Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2005


НОВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ

Включайтесь в соревнование!

Общественный совет по проблеме подросткового курения, Психолого-педагогический институт воспитания и газета «Школьный психолог» открывают долгосрочный Всероссийский проект «Соревнование подростковых групп, свободных от курения».
Участвовать в соревновании могут: школьные классы, группы туристических клубов, члены детско-юношеских объединений, в состав которых входят младшие и старшие подростки. Школьный класс может включаться в соревнование только в полном составе. (К соревнованию допускаются учащиеся начиная с шестого класса.) В особую номинацию выделяются подростковые группы детских домов. Минимальный состав группы общественного объединения — 12 человек. Процент воспитанников детского дома подросткового возраста, включающихся в соревнование, должен быть не ниже 80.
Соревнование будет проходить в несколько этапов, включающих различные «дистанции»:
этап первый — мораторий на курение в классе (группе) в течение трех месяцев (апрель—июнь);
этап второй — мораторий на курение в классе (группе) в течение первого учебного полугодия (сентябрь—декабрь);
этап третий — мораторий на курение в классе (группе) в течение второго учебного полугодия (январь—июнь).

Условия соревнования

Школьный класс или группа подростков могут принять участие в соревновании, если все ученики класса или все члены группы согласятся выполнять правила соревнования и пришлют заявку в конкурсный комитет.
Класс (группа) принимает решение не курить в течение срока соревнования. Не разрешается курить ни в свободное время, ни на каникулах, ни в выходные.
Каждый учащийся (член группы) подписывает коллективное обязательство и обещает не курить и вести здоровый образ жизни.
Обязательство также подписывается родителями или взрослыми, замещающими родителей.
На обязательство ставится печать школы или организации, внутри которых существует данная подростковая группа.
Каждый класс (группа) выбирает себе куратора, который будет поддерживать учащихся в соревновании, помогать контактировать с конкурсным комитетом.
Куратором может быть любой человек (учитель, родитель, старшеклассник и т.д.), пользующийся доверием класса.
Во время соревнования учащийся класса (участник группы) самостоятельно отслеживает ситуацию. Еженедельно обсуждается готовность и способность продолжать соревнование, возникшие трудности и достигнутые успехи.
Если кто-то закурил, класс или группа решает, что делать дальше. Если кто-нибудь выкурил, например, одну сигарету, но обещает больше не курить, класс решает, будет ли этот ученик продолжать участие в соревновании. Если нет, то класс может исключить этого ученика из соревнования. Регулярное курение недопустимо. Класс (группа) считается участвующим в соревновании, пока не курят 90% всех учеников класса или членов группы, подписавших коллективное обязательство.
Класс сам контролирует некурение своих учеников. Раз в месяц класс (группа) собирается для подведения итогов и заполняет ежемесячный бланк подтверждения участия.
Если кто-то закурил, он выбывает из соревнования.
В рамках соревнования классов, свободных от курения, будет проводиться три конкурса:

• конкурс сочинений на тему «Суд над сигаретой» (в комитет присылается 1–2 сочинения от группы или коллективное сочинение);
• конкурс «Конвенция о правах некурящих» (коллективная работа);
• конкурс «Логотип класса, свободного от курения».

Победители конкурсов получат призы.
Все классы и подростковые группы, дошедшие до финала, получают сертификаты и право участвовать в призовой лотерее.
Преимущественное право на участие в розыгрыше призов принесут классу или группе очки, полученные в результате участия в конкурсах, и очки за отчеты об акциях против курения, проводимых в школе во время соревнования.

 


P.P. ГАЛИЯХМЕТОВ, Н.В. МАРТЫНЦОВА,
К.А. ПОПЛАВСКАЯ, И.И. УЛИТИН

СОРЕВНОВАНИЕ КЛАССОВ,
СВОБОДНЫХ ОТ КУРЕНИЯ

Методическое пособие для кураторов

Продолжение. См. № 4, 5/2004

Занятие 6. МОЯ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. КАК СКАЗАТЬ "НЕТ"

Цель: познакомить с навыками уверенного поведения через умение отказывать.

