ИГРОВАЯ МОЗАИКА
Программа занятий по развитию внимания
у детей дошкольного возраста
Известные психологи (Л.С. Выготский,
В.С. Мухина и другие) считают, что появлению и
развитию произвольного внимания предшествует
формирование регулируемого восприятия и
активного владения речью. Чем лучше развита речь
у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень
развития восприятия, тем раньше формируется
произвольное внимание. Для того чтобы дошкольник
научился произвольно управлять своим вниманием,
его надо учить рассуждать вслух.
Под влиянием различных видов деятельности
у ребенка в дошкольном возрасте развиваются
такие свойства внимания, как концентрация и
устойчивость, объем, распределяемость и
переключаемость. Осуществляется это благодаря
играм и упражнениям, которые включают в себя
умственную и двигательную активность.
В начале учебного года, получив от педагогов
запрос на обследование развития психических
процессов у детей, я провела первичную
диагностику. В результате наблюдений и анализа
результатов анкетирования родителей была
выявлена группа детей с низким уровнем
произвольного внимания. Для коррекции проблем
развития у некоторых малышей было принято
решение создать в дошкольном учреждении
развивающе-коррекционную группу.
Я разработала двадцать коррекционных занятий с
учетом того, что в дошкольном возрасте внимание
неустойчиво, дети отличаются большой
подвижностью и впечатлительностью, нуждаются в
частой смене видов деятельности.
Все дети с удовольствием посещали занятия, с
нетерпением ожидали продолжения, с восторгом
делились впечатлениями с родителями и
сотрудниками дошкольного образовательного
учреждения, что свидетельствует о высокой
степени заинтересованности и мотивации к
изменениям.
Условия проведения
Занятия рассчитаны на детей 5—7 лет; проводятся
1—2 раза в неделю; продолжительность каждого
занятия — 30—40 минут. Оптимальное количество
участвующих в занятии детей — 8—12 человек.
Содержание занятий
Занятия включают:
— игры: с правилами, словесные, подвижные,
развивающие;
— упражнения творческие и
подражательно-исполнительного характера;
— свободное и тематическое рисование;
— релаксацию.
Анализ результатов
Результативность и эффективность своей работы я
выявила путем обследования, проводимого два
раза: до начала развивающих коррекционных
занятий и после окончания курса. Анализ
результатов включал в себя тесты на внимание:
— «Копирование точек»;
— «Графический диктант» (В.В. Давыдов);
— «Перепутанные линии»;
— «Знаковый тест».
Игры и упражнения на
развития внимания
Способности |
Развивающие игры |
Устойчивость и
концентрированность |
«Сравни картинки», игра
на пространственную ориентацию на плоскости,
работа с сюжетной картинкой, «Круги», «Селектор» |
Переключаемость |
«Животные», «Веселое
троеборье», «Утренняя гимнастика»,
«Параллельный счет предметов», «Не пропусти
растения», «Не пропусти профессию», «Рыбы, птицы,
звери» |
Наблюдательность
и объем |
«Шерлок Холмс»,
«Пантомима для наблюдательных», работа с
сюжетной картиной, «Кто больше увидит и
запомнит», игры с лабиринтами, задачи в стихах,
работа на запоминание с сюжетными картнками,
игра в лабиринты |
Распределение |
«Обратный счет», «Окна»,
работа с картинками с изображением заслоненных
предметов, работа с картинками-загадками и
зашумованными картинками |
Произвольность |
«Зеваки»,
«Треугольники», «Запретное слово», «Делай как я»,
«Внимательные руки», «Запретное движение» |
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ 1
1. Знакомство и приветствие
Игра «Снежный ком»
Первый ребенок называет свое имя, передавая мяч
другому, а тот в свою очередь называет имя
первого и свое, затем мяч получает третий
участник и т.д. Игра проводится по кругу со всеми
участниками.
2. «Ищи безостановочно»
В течение 10—15 секунд надо увидеть вокруг себя
как можно больше предметов одного и того же
цвета. Первый участник по сигналу ведущего
начинает перечислять, другие его дополняют.
3. «Маленькие обезьянки»
Каждый из играющих принимает какую-либо позу.
Водящий, поглядев на них секунд 40—50 (по сигналу),
начинает копировать позу каждого, в то время как
остальные стоят спокойно. Водящий меняется, и
игра продолжается, пока все не побывают в роли
водящего.
