ПОДВОДЯ ИТОГИ
Экзамены в экспериментальном режиме
Можно
ли взглянуть на экзамен не только как на
«тестово-контролирующее» мероприятие,
направленное на соотнесение уровня знаний (или
пусть даже умений) учащихся с неким эталоном,
результатом которого является вердикт-оценка, а
как-нибудь иначе?
Например, представить себе, что экзамен — это
особая образовательная ситуация. Причем
ситуация деятельностная, в условиях которой
можно наблюдать, фиксировать и впоследствии
анализировать уровень овладения учащимися теми
или иными умениями, степень продвижения каждого
относительно поставленных задач, а также (с
помощью определенных процедур) подводить итоги
проделанной учеником и учителем работы.
ПРОБНЫЕ ВАРИАНТЫ
В нашей школе мы разрабатывали разные варианты
проведения переводных и выпускных экзаменов. Но
экзамен в нашем варианте — не демонстрация
сделанного («пройденного», выученного,
освоенного), а продолжение «делания»,
нагруженное дополнительной задачей подведения
промежуточных итогов.
Явное преимущество таких экзаменов — полное
отсутствие страха перед ними. Экзамен
рассматривается всего лишь как еще одна
образовательная ситуация, осуществляющаяся в
несколько другом, более пролонгированном
временном режиме (ведь значительная часть ужаса
перед традиционным экзаменом заключена в словах
«не успею!»). К тому же «наши» экзамены способны
становиться «мостиком» между разными этапами
образовательного процесса, в то время как
обычные рождают в мозгу каждого их сдававшего
стойкую ассоциацию «сдал — забыл навсегда».
За последние годы нами было опробовано несколько
видов такого рода экзаменов:
• защита индивидуальных творческих работ и
проектов учащихся, проводимая в разных формах:
перед комиссией, в составе которой были и
взрослые и дети, по совместно выработанным
критериям; «круглые столы»; конференции научных
обществ; конкурсы проектов и т.д.;
• разные типы аудиторных экзаменов по
универсальным умениям: например, экзамен по
способам работы с новым знанием (итог годовой
межпредметной работы по освоению уже
существующих и выработке собственных способов
взаимодействия с печатным, аудио-визуальным и
другими видами текстов); содержанием билетов
являлись не узкопредметные вопросы, а задания,
выполнение которых требовало использования того
или иного культуросообразного умения;
• так называемый «социальный экзамен», по сути
являвшийся пропедевтикой стажировок и
направленный на приобретение первого опыта
самостоятельного выхода за пределы школьного
пространства с образовательными целями.
НА ВЫЕЗДЕ
Наиболее ценным в этой области нам
представляется опыт проведения выездного переводного
экзамена в старшей школе, проводившегося на
рубеже 10–11-го классов.
Экзамен задумывался как образовательная
ситуация. Он был направлен на фиксацию итогов
прошедшего учебного года относительно
заявленных нами целей и задач выстраивания
«образа себя» и своих жизненных перспектив в
современном мире. Нам предстояло совместно с
учениками определить набор основных
универсальных умений, вырабатывавшихся в
течение года, проверить уровень владения ими, а
также на основании зафиксированных результатов
(то есть выявленных приращений и дефицитов)
обозначить образовательные перспективы на
будущее (как индивидуальные, так и общие для всей
параллели), начать создавать проект 11-го класса.
Таким образом, данный экзамен в полной мере
выполнял функцию связующего звена между 10-м и 11-м
классом. Экзамен представлял собой выездное
итоговое «погружение» десятиклассников —
участников проекта «Я и мое будущее в
современном мире». И задания, и способы работы, и
формы предъявления результатов, и даже
оценивание (итоговый балл складывался из
экспертной оценки и самооценки учащегося) были
призваны не «провести ревизию», а дать учащемуся
возможность попробовать себя «в деле», пусть и в
условиях модельной ситуации, а потом
самостоятельно и с помощью экспертов (в роли
которых могли выступать все желающие) осмыслить,
что получилось удачно, а над чем еще предстоит
работать.