Этапы Содержание Примечания
Вводное слово
куратора
В нашей жизни нам часто необходимо от чего-то отказываться. Ситуации отказа нередко связаны с неприятными переживаниями: страхом обидеть, испортить отношения, чувством вины. Но когда мы отказываем уверенно, спокойно, убедительно, оказывается, что и наш отказ воспринимается спокойно, не вызывает отрицательных эмоций.
Отказывая, важно быть вежливым, но уверенным. Если ваш ответ неубедителен, предлагающий может подумать, что вы колеблетесь и нуждаетесь в более долгом уговаривании. Уверенный, спокойный ответ спасет вас от ненужной суеты.
 
Упражнение «Очередь» Инструкция. Поделитесь, пожалуйста, на две команды: одна — очередь, другая — эксперты. Все встают в очередь, кроме одного, который пытается пролезть вперед. Необходимо отказать нахалу. Эксперты оценивают, насколько удачно удалось отказать. Условие: нельзя кричать, ругаться и использовать физическую силу.  
Вопросы • Какие чувства возникают в момент отказа?
• В чем основная трудность отказа?
• Почему нам это трудно делать?
• Чего мы боимся?
 
7 способов сказать «нет» 1. Вежливого «нет, спасибо» обычно достаточно.
— Не хочешь закурить?
Нет, спасибо.
Люди понимают, что вы не курите.

2. Иногда простое «нет, спасибо», кажется, не работает. Люди продолжают предлагать вам сигарету, хотя вы уже отказались от нее. Их может остановить, если вы повторите ваш отказ.
— Не хочешь закурить?
Нет, спасибо!
— На, попробуй, это здорово!
Нет, спасибо, я действительно не курю!

3. В каких-то ситуациях можно изменить тему разговора:
— Закурим?
Я слышал, что в магазине продается новая видеоигра.

4. Может случиться, что кто-то действительно начнет беспокоить вас, настаивать, чтобы вы курили. Вас могут обзывать юнцом, слабаком и т.д. В этой ситуации попытайтесь оставаться спокойным, не поддавайтесь на провокации, не ссорьтесь. Вы можете спросить у предлагающего: «Почему тебе нужно, чтобы я закурил?» Трудно сразу найтись, что ответить на этот вопрос.
— На, покури.
Нет, спасибо.
— Конечно, ты не дорос еще, чтобы курить.
Зачем тебе нужно чтобы я закурил?
— ?

5. Иногда лучше извиниться и просто уйти или пройти мимо. В этом случае вы даже не должны отказываться.
— Куришь? Давай присоединяйся к нам.
Просто проходишь мимо, не обращая внимания на компанию, которая предлагает тебе закурить.

6. Избегай тех мест, в которых часто собираются курящие, пьющие.

7. Чаще бывай в компании, в которой не курят.

Часто, когда мы отказываем, мы ищем причины, убедительные для других.
Но вы имеете право
не объяснять причины.
Упражнение
«Я умею отказать»

 

 

 

 

 

Вопросы

Инструкция. Разбейтесь, пожалуйста, на тройки. Один из вас будет человеком, который хочет предложить своему партнеру сигарету. Второй — человек, не желающий курить, он отказывает одним из тех способов сказать «нет», которые мы с вами только что узнали. (У вас есть карточка с описанием одного из способов, пока ее никому не показывайте и не говорите, что в ней написано.) Третий участник — наблюдатель, задача которого внимательно следить за происходящим и пока ничего не комментировать.
Для того чтобы игра была более интересной, ведущий должен сказать на ушко человеку, который предлагает сигареты, чтобы он настаивал очень упорно, но не применяя физической силы.
Проиграйте ситуацию отказа.
• Что увидел наблюдатель?
• Какой из известных нам способов использовал отказывающий?
• Насколько эффективен был данный способ?
• Трудно ли было отказывать? Почему?
До начала занятия приготовьте карточки,
на которых будут записаны все способы отказа.
Вопросы Далее участники меняются ролями. Наблюдающий становится отказывающим, отказывающий — предлагающим, предлагающий — наблюдающим. При этом все участники по часовой стрелке меняются карточками с формами отказа.
• Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о том, что происходило.
• Какие мысли у вас возникли в ходе упражнения?
 