4. «Шалтай-Болтай»
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
С. Маршак
Ведущий читает четверостишие. Дети
поворачивают туловище вправо и влево, руки
свободно болтаются, как у тряпичной куклы.
Услышав слова «свалился во сне», резко наклоняют
корпус вниз.
5. Итоги занятий (настроение в цвете)
ЗАНЯТИЕ 2
1. Приветствие. Игра «Снежный ком»
См. занятие 1.
2. «Слушай и исполняй»
Ведущий называет несколько действий, не
показывая их. Разрешается повторить задание 1—2
раза. Затем дети должны повторить эти действия в
той последовательности, в которой они были
названы ведущим.
• Повернуть голову направо, прямо, опустить
голову вниз, поднять голову.
• Поднять правую руку вверх, поднять левую руку
вверх, опустить обе руки.
3. «Заметить все»
Положить в ряд 7—10 различных предметов и
прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова
закрыть и предложить ребятам перечислить все.
Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8—10,
спросить у детей, в какой последовательности они
лежали.
Поменять местами два каких-либо предмета,
показать снова все предметы на 10 секунд.
Предложить детям уловить, какие два предмета
переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого
цвета каждый из них.
4. «Ищи безостановочно»
В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя как
можно больше предметов одного и того же цвета.
Один по сигналу ведущего начинает перечислять,
другие его дополняют.
5. Этюд «Факиры»
Дети изображают факиров. Они садятся на пол (на
коврик), скрестив по-турецки ноги, руки на
коленях, кисти свисают вниз, спина и шея
расслаблены, голова опущена, глаза закрыты.
Звучит спокойная музыка, факиры отдыхают.
ЗАНЯТИЕ 3
1. Игра «Снежный ком»
См. занятие 1.
2. «Пуговицы»
На листке из тетради в клеточку по линиям клеток
чертится квадрат в девять клеток и в любых
клетках ставятся две пуговицы. Рассмотрев
рисунок в течение примерно 3 секунд, ребенок
должен воспроизвести его по памяти на такой же
бумаге.
3. Рассматривание зашумованной картинки
Задание: внимательно рассмотреть данный рисунок
и ответить на вопросы ведущего (педагога).
4. Рассматривание зашумованной картинки
Задание: найти и перечислить все изображенные
предметы. Как можно назвать одним словом каждую
группу предметов?
См. приложение, рис. 1.
5. Этюд «Факиры»
См. занятие 2.
ЗАНЯТИЕ 4
1. Игра «Имя + прилагательное»
Дети стоят по кругу, первый играющий называет
свое имя и еще прилагательное, которое
начинается с такой же буквы (например: Марина,
милая).
2. Игра на пространственную ориентацию на
плоскости
См. приложение, рис. 2.
По клеточкам игрового поля следует перемещать
карточку с изображением персонажа. Перемещение
персонажа с одной клетки на другую происходит по
команде «вверх», «вниз», «вправо», «влево».
Исходное положение персонажа указывается перед
началом игры.
3. Игра с сюжетной картинкой
Задание: внимательно посмотреть на рисунки и
найти как можно быстрее все отличия одной
картинки от другой. Можно задать детям вопросы по
содержанию картинки.
4. Игра «Веселое троеборье»
Выбери три вида занятий, например
конструирование домика из кубиков, рисование
какого-нибудь животного и рассказывание
считалки. Каждое задание нужно выполнять очень
быстро и точно. Для контроля используется
секундомер. В соревновании побеждает самый
быстрый и самый точный. Игру можно разнообразить,
меняя виды заданий и увеличивая их количество.
5. Итоги занятий (настроение в цвете)
ЗАНЯТИЕ 5
1. Игра «Имя + прилагательное»
См. занятие 4.
2. Упражнение «Запретное слово»
Ведущий задает вопросы, игрок отвечает. Ответы
могут быть разными, только нельзя произносить
одно запретное слово, о котором заранее
договариваются, например слово «нет». После
этого можно начать задавать вопросы:
— Ты спишь в ванной?
— Снег белый?
— Ты умеешь летать?
— Ты был на Луне? и т.д.
3. Игра «Параллельный счет предметов»
См. приложение, рис. 3.
Перед детьми карточка с изображением трех
предметов. Ребенок должен последовательно
двигаться от предмета к предмету и вести их счет
таким образом: один цветок, один мяч, одна груша,
два мяча, две груши, три мяча и т.д.
