Содержание газеты
«ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ»
за 2004 г.
РЕПОРТАЖ
Решетникова О. Безопасна ли
психологическая культура? № 1
Решетникова О. Пожелаем ей удачи! № 5
Решетникова О. Победа над собой № 7
Решетникова О. Спасительный юмор № 13
Решетникова О. «Звездная» проблема № 15
Решетникова О. Наш день № 19
Решетникова О. Проверка на гуманизм № 23
Решетникова О. Где бы взять культуру? № 33
Залите-Кушке Р. Предчувствие высокого полета №
38
Решетникова О. Курс подготовки нарушителей
границ № 43
Аромштам М. Что год грядущий нам готовит? №
44
Решетникова О. «Кто же будет работать
бесплатно?!» № 44
ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ
Степанов С. С новым счастьем! № 1
Степанов С. Кризис помолодел № 5
Степанов С. Формула удачи № 6
Вачков И. Тревожность, тревога, страх:
различение понятий № 8
Степанов С. Семейный рейтинг ума: поровну или
по-братски? № 11
Вачков И. Шахматы и лотерея № 12
Степанов С. Загадка русского счастья № 17
Степанов С. Разум чувств № 19
Степанов С. Ну и шутки у вас, джентльмены! №
20
Степанов С. Муки выбора № 23
Степанов С. Научно доказано: ученье — свет! №
24
Степанов С. Пища для ума. Съел — и порядок? №
30
Степанов С. Магия имени № 33
Степанов С. Светлые головы № 34
Бережковская Е. Возрастное и индивидуальное
в психическом развитии № 36
Вачков И. Мир, в котором мы живем № 38
Асмолов А. Неклассическая психология и
образование № 39
Вачков И. Это что за субъект? № 40
Вачков И. Жизнь событиями полна № 42
Аромштам М. Неразумные странные мысли №
43
Никольская О., Баенская Е., Либлинг М. Об
аутизме № 43
Зинченко В. Доверию все возрасты покорны №
45, 46
Лэнгле А. Могу ли я положиться на свое
чувство? № 47
МЭТРЫ
Степанов С. Заблудившийся революционер. А.Б.
Залкинд (1888—1936) № 1
Степанов С. Гарри Стак Салливан (1892–1949) №
8
Степанов С. Раймонд Бернард Кэттелл (1905–1998) №
9
Степанов С. Дэвид Макклелланд (1917–1998) № 12
Степанов С. Флоренс Гудинаф (1886–1959) № 15
Степанов С. Леон Фестингер (1919–1989) № 18
Степанов С. Кларк Леонард Халл (1884–1952) №
21
Степанов С. Льюис Медисон Термен (1877–1956) №
27–28
ТЕЗАУРУС
Степанов С. Просветление взора (катарсис) №
3
Степанов С. Коллективный разум идет на штурм
(мозговой штурм) № 4
Степанов С. Кто на свете всех милее
(аттракция) № 7
Степанов С. Легко ли быть безупречным?
(перфекционизм) № 10
Степанов С. Непосильная ноша зрелости
(синдром Питера Пэна) № 13
Степанов С. Каждому — по заслугам? (вера в
справедливый мир) № 25–26
Степанов С. В поисках душевного равновесия
(субъективное благополучие) № 31
Степанов С. Магия уподобления (идентификация)
№ 37
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Степанов С. Продуктивный ум: загадки и
причуды № 4
Степанов С. Беспокойство — его причины и
следствия № 8
Степанов С. На всякое хотение есть... теория №
12
Степанов С. Принятие отверженных № 16
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Вачков И. Курс лекций «Методы
психологического тренинга в школе»
Лекция 1. Психологический тренинг и его
мифология № 33
Лекция 2. Тренинг в системе методов практической
психологии № 35
Лекция 3. Сущность тренинговых методов.
Контрольная работа № 1, № 37
Лекция 4. Тренинговые методы работы с прошлыми
событиями № 39
Лекция 5. Тренинговые методы работы со
«случающимися» событиями. Контрольная работа №
2, № 41
Лекция 6. Тренинговые методы работы с
конструируемыми событиями № 43
Лекция 7. Организационные аспекты реализации
тренинговых методов № 45
Лекция 8. Примеры тренинговых методов и
упражнений № 47
Битянова М. Курс лекций «Система
развивающей работы школьного психолога»
Лекция 1. Категории «развитие» и «возраст» в
современной психологии и их прикладное значение
для деятельности школьного психолога № 34
Лекция 2. Принципы построения системы
развивающей работы школьного психолога
№ 36
Лекция 3. Игра и ее развивающие возможности.