Говоря о целесообразности подобного экзамена,
хочется отметить, что создание ситуаций,
инициирующих деятельность учащихся «здесь и
сейчас», в отличие от использования пакетов
стандартных и зачастую далеких от реальной жизни
старшеклассников заданий, решает одновременно
несколько задач:
• позволяет создавать условия, отвечающие
реальным потребностям учащихся (а значит, и
решать проблемы мотивации);
• дает возможность многопланового,
многоаспектного видения каждого ученика;
• создает реальные возможности для переноса тех
или иных способов и умений с одной деятельности
на другую, что и является главным показателем их
универсальности.
В заключение хочется добавить, что разработка
четких критериев оценивания степени овладения
тем или иным универсальным умением, безусловно,
дело невероятно сложное. На данном этапе нам
вместе с нашими старшеклассниками удалось
выделить три уровня сформированности умения, а
именно:
• учащийся проявляет некоторое умение в
действии;
• учащийся может назвать, что именно он сейчас
делал, каким способом и какое умение при этом
демонстрировал;
• учащийся может предложить некоторые свои
показатели уровня сформированности (или
несформированности) этого умения.
Совместно обсуждая перемещение каждого
ученика с уровня на уровень, фиксируя его
актуальное «местонахождение» и выстраивая
траекторию дальнейшего движения, мы почти
забываем, кто здесь экзаменатор, а кто
экзаменуемый, и вместо беспокойства «сдал — не
сдал» все вместе переживаем совершенно
особенное состояние — «я образовываюсь!».
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН
проведения выездного переводного экзамена
по универсальным умениям в старшей школе
День первый
1. Разогрев:
• просмотр видеозаписи 9-го класса с
высказываниями учеников о том, что такое
личность и что такое свобода;
• составление строки из энциклопедии о себе либо
автоэпитафии.
2. Многофокусная сборка итогов года
Группы по 6 человек.
Предлагаемые «фокусы сборки»:
• событийный план (Какие события этого года
помогли мне лучше понять себя и свое будущее? —
рейтинг по группе);
• универсалии (Над какими умениями мы работали?
Каковы приращения?);
• профессиональное самоопределение (Изменилось
ли мое представление о выбираемой
профессиональной деятельности? Что было для
этого сделано в школе и вне нее? Что помогло?);
• подготовка к вузу (Как я готовился? Какие
возможности школы использовал для этого? Были ли
таковые?);
• образовательные возможности города, страны,
мира (Что в повседневной жизни и во время выездов
«работало» на мое образование?)
• образ будущей семьи «второй половины» (Было ли
что-то в этом году, повлиявшее на мое
представление о модели личной жизни?);
• виды деятельности (Какие из них помогли мне
лучше понять себя и свое будущее?);
• люди (Кто помог мне понять, каким быть и как
жить?).
Учащиеся сами выбирают одно из восьми
направлений, записываясь в группу с
соответствующим «фокусом». Каждая из
образовавшихся групп договаривается о способах
выполнения данного задания, после чего проводит
небольшое групповое исследование — анализ
ситуации по своему направлению, по итогам
которого готовится презентация.
Форму презентации каждая группа получает в
процессе работы:
«события» — игра, «универсалии» —
театрализация, «профессия» — макет газетной
полосы, «подготовка в вуз» — ток-шоу,
«возможности города...» — проект информационного
центра, «личная жизнь» — стендовый доклад, «виды
деятельности» — телепередача, «люди» — коллаж.
Оценка выполнения данного задания складывается
из суммы баллов трех оценок: самооценки
учащегося, оценки выбранного им эксперта и
оценки эксперта назначенного.
Критерии оценивания обсуждаются перед началом
работы (предполагается наличие как общих, так и
индивидуальных критериев).
3. Итог дня — перечень умений,
который создается следующим образом: первой
выступает группа по универсалиям, из ее
выступления вычленяется примерный список
основных умений, в ходе же всех последующих
выступлений групп этот список корректируется и
дополняется.
День второй
1. Итоги первого дня — обсуждение:
• какие умения были продемонстрированы
непосредственно здесь?
• что еще делалось в течение года?
Пополнение списка умений.
