ТРУДНАЯ ВСТРЕЧА
О причинах и профилактике детских неврозов
Неврозы в детском и
подростковом возрасте – это самый
распространенный вид нервно-психической
патологии. Поэтому профилактика детских
неврозов, проводимая школьным психологом,
является очень важной для сохранения и
укрепления психического здоровья детей. Ее
значение можно выразить в виде общеизвестного
утверждения «болезнь лучше предупредить, чем
лечить».
К неврозам относят функциональные нарушения
нервной деятельности, которые не сопровождаются
грубыми органическими изменениями в структуре
нервной ткани. Основной причиной неврозов
является психическая травма, на которую
по-разному реагируют взрослые и дети в
зависимости от типа высшей нервной деятельности,
предшествующих болезненных состояний (травмы,
инфекции, интоксикации).
Работы И.П. Павлова и его учеников помогли
раскрыть патофизиологические механизмы невроза,
показав, что невроз возникает как перенапряжение
нервных процессов, срыв нервной деятельности.
Сущность невроза состоит в нарушении
взаимодействия между возбудительными и
тормозными процессами. Речь идет о так
называемой сшибке, «трудной встрече»
(по Павлову), которая возникает в результате
нарушения равновесия возбудительного и
тормозного процессов, присущих нормальному
состоянию физиологической деятельности больших
полушарий. Нарушение взаимодействия между
основными нервными процессами изменяет
состояние высшей нервной деятельности, что
впоследствии может вызвать патологическое
преобладание процесса возбуждения над процессом
торможения.
Значимость нарушенного общения
История изучения неврозов в зарубежной и
отечественной литературе разнообразна. В начале
XX века основное место в зарубежной литературе
по неврозам отводилось психоанализу,
основоположником которого был З. Фрейд. В
России теории Фрейда не получили достаточного
развития. Во второй половине XX века большое
значение приобретают работы психолога,
психиатра и психотерапевта Владимира
Николаевича Мясищева — ученика и последователя
В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского. Эти работы
базируются на результатах экспериментальных
исследований, полученных в лаборатории
И.П. Павлова. Признание многофакторной
обусловленности неврозов дополняется в них
представлением о доминирующей роли
психологического фактора.
Специфическим для патогенетической концепции
В.Н. Мясищева является рассмотрение невроза не
только как нарушения функционирования организма
в целом под влиянием психотравмы, не как
следствия блокирования одной, даже
характеризуемой как ведущей потребности, не как
результата наличия определенных невротических
черт. Невроз — это глобальное личностное
нарушение, проявляющееся в специфических
клинических феноменах. Личность рассматривается
как система отношений индивида с окружающей
средой, как целостная организационная система
активных избирательных и сознательных связей с
реальной действительностью.
Патогенетическая концепция неврозов,
разработанная В.Н. Мясищевым, опирается на
созданную им психологию отношений. Понятие
отношений является в концепции центральным.
Невроз определяется В.Н. Мясищевым как болезнь
личности, как глобальное личностное
расстройство, возникающее вследствие нарушения
системы отношений и их отдельных характеристик
(активности, избирательности, сознательности,
социальности).
Для возникновения невроза решающим является
значимость для личности нарушенного отношения.
Путь в болезнь
О происхождении детских неврозов
специалист в области детской психиатрии и
медицинской психологии В.И. Гарбузов
высказывал свое мнение. Он считал, что «путь в
невроз» начинается с подавления темперамента.
Ребенок, который действует вопреки темпераменту
(поскольку он оказывается подавленным), терпит
неудачи, теряет уверенность в себе. При
сохранении психогении вырастают новые
патологические особенности личности:
тревожность, сомнение, робость.
Далее может происходить обрастание личности и
другими особенностями: нерешительность,
несамостоятельность, внушаемость, мнительность,
недоверчивость. Если продолжать эту линию, то
можно заметить, как ребенок становится
замкнутым, одиноким, тревожным. Так формируется
«предневрозный характер», на базе которого в
дальнейшем при неблагоприятных условиях
формируется невроз.
