Как пережить подростковый кризис.
Психологическая работа с родителями
|
И.А. Ларина
М.: Генезис, 2004
|
Педагоги и психологи
всех стран посвятили проблеме переходного
возраста сотни, если не тысячи трудов, чем,
однако, почти никак не облегчили протекание
подросткового кризиса для каждого нового
поколения. Очередная книга на эту тему вряд ли бы
изменила что-нибудь в сложившейся ситуации, если
бы продолжила давнюю традицию описания трудного
возраста с добавлением расплывчатых
рекомендаций в адрес педагогов и родителей.
Книга И.А. Лариной представляет собой иной,
сугубо практический подход к данной проблеме,
вселяя надежду, что проблема в принципе имеет
позитивное решение.
Увы, оформлена книга не очень удачно – приметив
ее на прилавке, читатель не сразу и разберется, в
чем ее новизна и специфика. Принадлежность к
серии «Психолог в школе» на обложке не
обозначена, и может сложиться впечатление, что
адресована она то ли самим подросткам, то ли их
родителям. Психолог может даже не обратить на нее
внимания, приняв за еще одну вариацию избитой
темы (надо ли говорить, что сами подростки таких
книг не читают, да и у родителей они не очень
популярны).
Книга же предназначена именно психологам и
представляет собой практическое руководство по
работе с родителями (на это указывает вторая
часть ее названия, также, к сожалению, на обложку
не вынесенная). Тактика этой работы представлена
в виде сценариев соответствующих тренингов,
призванных помочь родителям найти
взаимопонимание со своими взрослеющими детьми.
При том, что книга сугубо практически
ориентирована, ее реальная практическая польза
вызывает сомнения. В самом деле, как вы себе
представляете организацию занятий по
предложенным сценариям? Контингент тренинговых
групп должны составить родители, которые не
просто испытывают затруднения в общении со
своими подростками, но и осознают необходимость
психологического решения назревших проблем,
более того – готовы уделить время и силы
соответствующим занятиям.
Хорошо известно, что родители, заинтересованные
в решении психологических проблем своих детей,
уже в силу этого и с проблемами особыми не
сталкиваются, и в специальных занятиях не
очень-то нуждаются. Тех же, кому помощь
действительно нужна, порой еще нужно убеждать в
ее необходимости (ведь многие проблемы
подростков проистекают из недостатка
родительского внимания, фактической взаимной
изоляции подростков и родителей). Поэтому сама
организация соответствующего группового
тренинга представляет собой трудноразрешимую
проблему. Об ее решении в книге ни слова.
Предполагается, что группа уже сложилась и
только и ждет, чтобы психолог взял над ней
руководство. В такой ситуации действительно
остается только следовать предложенным
сценариям.
Так что, если у вас сложилась группа сознательных
и готовых к сотрудничеству родителей, смело
выходите к ним после прочтения данной книги. Но
попробуйте собрать такую группу! Вот вам, кстати,
и один из ответов на вопрос, отчего подростковый
кризис протекает так остро. А вопрос, что с этим
делать, до сих пор остается открытым.
Сергей СТЕПАНОВ
|