Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2004

Содержание газеты
«ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ»
за 2004 г.

 

РЕПОРТАЖ

Решетникова О. Безопасна ли психологическая культура? № 1
Решетникова О. Пожелаем ей удачи! № 5
Решетникова О. Победа над собой № 7
Решетникова О. Спасительный юмор № 13
Решетникова О. «Звездная» проблема № 15
Решетникова О. Наш день № 19
Решетникова О. Проверка на гуманизм № 23
Решетникова О. Где бы взять культуру? № 33
Залите-Кушке Р. Предчувствие высокого полета № 38
Решетникова О. Курс подготовки нарушителей границ № 43
Аромштам М. Что год грядущий нам готовит? № 44
Решетникова О. «Кто же будет работать бесплатно?!» № 44

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Степанов С. С новым счастьем! № 1
Степанов С. Кризис помолодел № 5
Степанов С. Формула удачи № 6
Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий № 8
Степанов С. Семейный рейтинг ума: поровну или по-братски? № 11
Вачков И. Шахматы и лотерея № 12
Степанов С. Загадка русского счастья № 17
Степанов С. Разум чувств № 19
Степанов С. Ну и шутки у вас, джентльмены! № 20
Степанов С. Муки выбора № 23
Степанов С. Научно доказано: ученье — свет! № 24
Степанов С. Пища для ума. Съел — и порядок? № 30
Степанов С. Магия имени № 33
Степанов С. Светлые головы № 34
Бережковская Е. Возрастное и индивидуальное в психическом развитии № 36
Вачков И. Мир, в котором мы живем № 38
Асмолов А. Неклассическая психология и образование № 39
Вачков И. Это что за субъект? № 40
Вачков И. Жизнь событиями полна № 42
Аромштам М. Неразумные странные мысли № 43
Никольская О., Баенская Е., Либлинг М. Об аутизме № 43
Зинченко В. Доверию все возрасты покорны № 45, 46
Лэнгле А. Могу ли я положиться на свое чувство? № 47

МЭТРЫ

Степанов С. Заблудившийся революционер. А.Б. Залкинд (1888—1936) № 1
Степанов С. Гарри Стак Салливан (1892–1949) № 8
Степанов С. Раймонд Бернард Кэттелл (1905–1998) № 9
Степанов С. Дэвид Макклелланд (1917–1998) № 12
Степанов С. Флоренс Гудинаф (1886–1959) № 15
Степанов С. Леон Фестингер (1919–1989) № 18
Степанов С. Кларк Леонард Халл (1884–1952) № 21
Степанов С. Льюис Медисон Термен (1877–1956) № 27–28

ТЕЗАУРУС

Степанов С. Просветление взора (катарсис) № 3
Степанов С. Коллективный разум идет на штурм (мозговой штурм) № 4
Степанов С. Кто на свете всех милее (аттракция) № 7
Степанов С. Легко ли быть безупречным? (перфекционизм) № 10
Степанов С. Непосильная ноша зрелости (синдром Питера Пэна) № 13
Степанов С. Каждому — по заслугам? (вера в справедливый мир) № 25–26
Степанов С. В поисках душевного равновесия (субъективное благополучие) № 31
Степанов С. Магия уподобления (идентификация) № 37

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Степанов С. Продуктивный ум: загадки и причуды № 4
Степанов С. Беспокойство — его причины и следствия № 8
Степанов С. На всякое хотение есть... теория № 12
Степанов С. Принятие отверженных № 16

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Вачков И. Курс лекций «Методы психологического тренинга в школе»

Лекция 1. Психологический тренинг и его мифология № 33
Лекция 2. Тренинг в системе методов практической психологии № 35
Лекция 3. Сущность тренинговых методов. Контрольная работа № 1, № 37
Лекция 4. Тренинговые методы работы с прошлыми событиями № 39
Лекция 5. Тренинговые методы работы со «случающимися» событиями. Контрольная работа № 2, № 41
Лекция 6. Тренинговые методы работы с конструируемыми событиями № 43
Лекция 7. Организационные аспекты реализации тренинговых методов № 45
Лекция 8. Примеры тренинговых методов и упражнений № 47

Битянова М. Курс лекций «Система развивающей работы школьного психолога»

