Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Человек.
Характер и поведение.
Толковый словарь

 

Автор-составитель
С.А. Фридман
М.: Мнемозина, 2003

Бывают все-таки в этой жизни чудеса. Ну, если попроще, то неожиданности. Можно ли было себе представить, что кому-то захочется тщательно просеять лучшие толковые словари русского языка, выбрать из них те словарные статьи, которые определяют характер и поведение человека, и собрать их в отдельный словарь? А ведь не только захотелось, но и удалось!
Более того, составитель не ограничился толковыми словарями, он привлек на помощь словари синонимов и иностранных слов, сборники пословиц и поговорок, энциклопедии афоризмов, биографические справочники и другие источники. Получился совершенно уникальный справочник, аналогов которому нет как минимум в истории русскоязычного книгоиздания.
Кстати, составитель не поленился даже «раскрыть» цитаты-примеры к каждой статье, указав не только их автора, но и название произведений, откуда они заимствованы. А в конце книги приведен список авторов с краткими биографическими справками.
Но главное — сама словарная часть. Открываем наугад — страница 115. Капризуля, каратель, карга, карлик, карьерист, кипяток, кисейная, кисель, кислятина, кичливость, кощей... Правда, красиво? И это ведь только одна страница, а их словаре более четырехсот — 5000 толкований! Богат все-таки русский язык, а человеческая личность удивительно многогранна.
Собственно, это главное впечатление — ощущение богатства. Человеку, взявшему в руки словарь, откроется удивительный мир оттенков и нюансов, и его понимание окружающих непременно обогатится. Одно это делает словарь психотерапевтичным, а уж в руках школьного психолога или преподавателя психологии он может стать отличным подспорьем при рассмотрении многих тем и вопросов, включая этические.
Теперь о грустном. Как применять книгу в повседневной школьной практике, остается непонятным. Авторское предисловие описывает в основном структуру словаря, а методики его использования не приводит. Судя по всему, она существует, но пока учителю или психологу придется каждый раз заново и в одиночку изобретать велосипед.
И еще одно важное замечание. 5000 толкований по алфавиту, это, конечно, здорово, но только если читатель знает, что он ищет. То есть объяснить слово книга помогает, а вот найти подходящее — увы. Думается, что ряды синонимов и антонимов после (пусть даже не каждой) словарной статьи здорово бы облегчили работу со словарем.
Другой вариант, впрочем не отменяющий первый, это словарь-тезаурус или идеографический словарь. От традиционных словарей, составленных по алфавитному принципу, он отличается расположением слов в тематически организованном порядке. Иными словами, словарные статьи сгруппированы вокруг основного понятия — темы.
Представляете? Все то же самое, но по главам. Например: воображение, память, способности, талант, ревность, выносливость... Или того больше, — по оппозициям: дружба—вражда, верность—предательство, счастье—печаль и так далее.
Энергии и тщательности автора-составителя хватило на то, чтобы собрать уникальное издание буквально по крупицам. Остается надеяться, что хватит и на придание ему более «полифоничной» структуры.

Антон АРИСТОВ