Контрольная работа № 1, № 38
Лекция 4. Большая психологическая игра в работе
школьного психолога № 40
Лекция 5. Большая психологическая игра в работе
школьного психолога (окончание). Контрольная
работа № 2, № 42
Лекция 6. Психологические уроки как форма
развивающей работы № 44
Лекция 7. Психологический тренинг как форма
развивающей работы № 46
Лекция 8. Конструирование развивающих
психологических ситуаций в школьной
образовательной среде. Итоговое задание № 48
ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ
Решетникова О. Не бойтесь обращаться в суд! №
6
Решетникова О. Важна определенность № 18
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Андреева Н.Н., Битянова М. Переписка по
поводу рубрики «Игротека» № 1
М. Ю., Битянова М. Три парадокса № 9
Масалова Л. Помочь детям раскрыться № 23
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Решетникова О. Было бы желание (Беседа с В.С.
Юркевич) № 4
Решетникова О. Между прошлым и будущим
(интервью с Д. Леонтьевым) № 8
Решетникова О. Опыт Москвы глазами
руководителя (беседа с Л.К. Селявиной) № 16
Решетникова О. Кто здесь охотник, кто —
добыча? (Беседа с Г. Сартан) № 40
Кривцова С. Дилемма узника № 47
ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН
Туник Е. Опросник креативности Рензулли №
4
Диагностика уровня развития познавательных
процессов и эффективности обучения № 35, 36
ИНФОРМАЦИЯ
Научно-методические журналы по психологии №
30, 31
ПСИХОЛОГ У ДОСКИ
Дубровина И. Основание для развития № 3
Беляева О. Свобода и ответственность № 7
Калинина Р. На пути к образованному человеку №
17
Шевнина О. Что в имени тебе моем? № 19
ДОКУМЕНТЫ
Письмо Министерства образования Российской
Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16. Приложение к
письму «Методические рекомендации по
психолого-педагогическому сопровождению
обучающихся в учебно-воспитательном процессе
в условиях модернизации образования» № 1
Положение о Координационном совете службы
практической психологии образования
Министерства образования Российской Федерации №
3
Положение о режиме рабочего времени и времени
отдыха работников образовательных учреждений №
20
Об обеспечении успешной адаптации ребенка при
переходе со ступени начального общего
образования — на основную № 30
Информационное письмо Федерации психологов
образования России № 34
Методические рекомендации по аттестации
педагогов-психологов на высшую квалификационную
категорию № 44
НАШИ ДЕТИ
Шевнина О. Поговорим о застенчивости №
3
Кравцова М. Дети и деньги № 5
Семаго Н., Семаго М. Флейта или хлыст? № 12
Степанов С. Мелодии души № 14
Федорова А. Линия жизни № 16
Щербакова А. Верный выбор в сложной ситуации №
16
Степанова М. Детская болезнь № 17
Аромштам М., Фурман И. Учительские дети №
17
Аромштам М. Первая учительница № 21
Леванова Е.Некомпетентное воспитание №
25–26, 27–28, 29
Бадак А. Захлопни коробочку! Анализ школьного
сленга № 27–28
Телегина И. Снова вместе № 31
Телегина И. Яркие будни № 33
Телегина И. Что было, что будет № 34
Беслан ждет помощи... № 37, 39
Семенович А. Большие хитрости маленьких
левшей № 38, 39
Степанова М. Легкое дыхание № 39
Степанова М. Без вины виноватые № 41
Фурман И. Мы не можем жить без изгоев? № 41
Аромштам М. Наши светлые годы № 43
Аромштам М. Все на выход! Несколько слов о
школьной безопасности № 45
Бурмистрова Е., Захаров А. Звонят — откройте
дверь! № 45
Кривцова С. Воспитание к самости № 47
БЕЗ ТЕСТОВ
Семаго М. Камень преткновения, или
Представления о нормативности в специальной
психологии
№ 6
Кунигель Т. Семейный велосипед № 27–28
МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
Зинкевич-Евстигнеева Т., Тихонова Е.
