Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2005


КОНКУРС

Конкурс «Мои рабочие находки»
Номинация «Психологические игры и игрушки»

 

В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?

Игра ориентирована на подростковый и юношеский возраст. Она может использоваться как в диагностических целях, так и в качестве интерактивного метода обучения.
Предлагаемая авторами-разработчиками игра помогает установить эмоциональный контакт с подростками, выйти на обсуждение экзистенциальных вопросов смысла и ценностей жизни, предназначения человека. Игра способствует формированию культуры диалога, дискуссии, обучает аргументированию, отстаиванию своей позиции, имеет развивающий характер. Она дает импульс к развитию воображения, творческих способностей. В результате игры возможен воспитательный эффект, так как она позволяет проектировать будущие отношения с другими людьми, формирует представление о более совершенной модели устройства общества.

Организация игры
Игра проводится с группой из 25—30 человек. Время проведения — 45—60 минут. Местом проведения может быть обычное классное помещение.

Оборудование
Бумага; маркеры; стимульный материал: таблички с названием ценностей, высказывания, афоризмы о смысле жизни.

ХОД ИГРЫ

I. Вступление. Ведущим произносится вступительное слово о предназначении человека, о смысле жизни, о человеческих ценностях, об актуальности этих проблем для подростков, юношества.

II. Приглашение к игре
1. Аргументация выбора формы игры. Роль игры в жизни человека.
2. Формирование команд (по 5—7 человек). Предлагаются жетоны разного цвета по выбору или другие известные способы деления на команды.
3. Объяснение правил игры.
а) Обращение: «Вы являетесь представителями разных планет. Понимание смысла жизни на ваших планетах разное. Вы собрались на межпланетный симпозиум, чтобы обсудить этот важный вопрос. Сейчас вам будут предложены различные понятия, отражающие ценность и смысл жизни на вашей планете». (Участникам предлагаются таблички с понятиями: «семья», «любовь», «профессия», «творчество», «удовольствие», «дружба», «служение обществу» и др., а также с высказываниями великих людей о смысле жизни, ее ценностях.)
б) В течение 5—10 минут каждая команда обсуждает название своей планеты, образ жизни ее жителей. Аргументировать свое выступление можно, опираясь на цитаты, высказывания. Важно рассказать, какие люди живут на планете, по каким законам, что для них является самым главным.
в) Участники команд представляют свою планету. Другие команды могут задавать им вопросы, уточнять, критиковать. Возможна дискуссия. При этом целесообразно познакомить подростков с правилами ведения групповой дискуссии, диалога.
г) Подведение итогов игры.
Собираются жетоны за наиболее понравившееся выступление или предлагается вопрос: «На какую планету вам больше всего хотелось бы полететь?»

III. Заключение. Заключительное слово ведущего о необходимости поиска смысла жизни, об осознанности и ответственности за свою жизнь.

Таким образом, использование «серьезной» игры как метода интерактивного обучения позволяет:
• актуализировать процесс социального самоопределения;
• способствовать осмыслению своей жизни в настоящем и будущем;
• помочь овладеть навыками групповой дискуссии.

Э. ГАЛУШИНА,
О. КОМАРОВА
педагоги-психологи, г. Архангельск