2. Проверка уровня владения названными
умениями
Учащиеся объединяются в группы по 6 человек
(другого состава, чем накануне). Каждая группа
получает свой пакет заданий. Внутри пакета —
детально разработанная ситуация, потенциально
возможная в будущем для каждого, и набор вопросов
и заданий к ней (см. приложение), а также ряд
дополнительных материалов (карты, журналы
соответствующего профиля и тому подобное).
В течение определенного времени (2–2,5 часа)
группы выполняют задания.
3. Представление результатов работы
групп
Группа представляет комиссии все варианты
решений в письменном виде с обоснованиями. Одна
ситуация (по решению взрослых экспертов)
выбирается как модельная и проигрывается с
участием членов группы, взрослых экспертов и
желающих. После этого зрители и эксперты задают
вопросы и высказывают суждения о том, насколько
удачно группа справилась с заданиями, какие
сильные и слабые стороны продемонстрировала в
своей работе.
4. Итоги дня — экспертное заключение.
День третий
1. Учащиеся и педагоги обмениваются
впечатлениями от предыдущего дня.
2. Заключительная часть — обращение к
будущему:
• учащиеся в двух кругах (внешнем и внутреннем)
по очереди рассказывают своему визави о своих
образовательных задачах на будущий год;
• учащиеся в группах по 6–8 человек делятся тем,
что хотели бы приобрести в будущем году и чем за
это готовы расплатиться;
• учащиеся в группах другого состава «собирают
чемодан в дорогу» («дорога» — 11-й класс),
объясняя, что, кому и зачем они туда кладут.
3. План на будущий год
Каждый ученик индивидуально пишет текст о
своих личных итогах этого экзамена и планах на
будущий год, формулируя пожелания (или заказы)
самому себе, своим одноклассникам и учителям.
4. Обсуждение итогов экзамена.
Объявление результатов экспертной комиссией
Список универсальных умений, выявленных и
продемонстрированных учащимися 10-х классов во
время выездного переводного экзамена
• Слушать другого.
• Сформулировать и выразить свое отношение к
чему-либо, соотносить свою точку зрения с мнением
большинства (сопротивляться групповому
давлению).
• Вести дискуссию, четко оформляя свою позицию;
критиковать конструктивно.
• Выступать публично, преодолевая себя.
• Находить информацию разными способами,
обобщать (схематизировать) ее, выделять главное,
интерпретировать.
• Видеть целое, а не набор деталей, черт, событий.
• Организовать свою деятельность «по шагам»,
строить проект.
• Наблюдать процессы и явления, соотносить
увиденное с собой, делать выводы.
• Соотносить цели и возможности.
• Вести самостоятельные исследования.
• Находить новые ресурсы, силы, способы.
• Планировать ближайшее будущее.
• Выбирать.
• Работать в группе.
• Удерживать одновременно несколько задач.
• Видеть основания для развития (мысли, проекта и
т.п.).
• Делать экспертизу деятельности, вырабатывая
критерии и оценивая по ним.
• «Понимать про себя».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Варианты заданий переводного экзамена
по универсальным умениям в старшей школе
Задание №1. Выбор учебного заведения
для своего ребенка
Вам
необходимо выбрать учебное заведение для своего
ребенка (как общего, так и дополнительного
образования), учитывая при этом педагогическую
систему выбранного заведения и его
месторасположение, а также финансовые
возможности вашей семьи (обосновать выбор по
каждому из параметров).
Выбор осуществить в каждой из описанных ниже
ситуаций.
1. Ваш ребенок — девочка четырех лет,
общительная, любознательная, любит петь и
танцевать, имеет хороший слух и достаточно
развитую речь, однако испытывает трудности в
подчинении дисциплинарным нормам. Вы и ваш(а)
супруг(а) много работаете и зарабатываете
порядка $1000. Ребенку больше времени уделяет
бабушка. Вы живете в трехкомнатной квартире на
Юго-Западе Москвы.
2. У вас мальчик шести лет, который
ходит в детский сад, любит конструировать, решать
головоломки, умеет читать, но имеет трудности в
общении с другими детьми. Вы и ваш(а) супруг(а)
работаете в бюджетных организациях. В семье есть
еще один ребенок трех лет. Семейный бюджет 10 тыс.