Бесценная информация № 1
Зинкевич-Евстигнеева Т., Тихонова Е. След
печали № 3
Пряжников Н. Кто? Что? Где? Карточная
профконсультационная методика № 5
Зинкевич-Евстигнеева Т., Тихонова Е. В
состоянии готовности № 7
Семаго Н., Семаго М. Методы, подходы, оценки №
7
Климакова Ю. Не бойся страшного № 8
Владимирова Ю. Новичок в средней школе №
9
Семаго Н., Семаго М. Направление вектора №
10
Семаго Н. Время не ждет! № 11
Морозова Г. Очная ставка с субличностью №
11, 13
Вачков И. Такие разные группы... № 11, 13, 19
Сакович Н. Сад души № 11
Лейбман И. Связанные одной целью № 13
Еделева Е. Форум-театр № 15
Писарева Е. Знакомство с самим собой № 16
Иванова В. Сердце № 17
Ярушина И. Путешествие в страну сказок и
приключений № 17
Шевнина О. Сказочные одежды № 18
Лейбман И. До свиданья, школа! № 20
Шадура А. Сеть, в которой мы живем № 20
Громова Т. Незаконченный сценарий для
свободного плавания № 23
Кунигель Т. Графическая беседа «Круг воли» №
26—26
Баранова В. Синтетический метод № 29, 30
Крамер Э. Обездоленный избалованный ребенок №
30
Агеева И. Рисунки и метафоры в структуре
уроков психологии № 31
Микляева А., Румянцева П. Помоги Сереже.
Программа групповой работы по проблеме школьной
тревожности № 31
Корепанова М., Харлампова Е. Чудесные запахи №
34
Как справиться с последствиями трагедии?
Рекомендации для школьных психологов и учителей
№ 37
Работа психолога с родителями № 37
Бурмистрова Е., Косолапова Л. Метод быстрого
снятия эмоционального или физического
напряжения № 37
Кравцова Е., Тышенбаева А., Степанова В.
Развитие воображения и коррекция детей с
трудностями
в поведении № 39, 40–42, 44–46
Хухлаев О. Супермен, Человек-паук и Злая
ведьма № 39
Петухова И. Как вправить «социальный вывих»? №
43
Кривцова С. Жизненные навыки. Уроки
психологии в начальной школе № 47
Аромштам М. Дом, дерево, человек: три
источника и три составные части образа мысли №
48
Лейбман И. Две методики: попытка сравнения №
48
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Калистратова И. Лоскутные истории № 2
Степанова М. Тайное становится явным № 2
Чибисова М. Цель и стратегия № 3, 5
Шадура А. Креативное консультирование, или
Как создаются коррекционные программы № 4
Москвина Н., Петрынин А. «Так не хотелось
расставаться...» № 7
Степанова М. Как перестать беспокоиться и
начать учиться № 8
Степанова М. Во власти познания № 12
Коновалова И. Любит ли Чацкий Софью?
Громова Т. Пауза перед уроком № 15
Степанова М. Неродной, но любимый № 16
Аромштам М. Это сладкое слово «свобода»
№ 19
Губкина Т. По реке жизни № 25—26
Коновалова И. Языком цифр № 31
Наконечная Т. Острые углы «круглого стола»
№ 33
Костарева С. Лицейское радио № 33
Моржина Е. История Никиты № 43
ЛИРИКА
Грин А. Новогодний праздник отца и
маленькой дочери № 1
Золя Э. Жертва рекламы № 2
Зощенко М. На живца. Нервные люди № 3
Клугер Д. Компьютер по кличке «Кровавый пес».
Как слово наше отзовется № 4
Яковлев Ю. Он убил мою собаку № 5
Яковлев Ю. Рыцарь Вася № 6
Джером Дж. К. Судьба литератора, или Сказка о
добром драконе № 7
Цвейг С. Первые уроки. Тревожный мрак № 8
Аверченко А. Ниночка № 9
Кучаев А. Непротивленец. Сирена № 10
Дорошевич В. Писательница № 11
Носов Н. Огородники № 12
Чехов А. Симулянты № 13
Дорошевич В. Поэтесса № 14
Не-Буква. Без смеха № 15
Роулингс М.К. Мама из Мэнвилла № 16
Драгунский В. На Садовой большое движение №
17
Тэффи Н. Изящная светопись № 18
Данилов И. Целый день среди игрушек. Звездная
болезнь № 19
Паустовский К. Заячьи лапы № 20
Тэффи Н. Тонкая психология № 21
Силверберг Р. Звероловы № 23
Саймак К. Д. Штуковина № 24
Тэффи Н. Кулич № 25–26
Джером Д.К. Должны ли мы говорить то, что
думаем, и думать то, что говорим? № 27–28
Чапек К. Офир № 29
О. Генри. Пока ждет автомобиль № 31
Ильф И., Петров Е. Довесок к букве «Щ» № 33
Алексин А. Актриса № 35
ГИЛЬДИЯ
Решетникова О. Культура в психологии и
психология в культуре № 2
Решетникова О. Шаг в нужном направлении №
3
Степанова М. Творчество по принуждению №
5
Кравцова М. На школьных подмостках № 14
Решетникова О. «Вся жизнь — театр...» № 14
Степанова М. Плоды просвещения № 15
Щербакова А. Этапы взросления № 16
Степанова М. Большие детки — большие бедки №
20
Степанов С. Палитра слагаемых № 22
