальца. Большое количество
деталей |
|
Личностные
характеристики |
Интровертность |
|
Дом — замки на
окнах.
Дерево — узкая крона, ветви обращены внутрь.
Человек — угловатость фигуры человека, руки
прижаты к телу, кисти резко уменьшены, изображены
робот, инопланетянин |
Изображение угловатое,
машинообразное, замкнутое |
|
Аутизация |
|
Дом — нет окон или
они очень маленькие, отсутствие двери. Человек
— бедность деталей, отсутствие черт лица,
отсутствие глаз, отсутствие пальцев, сильно
укорочены кисти |
Угловатое,
машинообразное. Фигура круга |
|
Демонстративность |
|
Дом — дворец, вилла,
церковь, прозрачный дом. Дерево —
экзотической породы. Человек — подробно
прорисованы одежда, украшения, прическа, ресницы.
Может быть изображен шут, клоун (для негативного
самопредъявления), карикатурный образ (для
негативного самопредъявления). Рисунок
сопровождается автобиографическими
комментариями |
Сверхоригинальность,
вычурность, украшательство (например, большие
ресницы), перья. Подробное описание с
идеализацией, указание в рассказе красоты,
исключительности. Сложное книжное название,
иногда с латинскими суффиксами |
|
Инфантильность |
|
Человек — с
игрушками на рисунке подростка |
Уподоблено человеку
(положение, одежда, лицо и т.д.) |
|
Интеллектуальность |
|
Рисунок на правой
половине листа |
|
|
Перфекционизм |
Уточнение инструкций.
Много мелких деталей. Низкий темп работы, много
стираний. Сочетание признаков тревожности и
ригидности |
|
|
|
Рациональность |
|
|
Основательность опоры
по отношению ко всей фигуре (ноги, лапы,
постамент). В названии рациональное соединение
смысловых составляющих |
|
Сензитивный тип |
|
Человек —
преувеличена длина ног |
|
|
Шизоидность |
|
Дерево — кора
изображена обособленными извилистыми линиями.
Человек — робот, инопланетянин, странный,
вытянутая фигура, прижаты руки, кисти уменьшены |
Угловатое,
машинообразное, механистическое.
Сверхоригинальность, вычурность |
|
Эгоцентризм |
|
Человек —
идентификация с собой |
Голова анфас |
|
Экстравертность |
|
Дом — большие и
(или) открытые окна, двери, дорожки, подходы к
двери. Дерево — ветви расходятся в стороны,
ветви четко обращены вправо. Человек — руки
и ноги широко расставлены в стороны |
Соответствует схеме
человека. Открытое. Руки, лапы расставлены |
|
Эпилептоидность |
|
Человек — мрачный |
|
|
Характеристика
эмоционально-волевой сферы |
Агрессивность |
Усиленный нажим.
Поворачивание листа во время работы |
Дом — разные
пристройки (агрессия направлена против
фактического хозяина дома).
Дерево — ветви оканчиваются остриями, корни
похожи на когти, не проникают в землю, необычно
большой ствол.
Человек — агрессивное изображение,
увеличены ладони, кулаки, ногти, уменьшен размер
головы в сочетании с подчеркнутыми мужскими
признаками, изображено оружие, палка, нож, топор,
пила, поднятые руки с большими ладонями.
Изображение зубов — вербальная агрессия |
Наличие острых выступов
на различных частях. Орудия нападения, оружие,
острые выросты. Средства активной обороны —
защитная агрессия. Зубы — вербальная агрессия.
Ломает деревья, топчет дома и т.п. Ест людей, дома
и т.д. Подробное описание поедания жертв |
|
Боязнь агрессии |
|
Дом — решетки на
окнах, утрированные рамы, забор.
Дерево — подробное изображение коры,
заштрихован ствол |
Защитные аксессуары. В
рассказе — описание способов защиты, указание
гигантского размера. Труднодоступность жилища.
Очень много или совсем нет врагов |
|
Внутренний конфликт |
|
|
Несколько голов, которые
ссорятся |
|
Высокий самоконтроль |
|
Рисунок на правой
половине листа |
Строгая симметрия,
четкий контур |
|
Защитное или
компенсаторное фантазирование |
Рисунок в верхней части
листа |
Дом — окна только
на втором этаже, очень большая крыша, жирный
контур крыши, не свойственный всему рисунку,
акцентированно вертикальное измерение у стен. Дерево
— большая, не проработанная крона, ветер дует от
земли |
Крылья. Подробное
описание с идеализацией. Указание в рассказе
красоты, исключительности |
|
Настороженность,
мнительность |
|
Дом — двери с
большим замком, большими шарнирами,
водопроводные трубы.
Человек — подчеркнуты уши |
Открытый рот без
прорисовки губ и языка |
|
Незащищенность |
Рисунок точно в центре
листа. Все рисунки выполнены анфас |
Дом — наличие не
необходимых деталей.
