Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2005


КОЛЛЕГИ

ДЕМОБИЛИЗУЮЩАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Некоторые причины и формы проявления
невротических расстройств у современных
старшеклассников

Человек, испытывающий состояние душевного равновесия, психологического комфорта, человек социально адаптированный, у которого не нарушены психические функции (мышление, память, внимание, восприятие, эмоции), — это психически здоровый человек. Под влиянием различных факторов такое равновесие может нарушаться. При этом степень и длительность наступившего дискомфорта зависит от силы психогенного фактора и от индивидуальных особенностей самого человека. Наиболее сильными внешними факторами, формирующими психическое состояние как отдельных индивидуумов, так и общества в целом, являются факторы социальные.
Клинико-эпидемиологические исследования состояния психического здоровья различных социальных и возрастных групп населения позволяют проанализировать влияние на психику людей существующих общественных отношений и сделать прогноз на ближайшее будущее.
В последнее десятилетие в связи с резкими изменениями в жизни россиян существенно усилился интерес российских психологов и психиатров к изучению такого явления, как тревожность. Неопределенность и непредсказуемость будущего вызывает у большого числа наших соотечественников состояние эмоциональной напряженности.
Лица молодого возраста (15–25 лет) представляют особый интерес, так как эти люди — трудовой и производительный потенциал общества. Изучение состояния психического здоровья современной молодежи, и в частности пограничных невротических расстройств, очень актуально ввиду быстрых изменений социально-экономической ситуации в стране.
Одним из наиболее частых проявлений переживания человеком эмоционального дискомфорта, связанного с предчувствием грозящей опасности, является тревожность. Роль тревоги в генезе неврозов хорошо известна, однако симптомы могут иметь особенности в зависимости от причин и условий развития заболевания.
Ранний юношеский возраст (16 лет) приходится на школьный период жизни, поэтому проблемы старшеклассников касаются преимущественно страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников и окружающем социуме, с проблемой выбора направления предстоящей взрослой жизни, а также с учебной деятельностью.
Целью настоящего исследования явилось изучение состояния эмоциональной напряженности у современных московских старшеклассников.

МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ
Исследование проводилось в пяти московских общеобразовательных школах. Обследовано 234 учащихся 10-х классов (132 юноши и 102 девушки). Применялась «Методика оценки эмоциональной напряженности» Г.Ш. Габреевой, позволяющая выявить влияние тревожности на успешность учебной деятельности.
Балльная оценка результатов анкетирования проводилась с использованием шкалы показателя тревожности, включающей пять уровней.
Для лиц, получивших высокие и выше среднего оценки, характерен целый ряд признаков, свидетельствующих о высокой психической напряженности и о несформированности системы самоуправления: неверном предвидении, неверной оценке своих возможностей и реальных успехов в учебной деятельности, неадекватном самоконтроле.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Оценка уровня распространенности тревожности у лиц молодого возраста анализировалась с учетом динамики социально-экономических условий жизни российского общества на протяжении последних десятилетий. С этой целью данные, полученные при обследовании учащихся старших классов в 2003 г., сопоставлялись с аналогичными литературными сведениями. Так, А.М. Прихожан с соавторами проводили анализ распространенности устойчивой тревожности у детей и подростков разного возраста с 1978 по 1997 г.

Количество 16–17-летних
юношей и девушек с устойчивой
тревожностью в 1970–1990 гг. и в 2003 г.

Как видно из рисунка, с 1978 по 1997 г. количество тревожных молодых людей существенно менялось в зависимости от происходящих в обществе изменений. При этом заметный скачок распространенности данного признака произошел в начале 90-х годов: с 18–30% в 1978–1991 гг. до 42–57% в 1992–1997 гг. До настоящего времени устойчивая тревожность у 16–17-летних испытуемых встречается достаточно часто (без достоверных различий по половому признаку). Так, по нашим данным, в 2003 г. у юношей и девушек признаки высокой и выше среднего уровня эмоциональной напряженности выявлены в 50% и 47% случаев соответственно.
Полученные данные свидетельствуют о значительном повышении количества тревожных молодых людей в период нестабильности экономико-политических отношений в обществе. Этот повышенный уровень распространенности тревожности устойчиво сохраняется на протяжении последнего десятилетия. Однако следует учесть тот факт, что 16-летние в 1992 г. были 6-летними детьми. Исследованиями А.М. Прихожан показано, что больше всего происходящие изменения в общественных отношениях затрагивали младших школьников и даже дошкольников. Возможно, этот фактор в дальнейшем мог оказать влияние на формирование личностных характеристик данного поколения детей и подростков.
Многочисленные данные свидетельствуют о том, что тревожность помогает человеку в достаточно простых ситуациях и мешает — в сложных. С целью выявления демобилизующих видов тревоги у современных московских старшеклассников нами были изучены наиболее выраженные и часто встречающиеся признаки.
Как показывают результаты анкетирования, с тревогой у большого числа старшеклассников обнаруживают связь такие переживания, как боязнь неудачи (до 77% у девушек и 86% у юношей), чувство неполноценности (45 и 57% соответственно), незащищенности, стыда и вины. Причем почти все представленные в таблице формы проявления тревоги встречались у юношей чаще, чем у девушек (p > 0,05 т < 0,01).

Встречаемость (%) и формы проявления
эмоциональной напряженности
в тревогогенных ситуациях у 16-летних учащихся
10-х классов московских школ

Проведенные исследования показали, что повышенные требования к уровню знаний учащихся старших классов в соответствии с установочной целью дальнейшего обучения в вузе создают условия для возникновения новых учебных факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье подростков.
Одной из главных причин учебной перегрузки школьников в старших классах является недостаточное усвоение изучаемого материала, на что указали 50% девушек и 40% юношей. Возможно, в предшествующие годы у них недостаточно сформировались основные учебные знания, навыки и умения.
Другой причиной тревожности является неорганизованность (40% девушек, 48% юношей), неумение выполнить намеченное, нехватка времени, порождающие неуверенность в своих силах, создающие атмосферу эмоционального дискомфорта.
Сложные контрольные работы, итоговые зачеты и экзамены также относятся к учебным стрессорным факторам, вызывающим у 44–45% старшеклассников выраженные эмоциональные реакции, которые могут отрицательно отражаться на их здоровье. Плохие отметки, конфликтные ситуации с учителями, недостаточное знание предмета, угрожающая возможность потерпеть неудачу, дефицит времени и т.п. являются причиной хронического эмоционального стресса практически у каждого второго старшеклассника.

Тревожность является свойством личности, она содержит такие личностные элементы, как беспокойство, напряженность, чувство страха, мнительность, преувеличение значимости воспринимаемой информации, ожидание опасности. В состоянии тревожности происходит сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой тревожности у школьников является фактором риска.
Повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт становятся причиной нарушения внимания (у 12% девушек и 28% юношей), снижения работоспособности, повышения утомляемости, нарушений сна учащихся (43% и 45% соответственно), что препятствует их успешной учебной деятельности.
Снижение результативности деятельности старшеклассника, в свою очередь, усиливает его эмоциональное напряжение и тревожность, таким образом возникает порочный круг. Высокий уровень тревожности может провоцировать различные функциональные нарушения невротического характера (у 33% девушек и 45% юношей).
Именно на этой стадии особенно важно принять меры первичной профилактики, направленные на предупреждение невротических расстройств у старшеклассников.

Дмитрий КУЗНЕЦОВ,
Московская медицинская академия
им. И.М. Сеченова