В детском возрасте эти состояния проявляются в
форме невротических реакций. В клинической
картине невротических реакций появляются и
быстро исчезают аффективные, фобические,
псевдосоматические (со стороны внутренних
органов) проявления: нестойкие страхи,
истощаемость, низкая работоспособность,
снижение интереса к учебе, излишнее
беспокойство, неусидчивость. Большое значение
приобретает вегетативная лабильность,
проявляющаяся в потливости, сердцебиении,
повышенной чувствительности к громким звукам,
яркому свету, переходу от жары к холоду. Возможны
колебания артериального давления,
сопровождающиеся головной болью, снижением
аппетита и настроения. Сон у таких детей
глубокий, но утром они не чувствуют себя
отдохнувшими, им все время хочется спать. Это
защитная реакция нервной системы, учитывая
которую была разработана «сонная терапия» как
один из методов лечения неврозов.
Для понимания этиологии и клиники неврозов
детского возраста важную роль сыграли работы
отечественного психолога, видного специалиста в
области детских и подростковых неврозов
А.И. Захарова, по мнению которого детский
невроз – это психогенное заболевание
формирующейся личности, которое затрагивает
значимые аспекты развивающейся личности,
систему ее отношений в семье, со сверстниками и
другими взрослыми.
Причины неврозов
По материалам работ В.А. Гарбузова и
А.И. Захарова этиологические факторы могут
быть подразделены на психические травмы,
нарушение системы отношений, дисгармонию
семейного воспитания. Психическая травма – это
внешние раздражители, оказывающие отрицательное
воздействие на индивидуум. Невроз может
возникнуть непосредственно после тяжелой
психотравмы, но чаще в связи с длительно
продолжающимися психотравмирующими ситуациями.
Хронические травмы, или психотравмирующие
ситуации, – это относительно слабые, но
длительно действующие и многократно
повторяющиеся раздражители. В детском возрасте
психотравмирующая ситуация непосредственно
вытекает из внутрисемейных отношений. В школьном
— психотравмирующие моменты возникают со
сверстниками, педагогами, воспитателями.
Примером может быть такой эпизод, когда родители
проводят «воспитательные» беседы с ребенком
ежедневно вечером за обеденным столом. Такие
беседы вызывают у ребенка негативную реакцию,
которая разрешается в форме реакции
невротической — отказа от еды и контакта с
родителями. Особенно тяжело реагирует ребенок,
если его начинают отчитывать в присутствии
посторонних взрослых или соучеников, особенно
девочек.
Неправильное воспитание может быть подразделено
на несколько видов: отвергающее,
гиперсоциализирущее и эгоцентрическое.
Неправильное воспитание отвергающего типа
заключается в отсутствии ласки, любви к ребенку с
рождения или в чрезмерной требовательности и
контроле со стороны родителей.
Гиперсоциализирующее воспитание формируется на
базе тревожной мнительности родителей в
отношении здоровья ребенка и других членов
семьи, социального статуса ребенка среди
сверстников и особенно его успехов в учебе, в
чрезмерной озабоченности будущим ребенка.
Эгоцентрическое воспитание характеризуется
низким уровнем ответственности ребенка, когда
все родственники стараются выполнять его
прихоти. Все это создает определенный тип
характера, деятельности нервной системы и
ответной реакции на сверхсильный раздражитель,
которым является психотравма.
Неразрешимые переживания
Наличие острых и хронических
психических травм в реакции ребенка дает
основание для определения невроза как
психогенного заболевания. Непосредственной
причиной невроза являются психогении –
эмоционально заостренные, существенные для
ребенка переживания, с которыми он не может
справиться из-за возрастной незрелости нервной
системы, интенсивности психотравмирующего
момента или неразрешимых конфликтных ситуаций. В
большинстве случаев этими обстоятельствами
будут отношения родителей между собой, споры
родителей о методах воспитания ребенка, сама
психологическая атмосфера семьи.
Содержание так называемого внутреннего
конфликта при неврозах обусловлено аффективно
насыщенными и часто неразрешимыми
переживаниями. Поиск разрешения конфликта
нередко носит драматический характер, поскольку
ребенку необходимо, чтобы другие его поняли и
признали. Поэтому дети уходят из дома (пусть
родители поволнуются), пишут в своих дневниках,
что хотят покончить с собой и т.п. Неврозы
выступают как аффективно заостренная проблема
утверждения самого себя в коллективе.