Дерево — корни ярко выражены, уходят в землю |
|
|
Перенесенная травма |
|
Дерево — дупло,
повреждение дерева, толщина ствола показывает,
что дерево было значительно выше. |
|
|
Подозрительность |
|
Человек —
подчеркнуты уши |
Щиты, заслоны, удвоенные
линии |
|
Склонность к рефлексии |
|
|
Голова повернута влево |
|
Скрытность |
|
Дом — повернут
боком к зрителю, двери с замком, большими
шарнирами.
Дерево — ветви закрыты линией кроны.
Человек — в профиль, одна рука, одна нога |
Фигура круга |
|
Стресс |
В остром состоянии —
повышение признаков тревожности |
Человек — нарочито
уродлив, грубо искажена фигура |
|
|
Страхи |
Штриховая линия, как из
кусочков, — склонность к опасениям, страхам |
Дом — отсутствие
трубы (страхи связаны с половой сферой).
Дерево — ветви похожи на шипы (страх
кастрации). Человек — плотная штриховка
глаз, зачерненные зрачки, темные очки, большие
пустые глаза |
Голова повернута влево
(вероятный признак). Большие глаза с зачернением.
В рассказе — длинный перечень страхов или
страхи, нетипичные для животных |
|
Тревога, тревожность |
Штриховая линия, как из
кусочков, множественность линий. Много стираний.
Негативные самооценочные высказывания.
Штриховка рисунка. Увеличенный размер рисунка |
Рисунок размещен в левом
верхнем углу. Жирный контур земли, облака.
Дополнение общего плана.
Дом — подчеркнуты стены.
Дерево — тень. Человек — неприятный,
отталкивающий, плотная штриховка глаз |
Рисунок занимает весь
лист. Избыток органов чувств. Зачернен открытый
округлый рот ( у детей, подростков). Окружающие
боятся животное. В рассказе — описание способов
защиты, указание гигантского размера. Желание
стать таким, как все. Опасения общего характера |
|
Сексуальная
сфера |
Повышенная значимость |
|
Дом — треугольная
форма окон, акцентированная прорисовка стекол,
множество труб, нарисована спальня. Отверстие в
трубе — нарушение в сексуальной сфере.
Фиксирована дверная ручка. Человек —
подчеркнуты признаки пола, резко подчеркнуто
обрамление генитальной области (пояс),
экстравагантная одежда, подчеркнут рот,
изображение обнаженной или полуобнаженной
фигуры, соски |
Половые органы, женская
грудь, вымя(вне зависимости от того, какое дано
название). Задранный хвост, рога, грива, шерсть,
подобие прически (ориентировка на свою
сексуальную роль). Тема размножения |
|
Уход от тематики |
|
Дом — отсутствие
трубы (трудности в столкновении с мужским полом). Человек
— только голова или верхняя половина тела |
Бесполые формы
размножения — внутренний конфликт, напряжение |
|
Несформированность
половой идентификации |
|
Человек —
отсутствуют признаки, определяющие пол
персонажа, смешение признаков разного пола в
одной фигуре |
|
|
Самооценка,
самоосознание, притязания |
Высокий уровень
притязаний |
|
Человек — король,
принц, граф |
|
|
Неудовлетворенность
своей внешностью |
|
Человек —
подчеркнуты уши, особо полная фигура,
подчеркнуты грудь и бедра в рисунке девочек —
неуверенность в своей привлекательности |
|
|
Неудовлетворенность
своим материальным положением |
|
Человек — богатый,
бедный |
|
|
Низкая самооценка |
Уменьшенный размер.
Негативные самооценочные высказывания |
|
|
|
Ориентация на прошлое |
Рисунок выходит за левый
край листа |
Дерево —
преобладание корней |
|
|
Ощущение зависимости,
несвободы |
|
Дом — решетки на
окнах, утрированные рамы, забор |
|
|
Потребность в опоре |
|
Дерево — мощные
корни, преобладание корней.
Человек — увеличены ступни |
|
|
Потребность в защите |
|
Дом — подчеркнуты
стены.
Дерево — подробное изображение коры,
заштрихован ствол, в дупле птица. Земля
опускается от центра рисунка в стороны вниз. |
Наличие панциря |
|
Сниженная самооценка |
|
Дом — мельче других
рисунков. Человек — шут, клоун |
|
|
Показатели
социализированности |
Асоциальность (плохое
владение социальными нормами) |
Невладение
общепринятыми стандартами изображения |
Человек —
неприятный, отталкивающий, отрицательный
сказочный персонаж, нарочито уродлив, грубо
искажена фигура, половой член (старше 4 лет) |
Ломает деревья, топчет
дома. Ест людей, дома и т.д. Антисоциальная
тематика в рассказе (воровство, алкоголь) |
|
Антисоциальность
(нарочно нарушает правила) |
|
Человек —
неприятный, отталкивающий, нарочитое искажение
формы, изображение пьяницы, наркомана,
преступника, милиционера, полицейского,
отрицательный сказочный персонаж, половой член
(старше 4 лет), сигарета, рюмка |
Ломает деревья, топчет
дома. Ест людей, дома и т.д. Антисоциальная
тематика в рассказе (воровство, алкоголь) |
|
Конфликтность |
|
Человек — стоит
спиной, зачернены кисти |
|
|
Нарушение общения |
|
Дом — дверь выше
основания, нет ступенек (трудности установления
контактов). Боковая дверь — избирательность
контактов. Лишнее дублирование деталей.
