О неформальных объединениях молодежи
|
Косарецкая С.В.,
Синягина Н.Ю.
М.: Владос, 2004
|
Название книги у
педагогов со стажем способно вызвать
ностальгические воспоминания о 1980-х годах.
Люберы и хиппи, футбольные фанаты и
«каэспэшники» — кем они стали сейчас? Эх, время,
дай ответ! Не дает ответа...
Впрочем, содержание возвращает к сегодняшним
реалиям — оно оказывается вполне современным
как в отношении фактического материала, так и в
подходе к интерпретации самого феномена и
отдельных его «атрибутов». Конечно, сегодня тема
«неформалов» звучит иначе, чем во время,
предшествующее началу перестройки. Возвращение
к теме определяется, прежде всего, такими
актуальными проблемами, как наркомания и
экстремизм в подростково-молодежной среде.
Книга начинается с перечисления различных
определений понятия «неформальные объединения
молодежи», их классификации. Школьному психологу
будет не только интересно, но и полезно уметь
ориентироваться в современном мире
подростково-молодежных сообществ и группировок:
от привычных дворовых компаний до скинхедов и
наркоманических групп.
В процессе изучения феномена уличной
подростковой субкультуры авторы рассматривают
мотивы вхождения подростков в уличные
сообщества и группировки. Кстати, понятие
«подростковая субкультура» используется
авторами чаще, чем «неформальное объединение».
Субкультурный подход — пока еще достаточно
новая для отечественных работ «рамка»
осмысления явлений социальной действительности.
И в этой книге далеко не единственная. Мотивы
участия подростков в субкультурных сообществах,
источники межгрупповой враждебности,
агрессивность и жесткость группировок,
групповые факторы употребления наркотиков
получают объяснение с позиций современной
социальной психологии.
От атрибутов уличной подростковой субкультуры,
жаргона, татуировок и кличек авторы переходят к
тем агрессивным, девиантным группировкам,
которые в первую очередь волнуют общество.
Авторы рассматривают такие явления, как
вандализм и азартные игры, алкоголь и наркотики,
рискованное сексуальное поведение и экстремизм.
Проблема обретения подростками и подростковыми
сообществами идентичности при отсутствии в
современном обществе единой системы ценностей и
норм, интенсивного социального и
информационного влияния — центральная для
авторов книги. Они немалое внимание уделяют
вопросу о механизмах и формах влияния группы,
характеризуя беззащитность современных
подростков перед лицом негативного воздействия
и раскрывая возможности противостояния.
Можно сказать, что раздел, посвященный
возможностям и формам противостояния
группировке, если она становится агрессивной,
представляется одним из наиболее значимых для
работы школьного психолога. Авторы предлагают
широкий спектр рекомендаций родителям и
педагогам: от советов по обеспечению
безопасности детей в уличной среде до описания
различных стратегий взаимодействия с
подростковыми сообществами. Не менее важным
является и то, что рекомендации адресованы не
только взрослым, но и самим подросткам.
Вадим РОДИОНОВ
|