Степанов С. Вектор совместных усилий № 22
Битянова М. Пятое колесо № 22
Битянова М. Точки пересечения № 22
Юдилевич А. В одной команде № 22
Семаго Н. Первичный прием № 22
Можгинский Ю. А если это болезнь? № 22
Вачков И. Комментарий к схеме «Смежники» №
22
Степанова М. По знакомому сценарию № 22
Александровская М. Чужой среди своих № 22
Коновалова И. Идущие вместе № 22
Василюк Ф. Риск соприсутствия № 22
Семаго М. Птенцы гнезда Выготского № 23
Семаго М. И это все о нем. Психологическое
консультирование в образовательном учреждении
№ 26–27
Пахомова О. Трудности перевода № 33
Семаго М. Что такое диагностическая гипотеза
и как ее построить № 34
Степанова М. Иллюзия достаточности № 44
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Телегина И., Татарникова М. Манипуляция или
влияние? № 40
Управленческая пятерня № 40
ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
Калинина Р. Детское «почему» и
интеллектуальное развитие № 1, 3
Битянова М. Бесполезное баловство? № 4
Степанова М. О роли личности в истории
личности № 7
Шпаргалка для взрослых (по материалам книги Е.
Лютовой, Г. Мониной) № 8
Шевнина О. Когда уйдем со школьного двора...
№ 8
Битянова М. Волшебные кнопки № 12
Чибисова М. Готовим к ЕГЭ № 13, 15
Калугина В. Солнечный зайчик № 16
Шульга Т., Слот В., Спаниярд Х. Действия при
инцидентах и кризисных ситуациях № 16
Бадак А., Кившик Е. Желание и возможности №
25—26
Степанова М. Творческая личность нашего
времени № 31
Денисова В., Касаткина З. Семейный коллаж №
36
Бережковская Е., Козлина А. Психологические
основы организации обучения детей на уроках в
первом классе № 37, 38
Соболева А. Ковер мира. Профилактика
конфликтных ситуаций и работа с ними № 40, 41,
42, 45, 46
Кравцова М. Защитите «отверженных» № 41
На мостике доверия № 41
Татарникова М. Один за всех, все за одного №
41
Дьячкова С. Кто такие «люди с ограниченными
возможностями»? № 43
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Пилипко Н. Мифы и рифы № 5
Пилипко Н., Чибисова М. Тематические встречи №
7, 9
Кравцова Е., Кравцова М. Я бы в дворники
пошел... № 12
Кравцова М. «Плохие слова» № 15
Кислицына Г., Сахабутдинова Г., Мельник Л.
Крылья за спиной № 17
Ганькина М., Букатов В. Цепная реакция № 17
Климакова Ю. Игра с огнем № 19
Аромштам М. Смирять себя, или Что такое
родительская педагогика № 23
Степанов С. Privacy. Как это по-русски? № 29
Дереклеева Н. Родительские собрания в
начальной школе № 45, 46
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК
Богоявленская М. Дар богов, или Все дети
талантливы № 42
Богоявленская М. Право на ошибку № 45
Богоявленская М. «Исчезновение» одаренности №
46
ОСНОВЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ
Забрамная С., Костенкова Ю. Неуспеваемость
как она есть № 45
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Правдина В. Честная школа № 9
Родионов В. Психология — наше всё? № 20
СКРИЖАЛИ
Кравцова Е. А я говорю вам... № 36
Асмолов А. Человек культуры достоинства №
41
КОЛЛЕГИ
Битянова М. Ее величество Оценка № 8
Решетникова О. Быть или не быть? № 9
Решетникова О. Театр, увиденный во сне №
11
Решетникова О. Три кита любознательности №
12
Решетникова О. Первый в России № 17
Решетникова О. Жизнь, как поезд № 20
Решетникова О. Жизнь в удовольствие № 23
Решетникова О. Долой пыльные методики! №
24
Решетникова О. Роскошь или необходимость? №
25—26
Решетникова О. Беда не приходит одна №
27—28
Решетникова О. Мы нужны школе, а школа нужна
нам № 29
Решетникова О. Третий мир № 31
Степанов С. Несчетное множество № 32
Новиков А. Что такое наука? № 32
Битянова М. Трехслойный мармелад № 32
Степанов С. Разговорный жанр № 32
Коновалов В. Одушевленное тело № 32
Вачков И. Карта и территория № 32
Брагинский В. Посоветуйтесь с врачом № 32
Девятова Т. Где человек — там психология №
32
Семаго М. Две части айсберга № 32
Братусь Б. Двойное бытие души № 32
Степанова М. Естественный эксперимент
природы № 32
Решетникова О. Без чертежей № 34
Аромштам М. Наш семейный детский дом № 35
Родионов В., Ступницкая М. Проектная
деятельность в школе № 46
Решетникова О. В прокрустовом ложе теории №
47
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Решетникова О. Эра качества (беседа с С.А.