Заключительная часть • Что нового вы узнали из сегодняшнего занятия? На этот вопрос по возможности должны ответить все участники занятия.

Занятие 7. Я И КОМАНДА

Цель: формирование небезразличного отношения к своей социальной группе.

Этапы Содержание Примечания
Вводное слово
куратора
Мы с вами все являемся членами общества. Общество предъявляет нам свои требования, но и мы чего-то требуем от общества. Каждый из нас занимает определенное место в системе общественных отношений. Самое близкая и понятная для нас модель общества — это наш класс. У всех свои отношения и свое место в классе. но без каждого из нас наш класс был бы далеко не полным. Каждый имеет свое мнение по поводу того, каким класс должен быть.  
Упражнение «Джеффа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

Инструкция. В разных углах класса развешаны три таблички — «Да», «Нет», «Не знаю». Посмотрите на них. Теперь подумайте о нашем классе, о каждом человеке в классе, о себе. Сейчас я буду зачитывать утверждения. Вы, ни с кем не совещаясь, выбираете ответ и подходите к той табличке, где он написан. Еще раз обращаю ваше внимание, что обсуждение в ходе выполнения задания запрещено.
Утверждения:
— Я считаю, что необходимо что-то изменить в отношениях ребят в нашем классе.
— Я готов(а) влиять на отношения в классе.
— Мои личностные качества нужны нашему классу.
— Я считаю, что каждый может и должен участвовать в жизни нашего класса.
— Каждый в нашем классе — уникальная и неповторимая личность.
— Каждый может влиять на обстоятельства.
— Каждый вправе выбирать, с кем и как ему общаться.
— У каждого человека есть качества, которые нужны окружающим.
После этого участники рассаживаются в общий круг.
Обсуждение: кто желает поделиться своими размышлениями по поводу того, что происходило? Для чего необходимо занимать в жизни активную позицию? Что такое настоящая команда?
Работа в микрогруппах на тему «Образ идеальной команды — какие качества должны ей соответствовать?»
• Является ли наш класс командой? Чего нам не хватает как команде?
«Мозговым штурмом» набросать список тех качеств, которых нет в нашей команде.
Таблички формата А4:
«Да», «Нет»,
«Не знаю» — приготовить заранее.
Вопросы
зачитываются
с интервалом
в 1—3 минуты. Ведущий
запоминает примерную расстановку
по ответам.
Для каждой микрогруппы листы
и фломастеры.
Лист ватмана
и маркеры.   
Упражнение «Я готов» Мы уже говорили с вами, что в каждом из нас есть что-то, что необходимо нам, для того чтобы стать настоящей командой.
Инструкция. Перед нами лежит чистый лист. Представим себе, что это пустая земля. По нашему проекту здесь может вырасти замечательное дерево — дерево нашей команды. Каждый из нас может помочь росту дерева. На нем столько веточек, сколько нас с вами. Напишите, пожалуйста, каждый на своей веточке качество, которое есть в вас, чтобы сделать наш класс единой командой.
Дети пишут в течение 5 минут.
Далее ведущий зачитывает все имена и качества.
Лист ватмана, на котором нарисовано дерево с ветками по количеству участников,
и маркеры.
Дерево можно поместить в классный уголок.
Вывод Посмотрите на наше дерево — на нем много веток и все разные. Если одна из веток засохнет (ведущий закрывает одну из веточек рукой), чего-то будет недоставать. Смотрите — каждый ценен для каждого.  
  Продолжите фразу: «После сегодняшнего занятия я...»  