руб. Ваша семья живет в Измайлово.
3. Ваша дочь учится в 8-м классе
общеобразовательной школы и «не дружит» с
математикой и физикой. Любит читать, пишет стихи,
успешно занимается в музыкальной школе, мечтает
о филфаке МГУ. При этом считает себя средним
человеком. Вы — одинокая мама, работающая
библиотекарем в НИИ. Живете вдвоем в районе
Лефортово.
4. Ваш мальчик заканчивает 9-й класс.
Учится на «3» и «4». Любит ремонтировать
велосипеды, разбирается в автомобилях, играет на
гитаре, сочиняет песни. Очень любит шумные
компании и не любит заниматься науками. Вы с
супругой(ом) много работаете и неплохо
зарабатываете. Семья живет в Кунцево.
5. Ваш сын учится в 8-м классе
английской спецшколы и занимается музыкой
(скрипка). Обожает футбол и задачи по математике,
а также паять радиоприемники, правда, для всего
этого ему не хватает времени. Хочет учиться на
мехмате МГУ. Доход вашей семьи равен примерно $800.
Живете в Коломенском.
6. Ваша дочь учится в 6-м классе, ничем
особенно не интересуется, любит гулять со своей и
соседскими собаками, ухаживает за ними, лечит. В
общении как со взрослыми, так и со сверстниками
часто возникают проблемы. В школу ходить не любит
— «тихая троечница». Живет с мамой — инженером,
которая обеспокоена проблемами дочери, в районе
Перово.
Задание № 2. Командировка в другую
страну
I. Вас пригласили на конференцию по
микробиологической проблематике в институт Луи
Пастера в Париже. Вы не знаете французского
языка.
1. Как вы будете добираться от
аэропорта Орли до института? (адрес: Institut Pasteur, 28,
Rue du Dr. Roux. Paris, France).
2. Как вы найдете там пригласившего
вас человека — Alain Blanchard?
3. Как проведете свободный день,
запланированный вами для знакомства с городом,
учитывая, что ограниченные средства не позволяют
взять такси или купить однодневный
экскурсионный тур по Парижу?
4. Вы сделали свой доклад на
английском языке, который синхронно переводился
на французский (к сожалению, большинство
французов почти не говорят по-английски). Однако
в перерыве французские коллеги подходят к вам с
вопросами. Что вы будете делать, если переводчика
поблизости не окажется?
Во время знакомства с сотрудниками пригласившей
вас лаборатории вас попросили сказать несколько
слов о сегодняшней России. Постройте, пожалуйста,
свой рассказ (10–15 фраз).
Какие аргументы вы будете использовать, убеждая
французских коллег сотрудничать с вашей
лабораторией? Попробуйте предложить
взаимовыгодное сотрудничество.
II. Вам предстоит долгосрочная
командировка в Индию (1 год).
1. Какие аспекты вы будете
учитывать, решая, брать ли с собой семью?
2. Чем, на ваш взгляд, стоит
озаботиться перед поездкой, кроме получения визы
и покупки билетов?
3. Что вы возьмете с собой
(максимальный вес багажа — 20 кг)?
Задание № 3. Провал на вступительных
экзаменах в вуз
Вы провалились на вступительных экзаменах в
институт иностранных языков. Продумайте сами и
узнайте у присутствующих возможные стратегии
дальнейших действий в такой ситуации.
Рассмотрите все возможные цели поступления в
этот институт и подберите к каждой из них
наиболее целесообразную стратегию поведения с
учетом следующих данных:
• вы — юноша-выпускник московской школы,
живущий вдвоем с ограниченной в средствах мамой;
• вы — иногородняя девушка (например, из
Новгорода), родители которой готовы оказывать
ограниченную материальную помощь;
• вы поступаете уже второй раз, живете вместе
с родителями и прошедший год занимались только
подготовкой в вуз;
• ваши родители вполне обеспеченные люди, но
вы не очень хотели бы «сидеть у них на шее»;
• у вас уже есть среднее образование
(например, вы закончили педагогический колледж).