Лекция 1. Категории «развитие» и «возраст» в современной психологии и их прикладное значение для деятельности школьного психолога № 34
Лекция 2. Принципы построения системы развивающей работы школьного психолога
№ 36
Лекция 3. Игра и ее развивающие возможности. Контрольная работа № 1, № 38
Лекция 4. Большая психологическая игра в работе школьного психолога № 40
Лекция 5. Большая психологическая игра в работе школьного психолога (окончание). Контрольная работа № 2, № 42
Лекция 6. Психологические уроки как форма развивающей работы № 44
Лекция 7. Психологический тренинг как форма развивающей работы № 46
Лекция 8. Конструирование развивающих психологических ситуаций в школьной образовательной среде. Итоговое задание № 48

ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ

Решетникова О. Не бойтесь обращаться в суд! № 6
Решетникова О. Важна определенность № 18

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Андреева Н.Н., Битянова М. Переписка по поводу рубрики «Игротека» № 1
М. Ю., Битянова М. Три парадокса № 9
Масалова Л. Помочь детям раскрыться № 23

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Решетникова О. Было бы желание (Беседа с В.С. Юркевич) № 4
Решетникова О. Между прошлым и будущим (интервью с Д. Леонтьевым) № 8
Решетникова О. Опыт Москвы глазами руководителя (беседа с Л.К. Селявиной) № 16
Решетникова О. Кто здесь охотник, кто — добыча? (Беседа с Г. Сартан) № 40
Кривцова С. Дилемма узника № 47

ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН

Туник Е. Опросник креативности Рензулли № 4
Диагностика уровня развития познавательных процессов и эффективности обучения № 35, 36

ИНФОРМАЦИЯ

Научно-методические журналы по психологии № 30, 31

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Дубровина И. Основание для развития № 3
Беляева О. Свобода и ответственность № 7
Калинина Р. На пути к образованному человеку № 17
Шевнина О. Что в имени тебе моем? № 19

ДОКУМЕНТЫ

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16. Приложение к письму «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном  процессе в условиях модернизации образования» № 1
Положение о Координационном совете службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации № 3
Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений № 20
Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования — на основную № 30
Информационное письмо Федерации психологов образования России № 34
Методические рекомендации по аттестации педагогов-психологов на высшую квалификационную категорию № 44

НАШИ ДЕТИ

Шевнина О. Поговорим о застенчивости № 3
Кравцова М. Дети и деньги № 5
Семаго Н., Семаго М. Флейта или хлыст? № 12
Степанов С. Мелодии души № 14
Федорова А. Линия жизни № 16
Щербакова А. Верный выбор в сложной ситуации № 16
Степанова М. Детская болезнь № 17
Аромштам М., Фурман И. Учительские дети № 17
Аромштам М. Первая учительница № 21
Леванова Е.Некомпетентное воспитание № 25–26, 27–28, 29
Бадак А. Захлопни коробочку! Анализ школьного сленга № 27–28
Телегина И. Снова вместе № 31
Телегина И. Яркие будни № 33
Телегина И. Что было, что будет № 34
Беслан ждет помощи... № 37, 39
Семенович А. Большие хитрости маленьких левшей № 38, 39
Степанова М. Легкое дыхание № 39
Степанова М. Без вины виноватые № 41
Фурман И. Мы не можем жить без изгоев? № 41
Аромштам М. Наши светлые годы № 43
Аромштам М. Все на выход! Несколько слов о школьной безопасности № 45
Бурмистрова Е., Захаров А. Звонят — откройте дверь! № 45
Кривцова С. Воспитание к самости № 47

БЕЗ ТЕСТОВ

Семаго М. Камень преткновения, или Представления о нормативности в специальной психологии
№ 6
Кунигель Т. Семейный велосипед № 27–28