Занятие 8. Я В КОМАНДЕ

Цель: определение своего места в группе посредством обратной связи.

Этапы Содержание Примечания
Настройка группы
на работу

 

 

Вопросы

Инструкция. Давайте начнем сегодняшнее занятие с того, что выскажем друг другу пожелания на это занятие и на оставшуюся часть дня, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому из вас, поздоровается и выскажет пожелания на сегодняшнее занятие и на целый день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему участнику и так далее до тех пор, пока каждый не получит пожелание на день.
• Как вы себя сейчас чувствуете?
• Какие чувства вы испытывали, когда вам дарили пожелания?
 
Вводное
слово
куратора
На прошлом занятии мы с вами говорили о том, как каждый из нас чувствует себя в нашей маленькой группе, подумали, какое место мы в ней занимаем. Посмотрели, что мы можем предложить для улучшения отношений в нашем миниатюрном сообществе. Вспомните наше дерево — дерево настоящей команды. Но, безусловно, нам надо понимать не только свое место в команде, но и место другого человека. Важно учитывать мнение окружающих нас людей, чтобы наши взаимоотношения с ними строились конструктивно. Но так же важно уметь высказывать свое мнение относительно другого человека.  
Упражнение «Пять Я»

 

 

Вопросы

Инструкция. Все мы очень разные, непохожие друг на друга, и это очень хорошо. Нарисуйте, пожалуйста, на своем листке ромашку с количеством лепестков, равным количеству участников группы. Подпишите его. Передавая листок по часовой стрелке, каждый участник будет писать в лепесточке «Ты — ...» и отмечать какое-нибудь качество владельца ромашки.
• Удивили ли вас те качества, которые вам написали? Да/нет, почему?
• Что нового вы узнали о других участниках группы?
Листы А4
по количеству участников,
фломастеры.
Упражнение «Я для группы» Инструкция. Мы с вами прожили очень интересные и насыщенные дни. Было много открытий, наблюдений, неожиданных поворотов. Перед вами лист бумаги, нарисуйте на нем рисунок, который показал бы ваши качества, полезные группе. Чем вы ценны для нас, для каждого из нас?  
Наши достижения
Вопросы
Предложите детям самостоятельно подвести итоги трехмесячной работы.
• Какие были достижения?
• Кто какой вклад внес в общую работу?
• Все ли удовлетворены результатами?
• Что можно было сделать по-другому в работе класса?
• Каков вклад каждого в общее дело?
• Что дало нам соревнование как единому коллективу?
 
Портрет
нашего
класса
Инструкция. Нарисуйте совместно с детьми картину того класса, каким он стал за период соревнования. Рисовать желательно всем одновременно на одном общем листе. Ватман, маркеры.
Обратная связь с организаторами соревнования Предложите участникам написать письмо от имени класса организаторам соревнования о том, что им дало это соревнование, что нового они узнали, что было удачно, а что следует изменить или дополнить в ходе соревнования. Все письма собирают
и сдают
в организационный комитет.

Поддерживающие мероприятия

Помимо основного соревнования, правила которого изложены в начале пособия, предлагается ряд поддерживающих мероприятий (конкурсов, акций), целью которых является:
1. Поддержка мотивации участников соревнования.
2. Организация досуга учащихся.
3. Повышение активности участников.
4. Усвоение полученных знаний.
Организаторами таких мероприятий может стать любой человек или организация (участники, кураторы, координаторы, организаторы, директора школ, родители и др.).

Чья должна быть инициатива?
Активность необходимо проявить всем. Каждый класс может предложить какое-то мероприятие, разработать его, внести свое предложение в оргкомитет или рассказать о проведенном мероприятии.
Призываем каждого проявлять инициативу, предлагать идеи, а главное — реализовывать их.
Интересные статьи о том, как проходит соревнование, будут опубликованы в печати — в России и за рубежом, а также могут появиться в Интернете.

