Конкурс «Мои
рабочие находки»
Номинация «Оформление кабинета
психолога»
В кабинете психолога детского сада
ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ
В
кабинете психолога детского сада обязательно
должно быть помещение для релаксации. У нас в
детском саду в этом помещении стоит полумрак (а
не пугающая детей темнота), имеется большое
количество светильников разной формы, кресло,
которое приобретает форму севшего в него
человека, аппарат для проведения ароматерапии,
ковры, подушки в виде сказочных героев. На разных
уровнях (в зависимости от роста детей и взрослых)
к потолку подвешены разные по размерам
колокольчики с мелодичным звоном и т.п. Музыку
для таких сеансов предлагают многие фирмы, но мне
понравились аудиокассеты, записанные
психологическим центром «Генезис». Масло для
ароматерапии помогает подбирать медсестра,
которая курирует эту работу. По медицинским
картам она отбирает тех дошкольников, кому не
противопоказаны масла, используемые во время
занятия (ведь ни для кого не секрет, что в наше
время очень много детей-аллергиков.)
Пока у меня нет возможности заниматься со
взрослыми, хотя я вижу: это просто необходимо! Все
чаще в кабинет приходят младшие воспитатели,
повара и другие сотрудники, чтобы немного побыть
в тишине и расслабиться. Обычно мы говорим о том,
как трудно работать педагогом. Но не меньше
педагогов от работы в детском саду устают
технические работники.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА
В папки с файлами собираются все материалы по
определенной тематике. У родителей и педагогов
часто не хватает времени, чтобы прийти на
консультацию. Но я имею возможность дать им папку
с материалами или несколько файлов из нее по
интересующей их теме, чтобы они могли
внимательно прочитать их в спокойной обстановке.
Еще не было случая, чтобы материал мне не вернули!
Если и после этого возникают вопросы, нужна очная
консультация.
Материалы я подбираю в книгах, в Интернете, в
научных и популярных журналах, записываю все, что
может вызвать интерес, из своей практики. Важно,
чтобы все материалы легко читались. Если берется
статья из научного журнала, необходимо
«переложить» ее на доступный родителям язык:
чтобы значения всех слов были понятны. Ни в коем
случае это не должны быть плохо
отксерокопированные страницы какого-либо
издания (пусть даже и очень популярного!). Нужно
уважать родителей и педагогов и набирать
необходимый текст на компьютере (желательно —
крупным шрифтом). Помимо того, что материалы есть
в папках, их оригиналы хранятся на дискетах. Это
позволяет периодически обновлять материалы.
Папки по взаимодействию с родителями имеют один
цвет, папки по взаимодействию с педагогами —
другой и т.д. Это очень удобно. В настоящее время у
меня есть такие папки.
«Педагоги»:
• тренинги для педагогов;
• информация для педагогов (здесь собирается все,
что в какой-то мере может заинтересовать их, что
поможет найти выход из той или иной проблемной
ситуации);
• тестирование педагогов (где собраны материалы
обследования);
• результаты тестирования педагогов с выводами.
«Родители»:
• тренинги, которые можно использовать в
работе с родителями;
• информации-консультации для родителей (темы
могут быть разными, например: «Плохие слова в
лексиконе малыша», «Бить или не бить?», «Влияние
развода родителей на воспитание ребенка»);
• тестирование родителей (определение стиля
воспитания в семье, определение уровня
взаимодействия ДОУ и родителей и т.п.).
«Организация работы с дошкольниками»:
• планы коррекционных занятий с дошкольниками
старших и подготовительных групп и все материалы
к занятиям (темы могут быть различными: повышение
уровня самооценки, развитие психических
процессов, снятие тревожности и т.д.);
• обследование детей (материалы обследований,
детские работы);
• результаты обследования детей с выводами, а в
случае необходимости и с рекомендациями.
«Для психолога»:
• нормативные документы, касающиеся
педагога-психолога, письма, рекомендации,
приказы региональных органов образования;
• рекомендации по оформлению кабинета психолога,
рекомендации по разработке пособий для занятий с
детьми, адреса издательств, где можно заказать
литературу и т.п.
Экспресс-обследование
Как правило, от психолога требуется
обследовать много детей и зафиксировать
результаты обследования. Для экономии времени и
удобства я придумала такую таблицу:
Таблица заполняется в результате выполнения
детьми следующих заданий.
Результаты обследования
психических процессов старших дошкольников
«Найди такого же» |
Зрительное
восприятие, внимание |
попугай |
бабочка |
машина |
+ |
Не сразу, 1 раз
ошибся |
+ |
«Разложи
правильно и составь рассказ» |
Логическое
мышление, связная речь, словарный запас |
порядок |
рассказ |
слов. запас |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
средн. |
|
«Запомни и
назови» |
Зрительная память,
внимание |
запоминал |
назвал слово |
ошибки |
быстро |
медл. |
7 |
– |
+ |
|
«Разложи по
группам» |
Логическое
мышление |
обувь |
посуда |
мебель |
фрукты |
овощи |
Разл. |
Обобщ. |
Разл. |
Обобщ. |
Разл. |
Обобщ. |
Разл. |
Обобщ. |
Разл. |
Обобщ. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
«Найди предмет» |
Зрительное
восприятие, внимание |
машины |
животные |
игрушки |
фр.-овощи |
+ |
+ |
+ |
+ |
«Подбери
картинку» |
Логическое
мышление, умение рассуждать анали-зировать |
1 |
2 |
3 |
4 |
с подсказкой |
не сразу |
+ |
+ |
1. Ребенку предлагается картинка
формата А4, на которой изображено много попугаев (бабочек,
машин) с незначительными отличиями. Необходимо
найти абсолютно такого же, какой указан в образце.
2. Ребенку предлагается 4–5 картинок,
объединенных одним сюжетом. Отмечается,
правильно ли разложил ребенок картинку, связный
ли составил рассказ, каков словарный запас
ребенка.
3. Ребенку предлагается 10 карточек с
изображенными на них предметами. Берется во
внимание, как долго запоминал ребенок все
картинки, сколько воспроизвел после третьего
раза и были ли ошибки.
4. Ребенку предлагается 20 карточек с различной
тематикой (обувь, посуда, мебель, фрукты, овощи) и
предлагается разложить их по группам и назвать
каждую группу одним словом. Здесь отмечается, как
ребенок разложил картинки и как их обобщил.
5. Ребенку предлагается 4 карточки по очереди, на
которых только контурами изображены предметы (машины,
животные, игрушки, фрукты-овощи). Нужно
«опознать» изображенный предмет.
6. Ребенку дается задание: на картинке изображены:
курица — цыпленок, рядом собака и знак вопроса.
Тут же нарисованы варианты ответов, в том числе
правильный, т.е. щенок.
Юлия СКОРОМНОВА,
педагог-психолог детского сада № 13,
г. Магадан
Публикация статьи произведена при поддержке психологического центра "Квартет". В широкий спектр предложений психологического центра "Квартет" входит такая услуга, как консультация детского психолога. Использование современных методов оказания психологической помощи, большой опыт работы и профессионализм работников центра помогут избавиться от различных видов зависимости, преодолеть стеснительность, страхи и комплексы,повысить успеваемость в школе и скорректировать поведение ребенка. Узнать больше о предоставляемых услугах и записаться на прием к врачу online можно на официальном сайте психологического центра "Квартет", который располагается по адресу http://www.psy-77.ru/
|