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Зинкевич-Евстигнеева Т., Тихонова Е. Бесценная информация № 1
Зинкевич-Евстигнеева Т., Тихонова Е. След печали № 3
Пряжников Н. Кто? Что? Где? Карточная профконсультационная методика № 5
Зинкевич-Евстигнеева Т., Тихонова Е. В состоянии готовности № 7
Семаго Н., Семаго М. Методы, подходы, оценки № 7
Климакова Ю. Не бойся страшного № 8
Владимирова Ю. Новичок в средней школе № 9
Семаго Н., Семаго М. Направление вектора № 10
Семаго Н. Время не ждет! № 11
Морозова Г. Очная ставка с субличностью № 11, 13
Вачков И. Такие разные группы... № 11, 13, 19
Сакович Н. Сад души № 11
Лейбман И. Связанные одной целью № 13
Еделева Е. Форум-театр № 15
Писарева Е. Знакомство с самим собой № 16
Иванова В. Сердце № 17
Ярушина И. Путешествие в страну сказок и приключений № 17
Шевнина О. Сказочные одежды № 18
Лейбман И. До свиданья, школа! № 20
Шадура А. Сеть, в которой мы живем № 20
Громова Т. Незаконченный сценарий для свободного плавания № 23
Кунигель Т. Графическая беседа «Круг воли» № 26—26
Баранова В. Синтетический метод № 29, 30
Крамер Э. Обездоленный избалованный ребенок № 30
Агеева И. Рисунки и метафоры в структуре уроков психологии № 31
Микляева А., Румянцева П. Помоги Сереже. Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности № 31
Корепанова М., Харлампова Е. Чудесные запахи № 34
Как справиться с последствиями трагедии? Рекомендации для школьных психологов и учителей
№ 37
Работа психолога с родителями № 37
Бурмистрова Е., Косолапова Л. Метод быстрого снятия эмоционального или физического напряжения № 37
Кравцова Е., Тышенбаева А., Степанова В. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями
в поведении № 39, 40–42, 44–46
Хухлаев О. Супермен, Человек-паук и Злая ведьма № 39
Петухова И. Как вправить «социальный вывих»? № 43
Кривцова С. Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе № 47
Аромштам М. Дом, дерево, человек: три источника и три составные части образа мысли № 48
Лейбман И. Две методики: попытка сравнения № 48

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Калистратова И. Лоскутные истории № 2
Степанова М. Тайное становится явным № 2
Чибисова М. Цель и стратегия № 3, 5
Шадура А. Креативное консультирование, или Как создаются коррекционные программы № 4
Москвина Н., Петрынин А. «Так не хотелось расставаться...» № 7
Степанова М. Как перестать беспокоиться и начать учиться № 8
Степанова М. Во власти познания № 12
Коновалова И. Любит ли Чацкий Софью?
Громова Т. Пауза перед уроком № 15
Степанова М. Неродной, но любимый № 16
Аромштам М. Это сладкое слово «свобода» № 19
Губкина Т. По реке жизни № 25—26
Коновалова И. Языком цифр № 31
Наконечная Т. Острые углы «круглого стола» № 33
Костарева С. Лицейское радио № 33
Моржина Е. История Никиты № 43

ЛИРИКА

Грин А. Новогодний праздник отца и маленькой дочери № 1
Золя Э. Жертва рекламы № 2
Зощенко М. На живца. Нервные люди № 3
Клугер Д. Компьютер по кличке «Кровавый пес». Как слово наше отзовется № 4
Яковлев Ю. Он убил мою собаку № 5
Яковлев Ю. Рыцарь Вася № 6
Джером Дж. К. Судьба литератора, или Сказка о добром драконе № 7
Цвейг С. Первые уроки. Тревожный мрак № 8
Аверченко А. Ниночка № 9
Кучаев А. Непротивленец. Сирена № 10
Дорошевич В. Писательница № 11
Носов Н. Огородники № 12
Чехов А. Симулянты № 13
Дорошевич В. Поэтесса № 14
Не-Буква. Без смеха № 15
Роулингс М.К. Мама из Мэнвилла № 16
Драгунский В. На Садовой большое движение № 17
Тэффи Н. Изящная светопись № 18
Данилов И. Целый день среди игрушек. Звездная болезнь № 19
Паустовский К. Заячьи лапы № 20
Тэффи Н. Тонкая психология № 21
Силверберг Р. Звероловы № 23
Саймак К. Д. Штуковина № 24
Тэффи Н. Кулич № 25–26
Джером Д.К. Должны ли мы говорить то, что думаем, и думать то, что говорим? № 27–28
Чапек К. Офир № 29
О. Генри. Пока ждет автомобиль № 31
Ильф И., Петров Е. Довесок к букве «Щ» № 33
Алексин А. Актриса № 35