Человек — отсутствие пальцев, сильно
укорочены кисти |
Удаленное и безлюдное
место для жизни. Отсутствие друзей. Окружающие
боятся животное (при опасении общения). Ест камни,
деревья и др. несъедобные вещи. Желание стать
таким, как все. Рассуждения на морально-этические
темы — низкая социализированность |
|
Негативизм |
Отказ от выполнения
задания. Поворачивание листа во время работы.
Перерисовка без предыдущего стирания |
Дом — отсутствие
или очень маленькие окна.
Человек — нарочито уродлив, груб искажена
фигура, отсутствие черт лица, отсутствие глаз,
рта, мрачный, изображение со спины, в профиль,
карикатурный, отрицательный сказочный персонаж,
сигарета, рюмка |
Ломает деревья, топчет
дома. Ест людей, дома и т.д. Фигура круга
(негативизм к ситуации тестирования) |
|
Неудовлетворенная
потребность в общении |
|
Дом — очень большие
двери. Человек — раскинуты руки, большие
кисти (у маленьких детей) |
Человекообразное.
Дружит со всеми (без конкретизации) |
|
Низкая
социализированность |
|
Дом — очень
маленькие двери. Дерево — корни тонкие,
слабый контакт с землей |
Ест камни, деревья и т.д. |
|
Отказ от общения, уход от
общения, отстраненность |
|
Рисунок изображен вдали.
Дом — боковые двери, отсутствуют или очень
маленькие окна, осутствие дверей.
Человек — руки спрятаны в карманы, за спину
или скрещены на груди |
|
|
Поверхностность
суждений |
|
|
Слабые ноги, отсутствие
ног |
|
Слабая бытовая
ориентация |
|
Дерево — висит в
воздухе без корней. Человек — отсутствуют
ступни ног |
Отсутствие, слабость ног |
|
Формальность контактов |
|
Дом — пустые окна |
|
|
Чувство одиночества |
|
Рисунок в перспективе,
вдали |
Не имеет друзей |
|
Отклонение
от нормы |
Невротическое состояние |
|
|
Грубое искажение формы
глаз. Изображение кровеносных сосудов. Живет в
болоте, в грязи. ест червяков, грязь, слизь.
Желание стать таким, как все. Логические
нарушения в описании. Эмоционально неприятные
темы в рассказе. Высасывание крови. Избегание
укусов, ран |
|
Органическое поражение
головного мозга |
Трудности в организации
деталей. Рисование часть за частью. Стирание с
ухудшением при перерисовке. Очень толстый контур |
Человек — нарочито
уродлив, грубо искажена фигура, прозрачность
фигуры.
Дом — схема, план, тщательно прорисован
фундамент, прозрачность стен, стены не соединены.
Дерево — прозрачная земля, видны корни.
Ствол одномерный с одномерными ветвями, не
образующими систему |
|
|
Психическое заболевание |
|
Дом — прозрачность
стен, окна не согласуются с положением стен. Дерево
— изображено как два одномерных (патологическая
расколотость аффекта и интеллекта).
Человек — неприятный, отталкивающий,
нарочито уродлив, грубо искажена фигура,
странный, голова отсутствует, отсутствие глаз,
внутренние органы, прозрачность фигуры |
Искажение формы головы,
отсутствие головы, отсутствие глаз, изображение
мозга, части лица вне контура животного.
Незавершенный контур, очень различный характер
линий. Логические нарушения в описании. Тема
низменности животного, нарушение умственной
деятельности, странного отношения окружающих.
Застревание на теме убийства |
|
Умственная отсталость |
|
Дом — прозрачность.
Человек — прозрачность |
Изображено реальное
животное (старше 7 лет), испытуемый не в состоянии
выполнить задание |
|
Публикация статьи произведена при поддержке ортодонтической студии Леонида Горбунова. Ортодонтическая студия Леонида Горбунова предоставляет услуги установки брекет-систем Damon в Санкт-Петербурге. Брекеты Damon – это современные и высокоэффективные ортодонтические устройства нового поколения, которые в самые быстрые сроки осуществят коррекцию положения зубов при минимальном дискомфорте для пациента. Подробнее ознакомиться со списком предлагаемых услуг и прочесть отзывы о работе ортодонтической студии Леонида Горбунова можно на сайте http://prikusa.net/
|