Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2005


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Диагностическая игра

«ДЕРЕВО»: от части к целому

Школьный психолог часто сталкивается с личностными проблемами учащихся, с проблемами дисциплины, с неблагоприятной психологической обстановкой в классе, школе, с эмоциональной усталостью учителей, безразличием учеников...
За каждым поступком ребенка или взрослого стоит уникальная комбинация стремлений, желаний, нравственных устоев, эмоциональных переживаний, то есть внутренний мир человека. Как заглянуть в этот мир, чтобы лучше понять душевные переживания человека, помочь ему найти пути преодоления конфликта? Одним из инструментов, помогающих психологу на этом пути, является арт-терапия, в частности работа с рисунком. Вынося с помощью рисунка внутреннее во внешний мир, человек снимает напряжение, выводит себя из бездействия и закрытости к осмысленному действию, открывает возможность самоизлечения, саморазвития и самопознания.
Часто, работая с подростками, сталкиваешься с необходимостью не только понять для себя, но и показать ребятам степень сплоченности их группы, стратегию поведения каждого участника, притязания на лидерство, а самое главное — выявить для каждого его место в группе. Одним из методов, позволяющих сделать это, является арт-терапевтическое упражнение «Дерево».
Я познакомилась с этим упражнением в книге Гертруды Шоттенлоэр «Рисунок и образ в гештальт-терапии». Упражнение показалось доступным, глубоким и интересным, и я стала использовать его в своей работе, немного изменив его и расширив возрастной диапазон применения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Это упражнение подходит для детей старшего возраста, начиная с 4-го класса, и подростков (особенности его проведения для учащихся 4–5-х классов см. ниже). Оно отражает динамику групповых процессов, так как направлено от индивидуальной части, которой является каждый участник, к целому, к группе.
Целью данного упражнения является создание группой участников общего рисунка дерева. При этом каждый на своем рабочем месте, на отдельном листе бумаги, создает свою индивидуальную часть дерева. После рисования листы складываются так, чтобы получилось общее дерево, и обсуждается процесс создания группового дерева.
Для выполнения этого задания от каждого участника требуется хорошо сконцентрироваться на своей индивидуальной части и при этом иметь в виду, что целью является общее произведение.
Листы бумаги А4 раскладываются так, чтобы они образовали большой прямоугольник или квадрат (в зависимости от числа участников). Возможен вариант, при котором остается один пустой лист (при нечетном числе участников).

Инструкция

Тема общего рисунка — дерево, то есть готовый рисунок должен представлять собой дерево.
Во время рисования разговаривать нельзя.
По команде: «Возьмите себе листы бумаги» — каждый участник выбирает себе лист, на котором он хочет рисовать.
Рисовать можно цветными мелками, карандашами, фломастерами, красками.
Каждый участник рисует свою часть на своем рабочем месте. Движение по аудитории во время рисования нежелательно.
Когда рисунок готов, попробуйте сложить листы так, чтобы образовалось одно общее дерево. Теперь вся группа может внимательно рассмотреть рисунок и обсудить по кругу процесс создания группового дерева.

Комментарий

Рисунок является хорошим зеркалом состояния группы.