4. «Какая бабочка на какой цветок прилетит?»
См. приложение, рис. 4.
Задание: проследить полет каждой бабочки.
5. Этюд «Факиры»
См. занятие 2.
ЗАНЯТИЕ 6
1. Игра «Снежный ком»
См. занятие 1.
2. Игра «Утренняя гимнастика»
Ведущий выполняет упражнения, дети должны их
повторять одновременно с ним. Выполняются
упражнения в разной последовательности, по два
раза каждое и быстро переходя от одного
упражнения к другому: два раза присели, два раза
повернулись. Выиграет тот, кто допустит меньше
ошибок.
3. Игра «Круги»
В игре используется таблица. см. приложение, рис.
5. Предложить малышу отыскать круги в порядке
уменьшения их размеров. Двойные и тройные круги
следует игнорировать. Чтобы сделать игру более
азартной, предложите детям посоревноваться на
время.
4. Игра «Замысловатая картинка»
Перед вами замысловатая картинка. Постарайтесь
рассмотреть ее. см. приложение, рис. 6.
Задание:
Что нарисовано на картинке?
5. Упражнение «Дорисуй»
См. приложение, рис. 7.
Задание: дорисовать каждому домику
окошко, яблоку — веточку, а цветочку — серединку.
6. Упражнение «Спасибо, до свидания!»
Дети стоят в кругу. Мяч передается друг другу со
словами «Спасибо, до свидания!».
ЗАНЯТИЕ 7
1. Игра «Имя + прилагательное»
2. Игра «Селектор»
Один игрок выполняет роль «приемника» (он
принимает сигнал), а остальные — «передатчики»
(передают сигнал). Каждый передатчик передает
свою информацию. Например, один считает вслух от 5
до 12, второй называет в определенной
последовательности предметы, изображенные на
картинке, третий произносит название цветов
радуги. Все это они делают одновременно, примерно
с одинаковой громкостью и непрерывно. «Приемник»
держит в руке жезл и молча слушает. Он должен
поочередно настроиться на каждый «передатчик».
Если ему слишком сложно усилить тот или иной
сигнал, он может повелительным жестом заставить
«передатчик» говорить громче, жезлом он
останавливает игру.
3. Упражнение «Запретное слово»
См. занятие 5.
4. Игра «Запретное движение»
Ведущий последовательно дает одну из двух
команд: «ухо» или «нос». По этой команде группа
играющих должна хвататься соответственно за
свой нос или за ухо. Ведущий тоже выполняет эту
команду, как бы демонстрируя, что должны делать
дети. Однако через некоторое время начинает
намеренно ошибаться: дает одну команду (например,
«ухо»), а демонстрирует другую (хватается за нос).
Задача группы — выполнять только то, что говорит
ведущий.
5. Итоги занятия (настроение в цвете)
ЗАНЯТИЕ 8
1. Игра «Снежный ком»
См. занятие 1.
2. Игра «Четыре стихии»
Играющие сидят в кругу. Ведущий договаривается с
ними: если он скажет слово «земля», то все должны
опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть
руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх,
слово «огонь» — произвести вращение руками в
локтевых суставах. Кто ошибается, считается
проигравшим.
3. Игра «Узнай по голосу»
Дети стоят в кругу, выбирается ведущий. Он стоит в
центре круга и старается узнать детей по голосу.
4. Игра «Шерлок Холмс»
Играющий роль Шерлока Холмса, внимательно
рассматривает внешний вид своего партнера и
отворачивается или уходит из комнаты. Партнер
меняет некоторые детали своего внешнего вида и
предлагает сыщику угадать, что он изменил.
5. Игра «Ассоциации»
Ребенок жестами, мимикой изображает другого
ребенка, его особенности, привычки, как он их
видит, остальные дети отгадывают, кого он
изображает.
6. Этюд «Факиры»
ЗАНЯТИЕ 9
1. Упражнение «Бип»
Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми
глазами ходит по кругу, садится по очереди на
колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он
угадал правильно, тот, кого назвали, говорит
«Бип» и становится водящим.
2. Игра «Изображение предметов»
Ребенок мимикой, жестами изображает предмет,
остальные дети его угадывают. Кто правильно
назвал, становится водящим.