Таким образом, каждая возможная цель поступления
должна быть рассмотрена применительно к пяти
указанным вариантам.
Задание № 4. Проект развития
туристического бизнеса на Куршской косе
Предстоит решить вопрос о целесообразности
разворачивания деятельности вашей компании,
занимающейся туристическим бизнесом, на
Куршской косе.
Для этого необходимо проанализировать все
доступные вам материалы по данному вопросу,
уделяя особое внимание:
• географическому положению природного
объекта (какие именно параметры наиболее значимы
в этой ситуации, вам предстоит определить
самостоятельно);
• наличию естественных природных факторов,
оказывающих благотворное (лечебное) воздействие
на человеческий организм (особый воздух, грязи,
соли, целебные источники);
• культурно-историческому аспекту;
• потенциальному уровню цен на отдых в указанном
месте (определяющемуся в том числе и общим
уровнем стоимости жизни в данном регионе);
• определению потенциальных клиентов
создаваемого курорта;
• степени заселенности региона, наличию или
отсутствию развитой инфраструктуры и уже
функционирующих курортных объектов.
Если вопрос о целесообразности развития
туристического бизнеса на Куршской косе будет
решен вами положительно, предложите свой проект
наиболее оптимального для данного места
курортного объекта и обоснуйте его.
Задание № 5. Устройство на работу
Вам необходимо найти подходящее место работы,
пройдя следующие этапы:
• поиск и выбор вакансий (указать источники,
средства и способы);
• написание резюме с указанием цели и адресатов
рассылки;
• подготовка к собеседованию (план беседы,
внешний вид и манера поведения, психологический
настрой);
• критерии выбора предложений;
• стратегии действий при отсутствии
предложений;
• первый день на новом рабочем месте.
Указанный путь вам предстоит пройти в каждой из
приведенных ниже ситуаций:
1. Вы — выпускница школы, не
определившаяся в выборе профессии и не имеющая
финансовой поддержки (живете вдвоем с мамой,
денег едва хватает на питание и одежду), средний
балл вашего аттестата — 4,3.
2. Вы — студенты 2-го курса МАИ,
молодая независимая семья, живущая в общежитии
на стипендию (600+600 руб.), родители помогать вам
не могут.
3. Вы
— выпускник МАМИ, прошедший военную кафедру и
получивший красный диплом, вам 23 года, вы не
женаты, имеете специальность «тракторное
машиностроение» и московскую прописку.
4. Вы — мужчина 45 лет, имеющий высшее
техническое образование (обеспечение
компьютерного оборудования); последнее место
работы — центр информатики «Сокольники»,
уволены по сокращению штатов; вы женаты, имеете
двух детей (восьми и шестнадцати лет); жена
работает медсестрой в районной поликлинике, теща
— пенсионерка.
5. Вы — выпускник школы, мечтаете
стать программистом, но уверены, что не сдадите
вступительные экзамены на дневное отделение
вуза, при этом материальное положение семьи едва
ли позволит вам заниматься только учебой
(семейный доход — 7 тыс. руб. на четырех
человек).
6. Вы — одинокая женщина, имеющая
четырехлетнего ребенка и высшее филологическое
образование (педагогический институт), живете в
однокомнатной квартире в Измайлово; стаж работы
— 1 год преподавания в средней школе;
получаете алименты на ребенка (1000 руб. в месяц)
и государственное пособие 80 руб.
Задание № 6. Покупка квартиры
Семья из четырех человек (муж, жена, двое детей:
сын 7 лет, дочь 3 лет) собирается купить
квартиру. Муж — сотрудник иностранной компании
(зарплата — $1500), расположенной в районе метро
«Пушкинская». Жена только что вышла на работу,
сотрудник медицинского центра (зарплата — $300) в
районе станции метро «Щукинская». В настоящий
момент семья снимает двухкомнатную квартиру
около метро «Сокол». Сын — ученик 1-го класса
школы с углубленным изучением английского языка
(станция метро «Войковская»), дочь ходит в
детский сад. Накопления семьи на данный момент
составляют $36 тыс.