Какие это могут быть мероприятия?
1. Внешние мероприятия:
освещение хода соревнования в газетах, на радио, телевидении.
2. Внутренние мероприятия:
а) конкурсы, игры, спортивные состязания между классами/школами;
б) встречи, контакты классов.
3. Активные мероприятия:
организация акции против курения — это может быть урок для другого класса, «некурящая» дискотека для друзей, вечер для взрослых (родителей). Эти мероприятия могут быть организованы как одним классом, так и несколькими.
Будьте активными, делайте свою жизнь насыщенной и интересной, организуйте свое свободное время. Пойдите дальше придумывания — реализуйте свои желания. Если у вас уже были какие-то идеи, но они по каким-то причинам не реализовались, попробуйте сейчас вспомнить все причины, по которым этого не случилось. Что это было? Используя новый опыт, организуйте что-нибудь самостоятельно — вечер, поездку, поход, прогулку... Что нужно для того, чтобы осуществить ваше желание? Определите этапы реализации, выберите ответственных за каждое дело, которое необходимо сделать.

Для того чтобы мероприятие состоялось,
необходимо соблюдать следующие условия:

1. Мероприятие должно быть интересно всем.
(Необходимо учитывать интересы каждого.)
2. Каждый принимает участие в подготовке.
3. Распределяются обязанности и ответственность.
(Только добровольное принятие на себя обязанностей.)
4. Если кто-то не может с чем-то справиться, он может попросить помощи у других.
5. Поддержка и помощь друг другу.

Можно выделить следующие этапы,
необходимые для реализации проекта:

1. Узнать желания каждого.
2. Выбрать проект, интересный всем.
3. Определить все, что необходимо для реализации проекта (список всех дел).
4. Решить, как можно найти все необходимое.
5. Выбрать ответственных за конкретные дела.
6. Подготовить мероприятие.
7. Осуществить проект (и не забыть получить от этого удовольствие).
Помните о юморе!