3. «Пантомима для наблюдательных»
Водящий показывает пантомиму, а остальные дети
должны угадывать, что данное действие означает.
Для начала предлагается изобразить простые
действия (как причесываетесь, чистите зубы,
наливаете чай). Затем идут действия посложнее:
например, как вы накрываете на стол, делаете
уборку в квартире и т.д.
4. Работа с сюжетной картинкой
Задание. Посмотрите внимательно на рисунок
и постарайтесь запомнить как можно больше
информации (картинка показывается в течение 30
секунд).
Что нарисовано на картинке? (Далее ведущий задает
детям как можно больше вопросов, с помощью
которых они могут вспомнить детали рисунка.)
5. Упражнение «Спасибо, до свидания!»
ЗАНЯТИЕ 10
1. Упражнение «Бип»
См. занятие 9.
2. Игра «Животные»
Называются различные слова: стол, кровать, чашка,
карандаш, тетрадь, собака и т.д. Дети должны
хлопками отреагировать на определенное слово —
обозначающее, например, животное.
3. «Пуговицы»
См. занятие 3.
4. Игра «Сравни картинки»
Детей просят сравнить картинки и назвать все их
различия.
5. Игра «Треугольники»
Детям дают листы бумаги, цветные карандаши и
просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда
работа завершена, произносится инструкция:
«Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и
девятый треугольник».
6. Итоги занятия (настроение в цвете)
ЗАНЯТИЕ 11
1. Приветствие. Игра «Путаница»
Выбирается считалочкой водящий. Он выходит из
комнаты. Остальные дети берутся за руки и
образуют круг. Не разжимая рук, они начинают
запутываться, кто как умеет. Когда образовалась
путаница, водящий заходит в комнату и
распутывает, также не разнимая рук у детей.
2. Игра «Слушай и исполняй»
См. занятие 2.
3. Упражнение «Сосчитай»
См. приложение, рис. 8.
Задание: посчитать и записать, сколько
раз встречается каждая фигура.
4. Игра «Обратный счет»
Закрепление обратного счета. Считая, дети
одновременно выполняют простые физические
упражнения (наклоны, приседания, повороты).
5. Игра «Узнай по голосу»
См. занятие 8.
6. Упражнение «Спасибо, до свидания!»
ЗАНЯТИЕ 12
1. Игра «Перекличка-путаница»
Ведущий называет фамилии и имена присутствующих
детей, путая при этом то фамилию, то имя. Дети
внимательно слушают и откликаются только тогда,
когда правильно названы и имя, и фамилия.
2. Игра «Не пропусти растение»
Играющие сидят в кругу и внимательно слушают
слова, которые произносит ведущий. Всякий раз,
когда встретится название растения, дети должны
встать и тут же сесть. Например: дорога, тигр,
береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла,
гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом и т.д.
3. Игра «Делай как я»
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах
впереди стоящего. По первому сигналу ведущего
первый ребенок поднимает правую руку, по второму
сигналу все дети поднимают правую руку. По
очередному сигналу начинают поднимать в том же
порядке левую руку. Затем так же по сигналу
опускают сначала правую руку, затем левую. Игра
повторяется дважды, с ускорением темпа.
4. Игра «Кто больше увидит и запомнит?»
Пока ведущий считает до 30, нужно найти в комнате и
запомнить все предметы, названия которых состоят
из двух слогов. При произнесении ведущим числа 30
все закрывают глаза. Один из игроков (названный
ведущим) перечисляет все, что запомнил, остальные
дополняют. После того как игроки перечислили всё,
что могли, все открывают глаза и вместе считают,
сколько предметов пропущено.
5. Упражнение «Запомни картинку»
В течение одной минуты демонстрируется рисунок.
Затем он убирается, ведущий задает детям вопросы
по содержанию картинки. Ответы дети дают по
памяти.
6. Этюд «Факиры»
См. занятие 2.
ЗАНЯТИЕ 13
1. Игра «Перекличка-путаница»
См. занятие 12.
2. Упражнение «Внимательные руки»
Ведущий читает ряд слов, в которых есть звуки «и»
и «й». Дети внимательно слушают и, если в слове
есть звук «и», поднимают правую руку, а если «й» —
левую. Если нет ни того, ни другого, то руки
остаются на коленях.