Обсуждение

Очень важно прояснить для каждого участника его реальное место в группе и стратегию поведения. Психолог может задать участникам следующие вопросы:
• Ты нарисовал свой рисунок и поместил его сюда. Как ты чувствуешь себя на этом месте (с краю, в середине, вверху, внизу)?
• Ты сам выбрал это место, если нет, то кто (или что) заставил(о) тебя это сделать?
• Ты доволен своим местом? Как с этим у тебя в жизни?
• Что ты сейчас чувствуешь?
При помощи рисунка подростки часто описывают, как они чувствуют себя в жизни: забытыми, брошенными, слабыми, неуверенными, ожесточенными, колючими...
• Хотел бы ты что-то изменить для себя? — этот вопрос дает возможность подростку что-то изменить в себе, сделать первый шаг, «сдвинуться с места».
• Теперь выбери для себя другую часть дерева, ту, которая тебе особенно нравится, и представь, что там твое «место». Как ты чувствуешь себя там, что привносишь в целое?
В этом случае участники группы чаще выбирают тот рисунок, ту часть дерева, которая похожа на их жизненную мечту: для кого-то это крепкий ствол, для кого-то — сочная, яркая зелень, усыпанная красивыми плодами. Когда подростки отождествляются с этим рисунком, они наполняются энергией и внутренней силой.
• Если бы ты был этой частью, как бы ты чувствовал себя в группе?
• А в жизни? Появились ли у тебя какие-то новые возможности?
• Что ты можешь делать, чего раньше не мог? Чего не можешь?
• Какой твой вклад в целое? В какой мере ты воспринимаешь свой рисунок как часть целого?
Если в результате обсуждения чувствуется, что участники напряжены или не удовлетворены результатом общего взаимодействия, можно предложить нарисовать дерево еще раз. При этом необходимо предупредить, что групповое взаимодействие приносит удовлетворение тогда, когда каждый участник группы является самим собой и творит, не ограничивая себя, имея при этом в виду создание общего произведения.
При большом числе участников, для того чтобы уложиться в урок, обсуждение можно ограничить общими вопросами:
• Что привносит каждый в общую картину? Устраивает ли это его?
• Может ли группа создать «единое дерево» со стволом и кроной?
• Что мешает группе создать «единое дерево»? Что делать?

Особенности группового процесса

Особенности
группового процесса
Пояснения
1. Кто какой взял лист? Стремление к лидерству: кто-то взял лист первым и сразу начал рисовать, кто-то ждет, а кто-то берет тот лист, который остался.
2. Кто рисует ствол? Кто рисует крону? Позиции в группе (поведение в жизни): ствол — основа дерева, на нем все держится, если нет ствола, то нет и дерева, кроны; но ствол находится внизу, а крона — наверху, и она всем видна.
3. Если рисуют несколько стволов, чья идея побеждает? Пытается нарисовать свою часть ствола особенно ярко, с силой нажимая на карандаш. Интенсивно окрашивает свою часть, выделяя цветом.
4. Какие усилия прикладывает каждый участник, чтобы защитить свое видение рисунка? Пытается организовать действия группы, что кому рисовать (невербально). Пытается сообщить группе, что он рисует (невербально).
5. Если в группе появился лидер, насколько он может организовать работу группы в целом? В какой мере группа соглашается на это видение? Группа приняла идею лидера, участники меняют свою позицию, подстраиваются под видение лидера: главное — общее дело. Группа не принимает руководства, ничего не замечая, рисуют то, что решили раньше: не хочется подстраиваться; рисую, что решил.
6. Как при этом ведет себя каждый участник группы: изменяет ли свой рисунок? Если изменяет, то с охотой или нет? Изменяет охотно. Не изменяет.
Изменяет, но с неохотой.
7. Как происходит взаимодействие между участниками? Невербально общаются, пытаясь организовать общие действия. Не замечают друг друга.
8. Все ли рисуют одновременно? Есть ли выжидательные позиции? Все рисуют сразу, одновременно. «Жду, пока все нарисуют и рисую то, что осталось, что нужно».

Особенности проведения упражнения
в 4–5-м классах

Листы бумаги необходимо пронумеровать, начиная с верхнего. Инструкция дается такая же, о цифрах на листах упоминать не надо. После выполнения упражнения рисунок собирается не произвольно, а в соответствии с нумерацией. В результате выполнения упражнения можно выявить стратегию поведения участников и особенности группового взаимодействия. Обсуждение целесообразно ограничить общими вопросами (в этом случае гораздо важнее, чтобы ребята почувствовали, что им мешало и чего не хватало при создании общего дерева) и дать возможность нарисовать общий рисунок еще раз.
Таким образом, данная методика обладает большим диагностическим и развивающим потенциалом. В течение одного занятия психолог может увидеть особенности детского коллектива, выявить ролевые позиции детей. Кроме того, это упражнение помогает самим участникам увидеть проблемы и достижения своей группы.
Психолог также может использовать арт-терапевтическое упражнение «Дерево» для коррекции отношений в группе и построения индивидуальной психотерапевтической работы с клиентом.

Татьяна ГРИШКОВА,
педагог-психолог