Идеи не для ленивых

Акции класса (группы) в ходе соревнования

Опрос о курении. Учащиеся оценивают ситуацию с курением в классе, школе, районе. Можно изучить количество курящих, причины начала курения, отношение к курению, мифические представления и т.д.
Стенд. Учащиеся готовят лозунги или стенгазету на тему некурения, учитывая при этом различные точки зрения. Темами могут быть, например, история табака, законодательство, значение курения для народного хозяйства.
Скрытая реклама. Учащиеся выпускают стенгазету о скрытой рекламе, стремятся найти ее подоплеку (на материале газет, журналов, телевидения). Что случилось бы, если бы вместо такой рекламы была другая?
Закон о рекламе. Семинар или газета на тему: в чем состоит закон о рекламе? Можно ли рекламировать табак? Как? Какова ситуация в других странах?
Коротко. Учащиеся придумывают песни и шутки, высмеивающие курение. Подходят также более узкие темы, например: «Как помочь другу бросить курить?», «Какой вред приносит курение?».
Ролевые модели. Учащиеся проводят уроки о вреде курения в младших и старших классах, для учителей, родителей.
Приз. Ученики придумывают свой приз, который вручается дошедшим до конца соревнования или ученикам, переставшим курить.
Вечер для родителей. Учащиеся рассказывают родителям о соревновании, о том, что они будут делать во время соревновании. Тематические вечера.
Диспут о курении. Ученики собирают самые обычные объяснения курящих и продумывают, как им ответить. Например: «Опасно ли курить?» Объяснение курильщика: «Мой 90-летний дедушка курил всю свою жизнь и до сих пор здоров».
Бюджет. Ученики рассчитывают расходы, связанные с курением, и сравнивают их со стоимостью проезда на автобусе, билета в кино или с другими подобными расходами молодого человека. Каждый ученик должен задуматься: от чего ему придется отказаться, если потратить деньги на табак; сколько времени уходит на перекур на рабочем месте?
Ролевые игры или пьесы о проблемных ситуациях, связанных с курением. Примерные ситуации: в дом некурящего приходит курящий гость; мама находит в кармане школьника пачку сигарет; некурящий мальчик попал в курящую компанию.
Правила. Учащиеся составляют список правил, связанных, по их мнению, с курением, которые должны существовать в общественных местах — в школе, театре, кафе.
Средства массовой информации. Ученики класса могут написать статью в газету, придумать сюжет для местного телевидения, пригласить прессу на свою акцию.
Темы для обсуждения. Будут ли при приеме на работу расспрашивать о курении (если ваша профессия — медсестра, учитель)? Сдали бы вы только что отремонтированную квартиру курящему? Правильно ли, что табак стараются рекламировать в развивающихся странах, где мало знают о вреде табака?
Причины отказа от курения. Придумать причины, почему стоит оставаться некурящим. Причины могут быть весьма серьезными или, наоборот, шуточными. Например, 10 самых дурацких причин отказа от курения.
Альтернатива. Ученики перечисляют те причины, по которым, по их мнению, учащиеся курят. Затем придумывают альтернативные действия для каждой причины.
Стратегия по некурению. В классе обсуждаются темы: нужно ли в школе иметь правила курения? Нужно ли организовать специальное место для курящих? Могут ли все посещать это место? Нужно ли запретить курение? Разрешается ли курение взрослых? На основе дискуссий на эти темы создать правила о курении в школе/классе. Какие существуют законы?
Опыт других. В школу приглашают известного человека, кумира, для рассказа, например, о своем решении отказаться от курения или о том, почему он никогда не курил. Школьники могут попросить его взять над ними шефство.
Конкурс фильмов. Каждый класс создает фильм, посвященный некурению, для младших или старших школьников, для взрослых, юмористические видеоролики.
Организация дискуссии. Учащиеся организуют открытое мероприятие, например дискуссию о продаже табачных изделий, о совместной ответственности продавца и покупателя, о контроле продажи, о введении закона об ограничении курения табака. Можно пригласить специалистов.
Организация выставки. Учащиеся готовят материал о табакокурении (стенгазеты, рисунки и т.п.) для выставки, организуемой, например, в библиотеке или в спортивном зале.
Организация уборки. Организуется уборка окурков на прилежащей к школе территории.
Поддерживающий проект. Учителя или другие взрослые одновременно с детьми могут организовать дополнительный проект по отказу от курения.
Сделай игру. Ребятам предлагается в группах придумать игры (например, настольные) и изготовить их. Можно потом их кому-нибудь подарить.
Дизайн футболки. Разрисовать футболки.
Акции. Придумать, организовать акцию — активную форму выражения собственного мнения.
Мисс и мистер Smokefree class. Конкурс может начинаться в классе, школе.
Открытое письмо. Написать и отправить письмо с вопросом или предложением в какую-то организацию, в городскую администрацию, руководителю.

Как бросить курить?

Что делать, если курение уже стало притягательным и трудно расстаться с этой вредной привычкой?
Советы, которые вы прочитаете в этой главе, взяты из практики.
В отказе от курения можно выделить три стадии:
• подготовительная;
• отказ от курения;
• оставаться некурящим.
И если подросток (или взрослый) задал вам вопрос «Как бросить курить?», вы можете помочь ему сделать последовательно эти три шага и достичь результата.

1-й шаг: подготовка к отказу от курения.
Важно, чтобы вы бросили курить потому, что вы хотите этого.
Подумайте о том, почему вы хотите бросить курить, и составьте список самых важных причин. Расположите этот список так, чтобы он как можно чаще попадал вам на глаза. Дополняйте его новыми идеями.
Подумайте, в каких ситуациях вы обычно курите и как можете обойтись в них без табака.
Сообщите своим друзьям, родителям, близким о своем решении бросить курить. Попросите у них поддержки. Вполне вероятно, что вы не единственный, кто решил бросить курить, и тогда вы можете поддерживать друг друга, например, в группе взаимопомощи.