Список слов: лифт, ватин, йод, инженер, воробей,
игра, карандаш, перо, буйвол, вагон, климат,
байдарка, ученый, мечтатель, ладонь, маленький,
сосед, первый, солома, гибкий, яйцо, театр, балет,
вилы, поле, птица, балкон и т.д.
3. Игра «Селектор»
См. занятие 7.
4. Игра «Змейка»
Дети встают в две равные шеренги, друг напротив
друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий
напротив заканчивает слово, подбирая подходящий
слог (можно два слога), и в свою очередь называет
слог — задание для стоящего напротив, и так до
конца шеренги.
5. Игра «Слушай и исполняй»
Ведущий называет и повторяет 1—2 раза несколько
различных движений, не показывая их. Дети должны
воспроизвести движения в той же
последовательности, в какой они были названы
ведущим.
6. Упражнение «Спасибо, до свидания!»
ЗАНЯТИЕ 14
1. Игра «Перекличка-путаница»
См. занятие 12.
2. Игра «Не пропусти профессию»
Дети встают в круг и внимательно слушают слова,
которые произносит ведущий. Всякий раз, когда
среди слов встречается название профессии, дети
должны подпрыгивать на месте. Например: лампа,
водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко,
болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза,
ткач, обруч и т.д.
3. Игра «Параллельный счет предметов»
См. занятие 5.
4. Игра «Разноцветные мячики»
Дети сидят в круге. Ведущий молча бросает
кому-нибудь мяч. Поймавший мяч называет гласный
звук, если мяч красного цвета, согласный — если
мяч синего цвета, и возвращает мяч ведущему.
5. Игра «Зеваки»
Играющие идут по кругу, держась за руки. По
сигналу ведущего останавливаются, делают четыре
хлопка, поворачиваются кругом и продолжают
движение. Направление движения меняется после
каждого сигнала ведущего. Не выполнившие задание
правильно после второй ошибки выходят из круга и
внимательно наблюдают за игрой.
6. Итоги занятия (настроение в цвете)
ЗАНЯТИЕ 15
1. Игра «Бип»
См. занятие 9.
2. Игра «Шерлок Холмс»
См. занятие 8.
3. Игра «Правая, левая»
Ведущий читает ряд слов с согласными на конце. В
паузах между словами дети поднимают руку: правую
— если окончание твердое, левую — если окончание
мягкое.
Варианты слов: брат, нож, был, мель, брать, ел, рожь,
хор, уголь, мел, стал, ель, ток, быль, пыл, вес, жарь,
пыль, жар, лаз, цепь, воз, петь, печаль, трус, хруст,
грусть, шаг.
4. Работа по картинке «Путаница»
Подбирается картинка-задачка с перепутанными
предметами (звери с «чужими хвостами», мамы с
«чужими детенышами» и т.п.) Нужно найти каждому
предмету (животному, человеку) подходящую пару и
объяснить свой выбор.
5. Игра «Мячик-смягчитель»
Дети сидят в кругу. Ведущий бросает мяч и
произносит слово с твердым окончанием. Ребенок,
поймавший мяч, перед тем как бросить его обратно,
произносит то же слово, но с мягким окончанием:
угол, брат, ел, топ, мел, хор, жар, был, вес, ходит,
прав, шутит, пилит, носит, стал, пар, прав, врал,
мол, дал.
6. Упражнение «Спасибо, до свидания!»
ЗАНЯТИЕ 16
1. Игра «Бип»
См. занятие 9.
2. Игра «Обратный счет»
См. занятие 11.
3. Игра «Назови соседей»
Играющие сидят в круге. Ведущий бросает мяч
ребенку, называет числа от 0 до 10. Поймавший мяч
должен назвать «соседей», то есть числа на 1
меньше и на 1 больше. После этого он возвращает
мяч ведущему.
4. Игра «Рыба, птица, зверь»
Дети сидят в круге. Ведущий указывает по очереди
на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица,
зверь, рыба, птица, зверь...» Тот игрок, на котором
остановилась считалочка, должен быстро назвать в
данном случае рыбу.
5. Упражнение «Лабиринт» (рисунок)
Детям предлагается найти выход из лабиринта.
6. Итоги занятия (настроение в цвете)
ЗАНЯТИЕ 17
1. Игра «Имя + прилагательное»
См. занятие 4.
2. Игра «Много — один»
Дети сидят в круге. Ведущий бросает мяч, называя
слово во множественном числе. Ребенок возвращает
мяч и повторяет слово в единственном числе.