Беличевой) № 10
Решетникова О. Все ли спокойно в Датском
королевстве? (Беседа с И.В. Дубровиной) № 35
Решетникова О. Понять — значит помочь (беседа
с О.С. Сулигой) № 36
Решетникова О. Не надо «бросаться в огонь»!
(Беседа с Е. Бурмистровой) № 37
Авдюнина М. Выбор «пишущей» руки — первый шаг
подготовки к письму (беседа с М.М. Безруких)
№ 38
АРСЕНАЛ
Кабинет психолога. Методические рекомендации к
организации № 42, 44
ПОЖЕЛТЕВШИЕ СТРАНИЦЫ
Дети и кинематограф № 35
Своеволие детей № 36
Лазурский А.Ф. Школьные характеристики №
37, 39, 40, 42
Трошин Г. Детская ненормальность за
последние сто лет № 41, 44, 46
ИГРОТЕКА
Маликова Н. Принц и нищий № 1
Кононенко Г. Ключи в мой внутренний мир №
3
Вачков И. Найди необычное в обычном № 4
Вачков И. Деревья-Характеры из Волшебного
леса № 5
Пряжников Н. Игра «Профконсультация» № 6,
7
Телегина И. Невербальная социометрия № 9
Плешаков В. Веретена точены, веники мочены №
10, 11
Беглова Т. Пробуждение активности № 12
Пряжников Н. Пришельцы № 13
Андрияхина Н. Цветок желаний № 17
Соловьева Н., Зубкова О., Лешукова Н. Золотые
ворота № 18
Колзина А., Лешукова Н. Игра «Огонек моей
души» № 19
Мухаметова Н., Вавилина И., Журавлева Л.,
Ткаченко Т. Перепись населения № 20
Мухаметова Н., Вавилина И., Журавлева Л.,
Ткаченко Т. Созвездие № 21
Зайкова Н. Педагог—воспитанник: взаимные
ожидания № 23
Вачков И. Говорящие вещи № 31
Вачков И. Герои и антигерои № 33
Вачков И. Волшебный продукт № 34
Марасанов Г. Эмоциональный градусник № 35
Лангуева Е., Фомина А. Волшебные уроки № 36
Дьячкова С. «Голубоглазые и кареглазые» №
39
Марасанов Г. Моделирование «группового
террора» в социально-психологическом тренинге №
40
Дьячкова С. Учимся сотрудничать № 41, 42, 44
КНИГА В ГАЗЕТЕ
Успенская С. Культура эмоций. Программа
учебного курса для старшеклассников № 2
Матвеева О. Программа «Солнышко» для
социально-психологической адаптации детей в
начальной школе № 6
Прихожан А. Тревожность. Явление, причины,
диагностика № 8
Семенова Г. Развитие учебно-познавательных
мотивов младших школьников № 10, 18, 21
Коновалова И. Достижение успеха или
избегание неудачи?
Ткаченко И. Программа и тренинг гендерного
развития детей младшего школьного возраста №
14
Данилина М., Лазарева В. Программа
психологического сопровождения детей 10—14 лет с
интеллектуальным недоразвитием, оставшихся без
попечения родителей № 16, 25—26
Башкирова Ю. Эмоциональные сферы.
Психологическая методика по определению
эмоционального состояния, настроения и
самочувствия № 24
Макарова Л., Подвинцева Л. Ребенок — взрослый:
терапия отношений. Психокоррекционная программа
№ 27—28
Гедзь Е., Середенко Н. Профилактика
девиантного поведения подростков № 29
Савенков А. Одаренные дети и творческие люди:
особенности психического развития № 30
Дилигенский Н. Слово сквозь безмолвие №
43
Юханссон И. Особое детство № 43 |