Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2005


КОНКУРС

Конкурс «Мои рабочие находки»
Номинация «Психологические игры и игрушки»

 

МАНДАЛА ДЛЯ ПЕДКОЛЛЕКТИВА

Игра-метафора

Не секрет, что друзья не растут в огороде и... что педколлектив не прост во взаимоотношениях. Хотя можно спросить себя: проявляем ли мы в общении с коллегами свои лучшие качества? Может, боимся непонимания или отпора? А может быть, для проявления более глубоких чувств нужны какие-то особые условия? Такие, когда что-то светлое, нежное, ранимое в нашей душе было бы увидено, прочувствовано и согрето другими.

Цель игры: психологическое единение коллектива и открытие уникальной красоты другой души.
Материал: лист ватмана, фигурки из цветной бумаги, клей Пва.
Оборудование: квадраты, круги, треугольники, вытянутые ромбы двух видов (см. рис.) по цвету спектра радуги или цветовых карточек теста М. Люшера. Лучше вырезать столько фигур каждого цвета, чтобы хватило всем участникам для выбора своей фигуры своего цвета. Фигуры разложены кучками по цвету в плоских открытых коробках.
Инструкция. Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Сейчас вам будут розданы фигуры разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. (Три коробки пускаются по рядам.) Если передумали, можно взять другую... Хорошо... Итак, перед вами фигурка, которая нравится. Нарисуйте на ней ручкой с любым стержнем что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор: растительный, геометрический, символический. Уголок природы, деревья, цветы, небо, птицы, рыбы или что-то еще, близкое вам... (Рисование.)
Нравится? Вы согласны с тем, что в этом рисунке отражена частица вашей души? Попробуйте понять и мысленно для себя ответить: какая это часть души, что она выражает?.. А теперь позвольте собрать ваши рисунки для следующего действия.
(Пауза 15—20 минут, которую можно заполнить музыкой, звуками природы и чаепитием. За это время психолог в другом помещении выкладывает на листе ватмана композицию в виде мандалы (см. рис.), чередуя разные цвета и фигурки. Помощник последовательно приклеивает фигурки.)
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. (Ватман разворачивается и прикрепляется на доску. Пауза для рассматривания.) Красиво. Словно радуга... Здесь лебедь, звезды, березка, солнце. Удивительно! Эти рисунки можно разглядывать часами...
Когда-то давно, в глубокой древности, люди интуитивно обнаружили, что форма в виде цветка, звезды — они назвали ее мандалой — выражает что-то глубинное в душе человека, отражает словно бы центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: в витражах церквей, на одежде, посуде, в архитектуре зданий. На Руси — в украшении изб, прялок, орнаменте вышивок. Открыл тайну мандалы известный австрийский психолог XX века Карл Юнг. Он же открыл и то, что созерцание мандалы, ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью...
Наша мандала — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка души каждого из нас и все мы вместе (психолог обводит рукой круг мандалы). Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите глазами свой...
Обратите внимание, как каждый из нас близко находится ко многим другим. И если вдруг кто-то делает больно одному, то и другим, тем, кто рядом, тоже станет больно. И наоборот. Радость отразится светом на других. Закономерно, что все возвращается к тому же месту, к тому же человеку: по движению круга, по спирали. Вот такой удивительный образ получился. (Пауза, после которой с мест раздаются вопросы.) Спасибо.

Интерпретация индивидуальная. Образ можно использовать как диагностический материал. С мест могут прозвучать вопросы: «Что значит желтый цвет? Серый? Красный? Почему я выбрала круг, треугольник?» Ответы в этом случае обязательны, так как они снимают напряжение, неопределенность и могут дать конструктивный ход осознанию материала, в том числе и теми, кто вопросов не задает. Интерпретация цвета может проводиться по любой используемой в практике психолога методике: Люшер, историческая интерпретация цвета, этнопсихологическая, цветотерапевтическая и т.д. Объяснения дополняют друг друга, и каждое из них открывает новую грань в понимании цвета.
Ключом к пониманию формы каждой фигурки является психогеометрический тест (Деллингер С., 1989). Ответы на вопросы проводятся в виде психологической консультации, с учетом, разумеется, присутствия слушателей. Лучше, если психолог в своей интерпретации будет опираться на позитивное значение формы и цвета. Например, черный цвет можно объяснить как переходное состояние человека (сравнение — ночь), в недрах которого возникает что-то новое (образ зари), пока еще не ведомое никому. Таким образом, трактовка этого цвета активизирует у человека состояние ожидания чего-то нового, чуда рождения.

Интерпретация групповая. После проведения игры психолог может создать цветовой образ коллектива, с которым работает. Можно определить цветовые, психогеометрические показатели (в %). Делать это следует, разумеется, осторожно. И все-таки больший смысл игры заключен в самой метафоре.

Использование. В кабинете психолога мандала станет многоцветным магнетическим центром, притягивающим взоры. Она напомнит о минутах прикосновения одной души к другой. Будут вопросы наедине и тихие вздохи — образ продолжает жить.
Много вопросов задают ученики, отгадывая, где же то, что изобразил их учитель. Эти вопросы уходят в бесконечность, потому что ответов на них я не знаю: анонимность частичек этого образа хранит тайну своих авторов.
В каждом коллективе композиция форм и цвета будет своей, уникальной. Поэтому мандала зазвучит для вас своей мелодией.

Валентина ИВАНОВА,
педагог-психолог,
г. Ангарск,
Иркутская обл.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер Герхард
Лекции по аналитической психологии. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1996. С. 168—171, 173.
2. Бурлачук Ф., Морозов С.М.
Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: ПитерКом, 1999. С. 254—255.
3. Драгунский В.В.
Цветовой личностный тест. — М.: Аст; Мн.: Харвест, 2001. С. 127—165, 185—200.
4. Серов Н.В.
Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. — СПб.: Речь, 2001. С. 64—108.
5. Юнг К.Г.
Человек и его символы. — М.: Серебряные нити, 1997. С. 237—245.