ДЕМОБИЛИЗУЮЩАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ
Некоторые причины и формы проявления
невротических расстройств у современных
старшеклассников
Человек, испытывающий
состояние душевного равновесия,
психологического комфорта, человек социально
адаптированный, у которого не нарушены
психические функции (мышление, память, внимание,
восприятие, эмоции), — это психически здоровый
человек. Под влиянием различных факторов такое
равновесие может нарушаться. При этом степень и
длительность наступившего дискомфорта зависит
от силы психогенного фактора и от индивидуальных
особенностей самого человека. Наиболее сильными
внешними факторами, формирующими психическое
состояние как отдельных индивидуумов, так и
общества в целом, являются факторы социальные.
Клинико-эпидемиологические исследования
состояния психического здоровья различных
социальных и возрастных групп населения
позволяют проанализировать влияние на психику
людей существующих общественных отношений и
сделать прогноз на ближайшее будущее.
В последнее десятилетие в связи с резкими
изменениями в жизни россиян существенно
усилился интерес российских психологов и
психиатров к изучению такого явления, как
тревожность. Неопределенность и
непредсказуемость будущего вызывает у большого
числа наших соотечественников состояние
эмоциональной напряженности.
Лица молодого возраста (15–25 лет) представляют
особый интерес, так как эти люди — трудовой и
производительный потенциал общества. Изучение
состояния психического здоровья современной
молодежи, и в частности пограничных
невротических расстройств, очень актуально
ввиду быстрых изменений социально-экономической
ситуации в стране.
Одним из наиболее частых проявлений переживания
человеком эмоционального дискомфорта,
связанного с предчувствием грозящей опасности,
является тревожность. Роль тревоги в генезе
неврозов хорошо известна, однако симптомы могут
иметь особенности в зависимости от причин и
условий развития заболевания.
Ранний юношеский возраст (16 лет) приходится на
школьный период жизни, поэтому проблемы
старшеклассников касаются преимущественно
страхов и тревог, связанных с самоутверждением в
среде сверстников и окружающем социуме, с
проблемой выбора направления предстоящей
взрослой жизни, а также с учебной деятельностью.
Целью настоящего исследования явилось изучение
состояния эмоциональной напряженности у
современных московских старшеклассников.
МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ
Исследование проводилось в пяти московских
общеобразовательных школах. Обследовано 234
учащихся 10-х классов (132 юноши и 102 девушки).
Применялась «Методика оценки эмоциональной
напряженности» Г.Ш. Габреевой, позволяющая
выявить влияние тревожности на успешность
учебной деятельности.
Балльная оценка результатов анкетирования
проводилась с использованием шкалы показателя
тревожности, включающей пять уровней.
Для лиц, получивших высокие и выше среднего
оценки, характерен целый ряд признаков,
свидетельствующих о высокой психической
напряженности и о несформированности системы
самоуправления: неверном предвидении, неверной
оценке своих возможностей и реальных успехов в
учебной деятельности, неадекватном
самоконтроле.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Оценка уровня распространенности тревожности у
лиц молодого возраста анализировалась с учетом
динамики социально-экономических условий жизни
российского общества на протяжении последних
десятилетий. С этой целью данные, полученные при
обследовании учащихся старших классов в 2003 г.,
сопоставлялись с аналогичными литературными
сведениями. Так, А.М. Прихожан с соавторами
проводили анализ распространенности устойчивой
тревожности у детей и подростков разного
возраста с 1978 по 1997 г.
Количество 16–17-летних
юношей и девушек с устойчивой
тревожностью в 1970–1990 гг. и в 2003 г.
Как видно из рисунка, с 1978 по 1997 г. количество
тревожных молодых людей существенно менялось в
зависимости от происходящих в обществе
изменений. При этом заметный скачок
распространенности данного признака произошел в
начале 90-х годов: с 18–30% в 1978–1991 гг. до 42–57% в
1992–1997 гг. До настоящего времени устойчивая
тревожность у 16–17-летних испытуемых встречается
достаточно часто (без достоверных различий по
половому признаку). Так, по нашим данным, в 2003 г. у
юношей и девушек признаки высокой и выше
среднего уровня эмоциональной напряженности
выявлены в 50% и 47% случаев соответственно.