Варианты слов: коты, грачи, леса, мосты, столбы,
дома, блины, глаза, сады, зонты, коржи, слоны, носы,
листы и т.д.
3. Игра «Четыре стихии»
См. занятие 8.
4. Игра «Запомни свое место»
Дети становятся в разных углах комнаты. Каждый
ребенок должен запомнить свое место. По сигналу
ведущего (один хлопок) все бегут со своих мест,
собираются в центре и ходят по кругу. По
следующему сигналу ведущего (два хлопка) дети
должны вернуться на свои места. Местоположение
детей несколько раз меняется.
5. Рассматривание зашумованной картинки
См. занятие 3.
6. Упражнение «Послушай, что за окном?»
Ведущий предлагает послушать, что происходит за
окном. Каждый ребенок должен рассказать, что он
слышал.
7. Итоги занятия (настроение в цвете)
ЗАНЯТИЕ 18
1. Игра «Снежный ком»
См. занятие 1.
2. Игра «Зеваки»
См. занятие 14.
3. Игра «Сколько в слове слогов»
Дети сидят в круге. Ведущий бросает мяч ребенку и
называет слово. Ребенок, получивший мяч, называет
количество слогов в этом слове и возвращает мяч
ведущему.
Варианты слов: дуб, коза, брат, вода, шум, поле,
зима, кит, сундук, жираф, кот, шуба, шар, слово,
чашка, книга, мука, бочка, кирпич, лес.
4. Игра «Треугольники»
См. занятие 10.
5. Упражнение «Галки и палки»
Прилетели галки,
Сели на палки.
Если на каждой палке
Сядет по одной галке,
То для одной галки
Не хватит палки.
Если же на каждой палке
Сядет по две галки,
То одна из палок
Будет без галок.
Сколько было галок?
А сколько палок?
Ответ: 4 галки, 3 палки.
6. Упражнение «Спасибо, до свидания!»
ЗАНЯТИЕ 19
1. Игра «Бип»
См. занятие 9.
2. Игра «Тропинка»
Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу
ведущего начинают движение по кругу в правую
сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет
слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка»,
— все дети становятся друг за другом и кладут
руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий
говорит: «Копна», — дети направляются к центру
круга, выставив руки вперед. Если ведущий скажет:
«Кочки», — дети приседают, положив руки на
голову. Задания ведущим чередуются.
3. Игра «Утренняя гимнастика»
См. занятие 6.
4. Игра «Поросята»
См. приложение, рис. 9.
Предлагаются бланки с изображением поросят,
расположенных по 10 в каждом ряду.
• Подчеркните веселых поросят.
• Подчеркните грустных поросят.
• Обведите кружочком грустных поросят с одним
ушком, без челки.
5. Игра «Найди отличия»
Работа с картинками.
6. Игра «Послушай, что за дверью?»
См. занятие 17.
ЗАНЯТИЕ 20
1. Игра «Снежный ком»
См. занятие 1.
2. Упражнение «Окна»
См. приложение, рис. 10.
В одном странном, почти сказочном городе окна
были двух видов: круглые и квадратные. Посмотрите
на рисунок и определите, каких окон больше:
круглых или квадратных? Постарайтесь сосчитать
как можно быстрее сначала круглые, а затем
квадратные окна.
3. «Большая семья»
Мы — большая семья,
Самый младший — это я.
Сразу нас не перечесть.
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Саша,
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем,—
Говорят, что детский дом.
Посчитай поскорей,
Сколько нас в семье детей?
Вспомни, как зовут детей?
4. «Зайцы и морковки»
К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок:
Сколько съедено морковок?
5. Упражнение «Буренки»
См. приложение, рис. 11.
Предлагаются бланки с изображением буренок,
расположенных по 8 в ряду.
• Подчеркни буренок с одним рогом (с двумя
рогами).
• Подчеркни буренок с одним ушком (с двумя
ушками).
6. Игра на пространственную ориентацию на
плоскости.
См. занятие 4.
7. Заключительная беседа «Почему надо быть
внимательным?»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Рис. 6 |
Рис. 7 |
Рис. 8 |
Рис. 9 |
Рис. 11 |
Рис. 10 |
Елена БАРМАШОВА,
педагог-психолог,
детский сад № 46,
г. Узловая,
Тульская обл.
|