Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2005


ВМЕСТЕ С ВЫГОТСКИМ

Зона ближайшего развития
в современной психологической практике

ЗАГАДКА МАСТЕРА

На рубеже XXI века в отечественной и зарубежной психологии возник бум Выготского. С 1996-го — года столетия со дня его рождения — регулярно проходят международные конференции и чтения, посвященные этому великому психологу. В Интернете более 100 сайтов (как русскоязычных, так и английских, испанских, итальянских, португальских) посвящены его творчеству. Ученый жив, покуда востребованы его идеи. В чем же загадка мастера? Ответов много. Один из них — теория Выготского, которая рассматривает становящегося субъекта как самоценную развивающуюся личность.

ДАНЬ МОДЕ
Список заслуг Льва Семеновича Выготского велик. Он первым ввел принцип историзма при рассмотрении детского развития, предложил метод анализа процесса психического развития. Начало ХХ века в психологии — царство биологизаторских воззрений на развитие ребенка: человек приспосабливается к существующей культуре посредством раскрытия своих биологических (наследственных) задатков. Л.С.Выготский перевернул психологию, показав принципиально иной путь, — человек присваивает культурные способы бытия в общении с другими людьми. Человек — существо социальное.
Одно из значительных открытий в области детской психологии — введение понятия «зона ближайшего развития» (ЗБР). Оно позволило по новому рассмотреть вопрос о взаимосвязи двух процессов — психического развития и обучения.
Сейчас понятие «зона ближайшего развития» широко используется в практической психологии: в диагностике, в проектировании образовательных и коррекционных программ. Это считается нынче «правилом хорошего тона». Но часто ссылка на Выготского не более чем дань некой моде...
Мы исходим из того, что ЗБР — прежде всего теоретическое понятие. Поэтому, прежде чем рассматривать его практическое применение, необходимо детально разобраться в той реальности, которая Выготским была описана как зона ближайшего развития.

НЕМНОГО ИСТОРИИ
Понятие «зона ближайшего развития» оформилось в культурно-исторической теории Л.С.Выготского в 30-е годы ХХ века. Это стало возможным после того, как ученый разработал методологические основы концепции психического развития ребенка. В книге «Педагогическая психология», опубликованной в 1926 г., понятия «зона ближайшего развития» еще нет. Его нет и в книге «История развития высших психических функций», написанной в 1930–1931 гг. Однако в лекциях по педологии, прочитанных Выготским в Ленинградском педагогическом институте в 1932–1934 гг., он говорит о законах психического развитии ребенка, и в том числе о зоне ближайшего развития.
Анализ работ Л.С. Выготского позволяет выделить три контекста, в которых обсуждается зона ближайшего развития: при формулировании принципов диагностики психического развития, при характеристике внутренних процессов развития, при постановке проблемы обучения и развития.
В «Лекциях по педологии» и статье «Проблема возраста» он описал два уровня развития — актуальный уровень и уровень ближайшего развития. Уровень актуального развития — это «знание итогов вчерашнего дня». Определение еще не созревших, но находящихся в периоде становления процессов есть определение зоны ближайшего развития.
Как можно диагностировать ЗБР? Через изучение возможностей ребенка к подражанию и сотрудничеству со взрослым или сверстником. «Выясняя возможности ребенка при работе в сотрудничестве, мы определяем тем самым область созревающих интеллектуальных функций, которые в ближайшей стадии развития должны принести плоды и, следовательно, переместиться на уровень реального умственного развития ребенка. Таким образом, исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня», — писал Выготский.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА
Выготский сформулировал общий способ диагностики умственного развития. Но возникает вопрос: а можно ли таким образом исследовать развитие эмоциональной сферы? Прямых ответов в его текстах нет.
В той же статье «Проблема возраста» Выготский использует ЗБР для характеристики индивидуальных различий детей. Оценить уровень развития ребенка можно исходя из того, каков прогноз его развития. Это иллюстрируется так: диагностика зоны ближайшего развития одного восьмилетнего ребенка показывает, что он может с помощью взрослого решать задачи для двенадцатилеток (вероятно, Выготский здесь имеет в виду широко распространенные в то время задачи из теста интеллекта А. Бине), а другой восьмилетний ребенок в сотрудничестве продвигается лишь на один год.
Конечно же, ЗБР не измеряется годами. Однако эта идея позволяет более дифференцированно относиться к диагностике. Результаты диагностики должны характеризовать актуальный уровень развития ребенка и его возможности к развитию в обозримом будущем, то есть возможности, становящиеся реальностью при разнообразной по форме и содержанию помощи взрослого.
В статьях «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением», «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте», «Обучение и развитие в дошкольном возрасте» и в стенограммах лекций понятие «зона ближайшего развития» раскрывает внутренние связи между процессом обучения и умственным развитием ребенка. По словам Выготского, процессы психического развития не совпадают с процессами обучения, они идут вслед за обучением, создающим зону ближайшего развития.
Обучение — движущая сила развития. Именно благодаря обучению развиваются высшие психические функции (логическая память, аналитическое мышление и др.). Лев Семенович Выготский сформулировал основную роль обучения: это не передача знаний, умений и навыков, кои, безусловно, нужны развивающемуся человеку. (Сейчас в западной психологии на место ЗУНов поместили идею о компетенциях; это более широкое понятие, описывающее общие проявляющиеся способности человека к реализации себя в той или иной области.) Психологический смысл обучения состоит в том, что в процессе обучения ребенок (учащийся) становится способным овладеть своим поведением. Поэтому, когда мы учим ребенка писать, мы способствуем развитию письменной речи, тем самым помогая овладеть процессами мышления.

ФУНКЦИЯ ПОЯВЛЯЕТСЯ ДВАЖДЫ
Обсуждая характеристики «хорошего обучения», Выготский опирается на идею о сенситивных периодах развития. Обучение будет наиболее эффективным, если оно осуществляется в период созревания психических функций.
В монографии «Мышление и речь» Выготский показал, что связь между научными и житейскими понятиями обнаружит свою истинную природу, если ее понимать как «связь зоны ближайшего развития и актуального уровня развития». Научные понятия, появляющиеся в процессе обучения, бедны по своему содержанию, но систематичны и обобщены. Житейские же понятия эмоционально насыщены, «живы», в них аккумулирован реальный опыт ребенка. Минус житейских понятий — слабая вербализованность, фрагментарность, отсутствие системы. В процессе развития научные и житейские понятия взаимообогащаются.
Л.Ф.Обухова предлагает рассматривать зону ближайшего развития как следствие закона развития высших психических функций, который формулируется Выготским так: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом; сперва между людьми как категория коллективная, интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Таким образом, ЗБР ребенка существует при переходе функции из интерпсихической в интрапсихическую, из совместной со взрослым в индивидуальную.
Подводя итог, мы можем сформулировать в общем виде, что ЗБР ребенка есть важный диагностический показатель динамики психического развития, она позволяет дифференцировать индивидуальные различия в развитии детей. Источник психического развития ребенка — социальная среда. Ребенок развивается благодаря общению с другими людьми. И его ЗБР создается в сотрудничестве с другими, где он может подражать действиям более умелого, знающего, получать помощь и эмоциональную поддержку.
Таков первый взгляд на понятие «зона ближайшего развития». В дальнейшем оно будет конкретизировано и операционализировано.

Инна КОРЕПАНОВА,
кандидат психологических наук,
Московский городской
психолого-педагогический университет