ГИЛЬДИЯ

Решетникова О. Культура в психологии и психология в культуре № 2
Решетникова О. Шаг в нужном направлении № 3
Степанова М. Творчество по принуждению № 5
Кравцова М. На школьных подмостках № 14
Решетникова О. «Вся жизнь — театр...» № 14
Степанова М. Плоды просвещения № 15
Щербакова А. Этапы взросления № 16
Степанова М. Большие детки — большие бедки № 20
Степанов С. Палитра слагаемых № 22
Степанов С. Вектор совместных усилий № 22
Битянова М. Пятое колесо № 22
Битянова М. Точки пересечения № 22
Юдилевич А. В одной команде № 22
Семаго Н. Первичный прием № 22
Можгинский Ю. А если это болезнь? № 22
Вачков И. Комментарий к схеме «Смежники» № 22
Степанова М. По знакомому сценарию № 22
Александровская М. Чужой среди своих № 22
Коновалова И. Идущие вместе № 22
Василюк Ф. Риск соприсутствия № 22
Семаго М. Птенцы гнезда Выготского № 23
Семаго М. И это все о нем. Психологическое консультирование в образовательном учреждении
№ 26–27
Пахомова О. Трудности перевода № 33
Семаго М. Что такое диагностическая гипотеза и как ее построить № 34
Степанова М. Иллюзия достаточности № 44

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Телегина И., Татарникова М. Манипуляция или влияние? № 40
Управленческая пятерня № 40

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Калинина Р. Детское «почему» и интеллектуальное развитие № 1, 3
Битянова М. Бесполезное баловство? № 4
Степанова М. О роли личности в истории личности № 7
Шпаргалка для взрослых (по материалам книги Е. Лютовой, Г. Мониной) № 8
Шевнина О. Когда уйдем со школьного двора... № 8
Битянова М. Волшебные кнопки № 12
Чибисова М. Готовим к ЕГЭ № 13, 15
Калугина В. Солнечный зайчик № 16
Шульга Т., Слот В., Спаниярд Х. Действия при инцидентах и кризисных ситуациях № 16
Бадак А., Кившик Е. Желание и возможности № 25—26
Степанова М. Творческая личность нашего времени № 31
Денисова В., Касаткина З. Семейный коллаж № 36
Бережковская Е., Козлина А. Психологические основы организации обучения детей на уроках в первом классе № 37, 38
Соболева А. Ковер мира. Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними № 40, 41, 42, 45, 46
Кравцова М. Защитите «отверженных» № 41
На мостике доверия № 41
Татарникова М. Один за всех, все за одного № 41
Дьячкова С. Кто такие «люди с ограниченными возможностями»? № 43

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Пилипко Н. Мифы и рифы № 5
Пилипко Н., Чибисова М. Тематические встречи № 7, 9
Кравцова Е., Кравцова М. Я бы в дворники пошел... № 12
Кравцова М. «Плохие слова» № 15
Кислицына Г., Сахабутдинова Г., Мельник Л. Крылья за спиной № 17
Ганькина М., Букатов В. Цепная реакция № 17
Климакова Ю. Игра с огнем № 19
Аромштам М. Смирять себя, или Что такое родительская педагогика № 23
Степанов С. Privacy. Как это по-русски? № 29
Дереклеева Н. Родительские собрания в начальной школе № 45, 46

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК

Богоявленская М. Дар богов, или Все дети талантливы № 42
Богоявленская М. Право на ошибку № 45
Богоявленская М. «Исчезновение» одаренности № 46

ОСНОВЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ

Забрамная С., Костенкова Ю. Неуспеваемость как она есть № 45

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Правдина В. Честная школа № 9
Родионов В. Психология — наше всё? № 20