Полученные данные свидетельствуют о
значительном повышении количества тревожных
молодых людей в период нестабильности
экономико-политических отношений в обществе.
Этот повышенный уровень распространенности
тревожности устойчиво сохраняется на протяжении
последнего десятилетия. Однако следует учесть
тот факт, что 16-летние в 1992 г. были 6-летними
детьми. Исследованиями А.М. Прихожан показано,
что больше всего происходящие изменения в
общественных отношениях затрагивали младших
школьников и даже дошкольников. Возможно, этот
фактор в дальнейшем мог оказать влияние на
формирование личностных характеристик данного
поколения детей и подростков.
Многочисленные данные свидетельствуют о том, что
тревожность помогает человеку в достаточно
простых ситуациях и мешает — в сложных. С целью
выявления демобилизующих видов тревоги у
современных московских старшеклассников нами
были изучены наиболее выраженные и часто
встречающиеся признаки.
Как показывают результаты анкетирования, с
тревогой у большого числа старшеклассников
обнаруживают связь такие переживания, как боязнь
неудачи (до 77% у девушек и 86% у юношей), чувство
неполноценности (45 и 57% соответственно),
незащищенности, стыда и вины. Причем почти все
представленные в таблице формы проявления
тревоги встречались у юношей чаще, чем у девушек
(p > 0,05 т < 0,01).
Встречаемость (%) и формы проявления
эмоциональной напряженности
в тревогогенных ситуациях у 16-летних учащихся
10-х классов московских школ
Проведенные исследования показали, что
повышенные требования к уровню знаний учащихся
старших классов в соответствии с установочной
целью дальнейшего обучения в вузе создают
условия для возникновения новых учебных
факторов, отрицательно сказывающихся на
здоровье подростков.
Одной из главных причин учебной перегрузки
школьников в старших классах является
недостаточное усвоение изучаемого материала, на
что указали 50% девушек и 40% юношей. Возможно, в
предшествующие годы у них недостаточно
сформировались основные учебные знания, навыки и
умения.
Другой причиной тревожности является
неорганизованность (40% девушек, 48% юношей),
неумение выполнить намеченное, нехватка времени,
порождающие неуверенность в своих силах,
создающие атмосферу эмоционального дискомфорта.
Сложные контрольные работы, итоговые зачеты и
экзамены также относятся к учебным стрессорным
факторам, вызывающим у 44–45% старшеклассников
выраженные эмоциональные реакции, которые могут
отрицательно отражаться на их здоровье. Плохие
отметки, конфликтные ситуации с учителями,
недостаточное знание предмета, угрожающая
возможность потерпеть неудачу, дефицит времени и
т.п. являются причиной хронического
эмоционального стресса практически у каждого
второго старшеклассника.
Тревожность является свойством личности, она
содержит такие личностные элементы, как
беспокойство, напряженность, чувство страха,
мнительность, преувеличение значимости
воспринимаемой информации, ожидание опасности. В
состоянии тревожности происходит сильное
психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие
высокой тревожности у школьников является
фактором риска.
Повышенная напряженность, эмоциональный
дискомфорт становятся причиной нарушения
внимания (у 12% девушек и 28% юношей), снижения
работоспособности, повышения утомляемости,
нарушений сна учащихся (43% и 45% соответственно),
что препятствует их успешной учебной
деятельности.
Снижение результативности деятельности
старшеклассника, в свою очередь, усиливает его
эмоциональное напряжение и тревожность, таким
образом возникает порочный круг. Высокий уровень
тревожности может провоцировать различные
функциональные нарушения невротического
характера (у 33% девушек и 45% юношей).
Именно на этой стадии особенно важно принять
меры первичной профилактики, направленные на
предупреждение невротических расстройств у
старшеклассников.
Дмитрий КУЗНЕЦОВ,
Московская медицинская академия
им. И.М. Сеченова
|