2-й шаг: отказ от курения.
Если вы готовы бросить курить, то выберите определенный день, соберитесь с духом и бросьте.
Уничтожьте все, что связано с курением: сигареты, зажигалку, спички и т.д.
Первые дни (особенно первые 48 часов) старайтесь не бывать там, где курят. Придумайте для себя какое-нибудь увлекательное занятие с друзьями, которые не курят.
Будьте готовы к проявлениям симптомов отторжения (физиологические последствия отвыкания от курения, см. ниже таблицу).
Не употребляйте алкоголь.

3-й шаг: оставаться некурящим.
Ключ к преодолению срыва — это мотивация. Напомните себе о тех причинах, которые привели вас к отказу от курения.
Отмечайте положительные последствия сделанного шага.
Когда вы бросите курить, сначала изменится ваше поведение. Восприятие себя — некурящего придет значительно позже.
Если вы сорвались и начали курить, не отчаивайтесь. Начните снова. Вас ждет успех.

Существуют некоторые особенности оказания помощи подросткам в отказе от курения. Ведь для подростков значительно более очевидны плюсы курения, чем его отдаленные негативные последствия. Поэтому важно научить ребят получать эти плюсы (например, чувствовать свою значимость) без сигарет и алкоголя. Научите подростка говорить «НЕТ».

Физиологические последствия
отвыкания от курения

Мои права

Антитабачная хартия

— Каждый гражданин имеет право дышать воздухом, не загрязненным табачным дымом, в общественных местах и в общественном транспорте.
— Каждый работающий имеет право дышать чистым воздухом на рабочем месте.
— Каждый ребенок и подросток имеет право на защиту от всех форм рекламы табака, а также на всевозможные виды поддержки, включая просветительские или иные, которые позволят ему устоять перед искушением пристраститься к употреблению табака.
— Каждый гражданин имеет право на информацию о возможных последствиях употребления табака для здоровья.
— Каждый курильщик имеет право на поддержку и помощь при отвыкании от никотиновой зависимости.
У меня есть право быть счастливым. У меня есть право на то, чтобы ко мне относились с любовью и пониманием.
Это значит:
У меня есть право быть уважаемым как личность.
Это значит:



У меня есть право быть в безопасности.
Это значит:



У меня есть право сказать «нет».
Это значит:



У меня есть право слушать то, что говорится, и право быть услышанным.
Это значит:



У меня есть право познавать себя.
Это значит:



О работе с родителями

Родители могут оказать очень мощную поддержку своим детям в отказе от курения. С этой целью каждому родителю передается письмо, содержащее информацию о соревновании. Кроме того, опыт проведения соревнования показывает, что отличные результаты были получены в тех классах, где в роли куратора выступали заинтересованные родители.
Трудность, которая может возникнуть, — это опасение родителей, что данное соревнование актуализирует тему курения для подростков и их дети начнут курить. Такие родители нуждаются в дополнительной информации о причинах возникновения соревнования и его целях. Расскажите им о том, почему именно этот возраст (12—14 лет) выбран для соревнования, о важности передачи подросткам ответственности за свою жизнь, за свое здоровье. То есть необходимо информировать родителей обо всем, что вызывает у них сомнения, — информировать честно и открыто.
Вы можете делать эту работу индивидуально или в группе — на родительском собрании. На собрании вы можете организовать дискуссию по проблемам соревнования или просто ответить на все вопросы родителей. Возможно, родителей будет интересовать вопрос о том, как они могут помочь своим детям в ходе соревнования, или им будет важно получить информацию о химических зависимостях. Вы можете сделать эту работу сами или обратиться за помощью к координаторам соревнования или специалистам.