Задача
1. Выбрать квартиру для данной семьи
(оптимальный вариант), учитывая:
• местоположение (в том числе с точки зрения
экологии);
• цену;
• планировку.
Обосновать выбор по каждому параметру.
2. Создать проект детской комнаты (или
детских комнат) для мальчика и девочки
(планировка, ремонт, обстановка, «содержимое» —
мебель, игрушки, книги), учитывая, что, несмотря на
ограниченность средств, именно эти комнаты
являются приоритетными для родителей.
Задание № 7. Составление бюджета
семьи, брачного контракта и т.п.
1. Бюджет семьи
Семья состоит из двух человек, жена
зарабатывает $1200, муж — $200, живут в квартире,
которую снимают.
Составить семейный бюджет на 1 год.
2. Брачный контракт или соглашение
1) Вы — молодой человек, который женится на
иногородней девушке, у вас есть двухкомнатная
квартира, машина, небольшое собственное дело.
Девушке нужна московская прописка для
устройства на работу. При составлении брачного
соглашения вы хотели бы защитить себя и свое
имущество, на что ваша невеста реагирует очень
эмоционально. Как вы поступите в данной ситуации,
как убедите невесту, сохранив с ней хорошие
отношения?
Перечислите все пункты брачного соглашения.
2) Вы — домохозяйка, у вас двое детей (3 и 5 лет).
Ваш муж зарабатывает много денег, он против
детского сада и против работы жены, не видит в
этом смысла, хочет, чтобы жена занималась
хозяйством и воспитанием детей. Вы хотите
устроиться на работу, чтобы иметь свои деньги
(например, на образование), а также с помощью
работы вам хочется достичь независимости и
вернуть более высокий социальный статус.
Опишите ваши действия.
3. Семья молодых иногородних
студентов (3-й и 5-й курс) археологического
института живет в общежитии (родители остались в
Краснодаре) на «троечные» стипендии. Они
подрабатывают: муж разгружает вагоны ночами,
получая 500 руб. за ночь, а жена работает на кафедре
за 700 руб. в месяц. За месяц доход семьи составляет
4000 руб. Близкие друзья из Ростова-на-Дону
пригласили их на свою свадьбу, поездка будет
стоить около 3000 руб. В это время они узнают, что
жена забеременела.
Спланируйте бюджет данной семьи на месяц,
приняв решения, сохранять ли ребенка и ехать ли к
друзьям на свадьбу.
Задание № 8. Грант на исследование
Вы хотите получить грант (финансовые,
материально-технические и прочие ресурсы) для
проведения научного исследования.
Подготовьте:
• заявку на грант;
• короткое выступление-презентацию вашего
проекта перед комиссией, принимающей решение о
выдаче гранта;
• составьте список «коварных» вопросов, которые
могут быть заданы вам, и ответов на них;
• опишите, как вы будете искать источник
финансирования.
Варианты (рамки вашего исследования):
• Вы — руководитель небольшой
исследовательской группы при академическом
институте. Ваша тема — современная
социокультурная ситуация США.
• Вы — руководитель крупного отдела НИИ,
занимающегося проблемами биотехнологий.
• Вы — руководитель небольшой частной фирмы,
мечтающий создать так называемый «квантовый
компьютер».
• Вы — исследователь-политолог, работающий над
проблемой взаимоотношений США и Китая.
• Вы — исследователь-культуролог (искусствовед),
занимающийся традициями буддийских монастырей в
современной Индии.
• Индивидуальное исследование по
естественно-научной проблематике.
• Вы — руководитель крупного российского
филиала известной западной клиники (медицинская
проблематика).
• Вы — директор фестиваля восточных культур
«Станция «Восток».
• Вы — сотрудник психологической лаборатории
при МГУ им. Ломоносова по проблемам
кросскультурной психологии.
Группа должна представить разработку, как
минимум, двух ситуаций (можно делиться на
подгруппы).
Екатерина ОРЛОВА,
учитель,
«Школа самоопределения»,
г. Москва
Спонсор публикации статьи: юридическая компания «Право». Высококлассные юристы компании помогут Вам составить проект брачного договора, оформить развод и уладить сопутствующие вопросы, разрешить споры о наследстве и имуществе
|