Необходимо подчеркнуть, что нервная система
ребенка очень ранима. То, что взрослому кажется
естественным: громкий разговор в семье, рассказы
о происшествиях, современные фильмы по
телевизору, смысл которых не всегда понятен, —
вызывает страх у ребенка. Ночью ему снятся
страшные сны, ребенок вскакивает, кричит, у него
может появиться непроизвольное мочеиспускание,
за что он получит от родителей очередное
наказание.
Психологу, работающему с детьми в дошкольных и
школьных учреждениях, необходимо знать
этиологию и клинические проявления неврозов:
раздражительность, плаксивость, пугливость,
ограничение контакта с окружающими,
вегетативные расстройства, чтобы своевременно
оказать квалифицированную помощь ребенку —
побеседовать с родителями, педагогами о создании
социальной среды, при необходимости
рекомендовать консультацию психоневролога.
Классификация
Предложено много классификаций
неврозов, но наиболее распространенными
являются: неврастения, невроз навязчивых
состояний, невроз страха и истерический невроз,
отличающиеся различными симптомами в характере
проявлений и психологической структуре
внутреннего конфликта.
При неврастении преобладает повышенная
психическая утомляемость (астения),
отвлекаемость, трудность концентрации внимания,
сочетающаяся с раздражительной слабостью
(своего рода недержание эмоций и их быстрое
истощение), общей вялостью, непереносимостью
громких звуков, яркого света, жары и холода. Такие
явления наблюдаются у детей, имеющих в анамнезе
минимальную мозговую дисфункцию в связи с
родовой черепно-мозговой травмой, частыми
инфекциями, слабым типом нервной деятельности.
Явления неврастении возникают после
перенапряжения нервных процессов, перегрузок,
психотравм. При неврастении содержанием
внутреннего конфликта часто являются завышенные
требования родителей, не соответствующие
возможностям формирующейся психики ребенка: он
не может, несмотря на желание папы с мамой,
учиться только на «отлично», вести себя хорошо,
изучать дополнительно языки и музыку.
Для невроза страха (фобии) характерно большое
количество различных страхов, что указывает на
общий высокий уровень тревожности и
неуверенности в себе. В этих случаях конфликт
заключается в неспособности защитить свое «Я» от
внутренних и внешних угроз.
Невроз навязчивых состояний характеризуется
навязчивыми страхами, мыслями, действиями,
идущими вразрез с желаниями человека. Нередко
при этих состояниях наблюдаются постоянные
сомнения и колебания в принятии решения,
тревожная мнительность. Внутренний конфликт в
этом случае можно представить как
несовместимость чувств и желаний, эмоциональной
и рациональной сторон формирующейся личности.
При истерическом неврозе на первый план
выступают расстройства настроения, капризность,
эгоизм, фиксация внимания окружающих на своем
болезненном состоянии. В этих случаях
подразумевается конфликт между субъективно
завышенными желаниями и возможностями их
реального удовлетворения. Ребенок считает себя
самым умным, самым красивым, как ему внушили
родители, а учительница ставит ему
удовлетворительные оценки. Вследствие этого
ученик отказывается посещать школу, формируется
плохое поведение именно у данного педагога.
Иногда возникает истерическая реакция как
протест, когда ребенок чего-то требует, а
родители ему отказывают. Конфликтная ситуация
разрешается истерической реакцией: ребенок
падает на пол, стучит руками и ногами, кричит,
привлекая внимание посторонних для решения
своей проблемы.
Конфликт на почве «невозможности признания
себя» является основным источником психической
травматизации при истерическом неврозе.
Описанные выше неврозы не всегда удается
разграничить по клинической или психологической
картине, что особенно заметно в раннем детском
возрасте. Поэтому обобщающими понятиями
являются просто термины «неврозы», или
«невротические реакции», как наиболее
распространенные виды детской нервности.
Главным отличием неврозов от других
психопатологических реакций является
определяющая роль в их происхождении
психогенных факторов.
Следовательно, главным методом профилактики
невротических реакций и неврозов является
психотерапия.
Галина ГУРОВЕЦ,
психолог
|