Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

О неформальных объединениях молодежи

 

Косарецкая С.В.,
Синягина Н.Ю.
М.: Владос, 2004

Название книги у педагогов со стажем способно вызвать ностальгические воспоминания о 1980-х годах. Люберы и хиппи, футбольные фанаты и «каэспэшники» — кем они стали сейчас? Эх, время, дай ответ! Не дает ответа...
Впрочем, содержание возвращает к сегодняшним реалиям — оно оказывается вполне современным как в отношении фактического материала, так и в подходе к интерпретации самого феномена и отдельных его «атрибутов». Конечно, сегодня тема «неформалов» звучит иначе, чем во время, предшествующее началу перестройки. Возвращение к теме определяется, прежде всего, такими актуальными проблемами, как наркомания и экстремизм в подростково-молодежной среде.
Книга начинается с перечисления различных определений понятия «неформальные объединения молодежи», их классификации. Школьному психологу будет не только интересно, но и полезно уметь ориентироваться в современном мире подростково-молодежных сообществ и группировок: от привычных дворовых компаний до скинхедов и наркоманических групп.
В процессе изучения феномена уличной подростковой субкультуры авторы рассматривают мотивы вхождения подростков в уличные сообщества и группировки. Кстати, понятие «подростковая субкультура» используется авторами чаще, чем «неформальное объединение». Субкультурный подход — пока еще достаточно новая для отечественных работ «рамка» осмысления явлений социальной действительности. И в этой книге далеко не единственная. Мотивы участия подростков в субкультурных сообществах, источники межгрупповой враждебности, агрессивность и жесткость группировок, групповые факторы употребления наркотиков получают объяснение с позиций современной социальной психологии.
От атрибутов уличной подростковой субкультуры, жаргона, татуировок и кличек авторы переходят к тем агрессивным, девиантным группировкам, которые в первую очередь волнуют общество. Авторы рассматривают такие явления, как вандализм и азартные игры, алкоголь и наркотики, рискованное сексуальное поведение и экстремизм.
Проблема обретения подростками и подростковыми сообществами идентичности при отсутствии в современном обществе единой системы ценностей и норм, интенсивного социального и информационного влияния — центральная для авторов книги. Они немалое внимание уделяют вопросу о механизмах и формах влияния группы, характеризуя беззащитность современных подростков перед лицом негативного воздействия и раскрывая возможности противостояния.
Можно сказать, что раздел, посвященный возможностям и формам противостояния группировке, если она становится агрессивной, представляется одним из наиболее значимых для работы школьного психолога. Авторы предлагают широкий спектр рекомендаций родителям и педагогам: от советов по обеспечению безопасности детей в уличной среде до описания различных стратегий взаимодействия с подростковыми сообществами. Не менее важным является и то, что рекомендации адресованы не только взрослым, но и самим подросткам.

Вадим РОДИОНОВ