МЫШЛЕНИЕ,
ОБУЧЕНИЕ,
ТВОРЧЕСТВО
|
А.М. Матюшкин
М.: Изд-во МПСИ;
Воронеж: МОДЭК,
2003
|
Книга А.М. Матюшкина,
изданная в серии «Психологи Отечества»,
представляет собой монографию одного из
известных отечественных психологов. Как следует
из аннотации, она рассчитана на довольно широкий
круг читателей — не только психологов, но и
философов, педагогов, медицинских работников.
Однако перед нами фундаментальный научный труд,
что значительно сужает круг потенциальных
читателей. Правда, следует оговориться, что
поднимаемые автором проблемы действительно
интересны не только профессиональным
психологам.
Если книга попадет в руки практического
психолога, то весьма вероятно, что она отпугнет
его, во-первых, своей теоретической
основательностью и большим числом научных
терминов и, во-вторых, отсутствием
непосредственной связи содержащихся в ней
материалов с ежедневно решаемыми практическими
задачами. Однако это верно лишь отчасти. Первая
глава, посвященная описанию результатов
экспериментального изучения мышления, на самом
деле представляет интерес скорее для
исследователей, чем практиков.
Во второй и третьей главах речь идет о проблемных
ситуациях и развитии мышления в условиях
проблемного обучения. По мнению автора,
проблемными называются ситуации, которые
вызывают необходимость овладения новыми, ранее
неизвестными способами поведения и мышления. В
этом смысле открытие нового свойственно и
ученому, и ребенку, но ученый делает это в
результате самонаучения, а ребенок — в процессе
обучения при создании для него проблемных
ситуаций. Практическая психолого-педагогическая
направленность содержащейся в этих главах
информации сомнений не вызывает. Причем автор
затрагивает общетеоретические вопросы и
формулирует правила проблемного обучения,
которые скорее следовало бы назвать принципами,
но также касается и частных проблем — проблемных
ситуаций при обучении физике, литературе,
географии.
В последней главе обсуждается проблема
одаренности. Глава весьма неоднородна: это и
историко-психологические факты, и результаты
современных исследований, и некоторые
практические рекомендации. В частности, автор
приводит примеры хорошо известных практикующим
психологам тестовых заданий Торренса для
диагностики творческой одаренности. Насколько
можно использовать сведения этой главы, решать
читателю книги.
Наряду с прагматическим подходом к книжным
новинкам имеет право на существование и другой
подход, при котором знакомство с книгой не только
удовлетворяет узкопрофессиональные
потребности, но и способствует лучшему пониманию
некоторых психологических проблем. В данном
случае это проблемы мышления, обучения и
творчества.
Марина СТЕПАНОВА
|