СКРИЖАЛИ

Кравцова Е. А я говорю вам... № 36
Асмолов А. Человек культуры достоинства № 41

КОЛЛЕГИ

Битянова М. Ее величество Оценка № 8
Решетникова О. Быть или не быть? № 9
Решетникова О. Театр, увиденный во сне № 11
Решетникова О. Три кита любознательности № 12
Решетникова О. Первый в России № 17
Решетникова О. Жизнь, как поезд № 20
Решетникова О. Жизнь в удовольствие № 23
Решетникова О. Долой пыльные методики! № 24
Решетникова О. Роскошь или необходимость? № 25—26
Решетникова О. Беда не приходит одна № 27—28
Решетникова О. Мы нужны школе, а школа нужна нам № 29
Решетникова О. Третий мир № 31
Степанов С. Несчетное множество № 32
Новиков А. Что такое наука? № 32
Битянова М. Трехслойный мармелад № 32
Степанов С. Разговорный жанр № 32
Коновалов В. Одушевленное тело № 32
Вачков И. Карта и территория № 32
Брагинский В. Посоветуйтесь с врачом № 32
Девятова Т. Где человек — там психология № 32
Семаго М. Две части айсберга № 32
Братусь Б. Двойное бытие души № 32
Степанова М. Естественный эксперимент природы № 32
Решетникова О. Без чертежей № 34
Аромштам М. Наш семейный детский дом № 35
Родионов В., Ступницкая М. Проектная деятельность в школе № 46
Решетникова О. В прокрустовом ложе теории № 47

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Решетникова О. Эра качества (беседа с С.А. Беличевой) № 10
Решетникова О. Все ли спокойно в Датском королевстве? (Беседа с И.В. Дубровиной) № 35
Решетникова О. Понять — значит помочь (беседа с О.С. Сулигой) № 36
Решетникова О. Не надо «бросаться в огонь»! (Беседа с Е. Бурмистровой) № 37
Авдюнина М. Выбор «пишущей» руки — первый шаг подготовки к письму (беседа с М.М. Безруких)
№ 38

АРСЕНАЛ

Кабинет психолога. Методические рекомендации к организации № 42, 44

ПОЖЕЛТЕВШИЕ СТРАНИЦЫ

Дети и кинематограф № 35
Своеволие детей № 36
Лазурский А.Ф. Школьные характеристики № 37, 39, 40, 42
Трошин Г. Детская ненормальность за последние сто лет № 41, 44, 46

ИГРОТЕКА

Маликова Н. Принц и нищий № 1
Кононенко Г. Ключи в мой внутренний мир № 3
Вачков И. Найди необычное в обычном № 4
Вачков И. Деревья-Характеры из Волшебного леса № 5
Пряжников Н. Игра «Профконсультация» № 6, 7
Телегина И. Невербальная социометрия № 9
Плешаков В. Веретена точены, веники мочены № 10, 11
Беглова Т. Пробуждение активности № 12
Пряжников Н. Пришельцы № 13
Андрияхина Н. Цветок желаний № 17
Соловьева Н., Зубкова О., Лешукова Н. Золотые ворота № 18
Колзина А., Лешукова Н. Игра «Огонек моей души» № 19
Мухаметова Н., Вавилина И., Журавлева Л., Ткаченко Т. Перепись населения № 20
Мухаметова Н., Вавилина И., Журавлева Л., Ткаченко Т. Созвездие № 21
Зайкова Н. Педагог—воспитанник: взаимные ожидания № 23
Вачков И. Говорящие вещи № 31
Вачков И. Герои и антигерои № 33
Вачков И. Волшебный продукт № 34
Марасанов Г. Эмоциональный градусник № 35
Лангуева Е., Фомина А. Волшебные уроки № 36
Дьячкова С. «Голубоглазые и кареглазые» № 39
Марасанов Г. Моделирование «группового террора» в социально-психологическом тренинге № 40
Дьячкова С. Учимся сотрудничать № 41, 42, 44

КНИГА В ГАЗЕТЕ

Успенская С. Культура эмоций. Программа учебного курса для старшеклассников № 2
Матвеева О. Программа «Солнышко» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе № 6
Прихожан А. Тревожность. Явление, причины, диагностика № 8
Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников № 10, 18, 21
Коновалова И. Достижение успеха или избегание неудачи?
Ткаченко И. Программа и тренинг гендерного развития детей младшего школьного возраста № 14
Данилина М., Лазарева В. Программа психологического сопровождения детей 10—14 лет с интеллектуальным недоразвитием, оставшихся без попечения родителей № 16, 25—26
Башкирова Ю. Эмоциональные сферы. Психологическая методика по определению эмоционального состояния, настроения и самочувствия № 24
Макарова Л., Подвинцева Л. Ребенок — взрослый: терапия отношений. Психокоррекционная программа № 27—28
Гедзь Е., Середенко Н. Профилактика девиантного поведения подростков № 29
Савенков А. Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития № 30
Дилигенский Н. Слово сквозь безмолвие № 43
Юханссон И. Особое детство № 43